Так быть или не быть?
"Весь Шекспир". И вот в ночной тишине явственно раздался голос:
Я дух! Приговорённый жить во мраке ночи,
А днём скрываться в пламени костров...
Тень отца Гамлета?
А из книги Жюля Верна выглянул молодой человек и испуганно проговорил:
- Это же он... он... тень...
Аксель Лиденброк: Я только что видел сон - как я иду по подземным галереям, как было в экспедиции, и вдруг передо мной появляется...призрак! И я узнаю его! То - тень отца Гамлета! Вот где она обитает в течение веков!
"Герцог": Померещится же всякое!
"Герцог": Монолог Гамлета! Ну как же — самое прославленное место из Шекспира! Высокая, высокая вещь! Всегда захватывает зрителей. В книжке у меня его нет — у меня всего один том, — но, пожалуй, я могу восстановить его по памяти.
Быть или не быть? Вот в чем загвоздка!
Терпеть ли бедствия столь долгой жизни,
Пока Бирнамский лес пойдет на Дунсинан,
Иль против моря зол вооружиться?
(Из монолога Гамлета по М.Твену)
Юрий Живаго: Постойте, вы же перевираете! Бирнамский лес - это не из "Гамлета", а из "Короля Лира"! Давайте, я прочитаю этот монолог:
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств.
(Известный с юных лет монолог, ну, чем он может удивить в ночной тишине? Да ведь как будто бы сказано о наших соотечественниках в начале нового века!)
"Герцог": По крайней мере, я помню ещё кое-что из Шекспира.
Юрий Живаго: Что же?
"Герцог": Например вот это - "Слова, слова, слова". Как сказано!
Аксель: А ещё?
"Герцог": Да мало ли чего ещё! "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". Это уж точно! Так... "Распалась связь времён". "Что он Гекубе, что ему Гекуба?" "Подгнило что-то в Датском королевстве"... "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте".
Юрий Живаго: Кстати, в оригинале у Шекспира - "чем повесть о Джульетте и её Ромео"...
Герцог: Да, Джульетта - это главное! И как её любил Ромео! "Любил её, как сорок тысяч братьев любить не могут!"
Юрий Живаго: Вы опять путаете, господин артист. Это - из "Гамлета", принц говорит так об Офелии...
Герцог: Извиняюсь, запамятовал... Вот ещё: "Горячий лёд!" "Дальнейшее - молчанье".
Юрий Живаго: Обратите внимание - из десяти прозвучавших здесь крылатых цитат восемь вы припомнили из "Гамлета"!
Аксель: Вот уж всем трагедиям трагедия!
Герцог: Но почему?
Юрий Живаго: Да, почему? Вот что написал мой соотечественник Иван Тургенев: "Гамлет сам наносит себе раны, сам себя терзает; в его руках меч: обоюдоострый меч анализа".Душевные раны и анализ - этого в "Гамлете" больше, чем в других пьесах таинственного человека из Стратфорда. Но вот прав ли Тургенев в другом, когда он утверждает: «Гамлеты точно бесполезны массе; они ей ничего не дают, они её никуда вести не могут, потому что сами никуда не идут»?
Аксель: Я помню, как на моём с дядюшкой пути в Исландию в тумане я видел замок Кронборг и Хельсинборгскую башню и думал о принце Гамлете. Мне даже казалось, что он покажется мне и махнёт рукой.
Аксель: А что вы, Юрий, думаете о Гамлете?
Юрий Живаго: Почему принц Датский всё выходит и выходит на подмостки.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
... Голос Живаго ещё звучал в ушах, но никого рядом уже не было.
И припомнились стихи "Гамлета таганского" - Высоцкого:
А мы всё ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса.
Свидетельство о публикации №225062901721