Поперёк войны
Сегодня на дворе 2025-ый год. Трагическим эхом той войны — Великой Отечественной, услышалась мне эта невыдуманная повесть, начавшаяся в 1943-ьем году на Курщине. Короткая повесть, не длиннее, чем сам тот увековеченный бой…
По прошествии стольких лет мне бы пройти мимо всего услышанного. Постоять помолчать и пойти дальше. Ан, нет. Не смог. Словно контузило меня, зацепив случайным и нежданным осколком, принеся боль и тяжесть, пригнув мои плечи. Не смог остаться равнодушным. Спасибо той, которая поведала мне об этом. Без её рассказа трагедия той войны в моём сознании была бы возможно неполной.
Шёл 1943-ий год. Битва на Курской дуге — одно из величайших сражений Великой Отечественной. Тот факт, что в ней принимали участие около двух миллионов человек, четыре тысячи самолётов и, наконец, шесть тысяч танков даёт полное право считать это сражение одним из самых значительных в истории Второй мировой войны и, в частности, самым крупным танковым сражением в истории войн. Та безоговорочная победа Красной Армии во многом предопределила и последующую Победу во всей войне. Напомнить об этом было бы не лишне.
Однако, битва есть битва. Со своими, часто меняющимися боевыми ситуациями, переменами диспозиций, манёврами и темпом продвижения. В течение пятидесяти дней Курской битвы было всякое. Враг был ещё достаточно силён. И он не собирался так просто здаваться. Иногда, подразделениям Красной Армии приходилось поступиться преимуществом по тактическим соображениям. Было так и в тот день. Боевая обстановка вынуждала отступить, чтобы победить в другом бою.
Многочисленное подразделение, в котором воевал Солдат, в спешном порядке отходило к новому месту дислокации. А по пятам, влекомые запахом крови, отступающих преследовали части противника. Узость дороги в густом лесу с непроходимой чащей по обеим сторонам не позволяла обеспечивать скорый темп отступления. Враг вот-вот должен был настигнуть колонну красноармейцев. И тогда, экипаж танка, прикрывавший бойцов сзади, развернул машину и поставил её поперёк дороги, замерев, готовый принять смерть, тем самым сохраняя жизни товарищей, ведя защитный огонь из танкового орудия. Это был осознанный поступок героического отчаяния. Ценой самого дорогого — своей жизни. Это ли не было одно из многих жертвоприношений на алтарь общего дела, благодаря которым и свершилась потом Победа?! Враг был задержан и этого было достаточно для отхода подразделения без потерь.
Вернувшиеся через несколько дней на то самое место, бойцы, обнаружили растерзанный в клочья обгоревший танк, стоявший на том самом месте, где он и принял свою смерть. Когда вскрыли танк или то, что от него осталось, обнаружили обгоревшие безжизненные тела экипажа. И вдруг, еле слышный стон прервал скорбную тишину молчания. Жив, жив! Вытащили полуживого, обгоревшего, покалеченного Солдата и отправили в госпиталь на излечение. Сколько он там провалялся — одному Богу известно. Но доподлинно известно, что выжил. Однако, в строй не вернулся. Не был в состоянии. По причине скорбной. Лишился Солдат обеих ног.
Подлинная судьба Солдата после выздоровления неизвестна. Соединился ли с такими же как и он беспомощными калеками, когда во "благо и спокойствие" жизнеспособного населения страны, всех их скопом отправили на умирание с глаз долой в северные провинции страны — острова Валаам и Соловки, по сути, социальный лепрозорий? А может быть, оставшись там чудом жив он был в конце-концов позднее переправлен в Курскую область? Неизвестно. Остаётся только гадать. Чего греха таить, было и это в нашей истории. Сколько их было тех сирых, убогих калек? Нельзя даже примерно сказать. Но это уже другая история — более трагическая и печальная. Рвущая душу. Сам помню, живя в столичном городе, встречал их и узнавал их приближение по грохочущей деревянной доске на колёсиках, восседавшими человекоподобными обрубками, отталкивающимися, в лучшем случае, обеими руками от дорожного покрытия в помощь своему передвижению. И правда, их постепенно не стало. Растворились незамеченными...
Детский дом, в котором воспитывалась Тома, рассказавшая мне эту историю, и дом инвалидов Курской области находились по соседству через дорогу. Дети проведывали ветеранов с превеликой для них радостью и оказывали шефскую помощь. Делали они это с той заботой, на которую были способны. По словам Томы, все эти искалеченные пожилые люди были практически, что называется, на одно лицо. Они ей казались стариками, хотя были на самом деле ещё не старыми, а только седыми, с подорванным здоровьем и какие-то выжженные изнутри. А Солдат... Все они были солдатами...
Тот день накануне Дня победы 9 мая в 1972 году Тома запомнила на всю жизнь. Откуда ни возьмись, к дому инвалидов подъехали важные машины, из них вышли не менее важные люди. Что? Почему? Никто не мог и предположить. Весть разнеслась мгновенно. Награда нашла своего Героя! Через двадцать девять лет! Указом Президиума Верховного Совета СССР, за подвиг, совершённый в годы Великой Отечественной войны, Солдату было присвоено звание Героя Советского Союза. Нашли. Отметили. Виват Герою!
...Вспоминаю художественный фильм 1961-ого года режиссёра-фронтовика Григория Чухрая "Чистое небо", поставившего до этого знаменитейший фильм "Баллада о солдате". В "Чистом небе" отображена судьба военного лётчика. Сбитого, пленённого, отсидевшего свой срок за то, что оказался в плену. И... Фантастический апофеоз признания его боевых заслуг в завершении. С самым, на мой взгляд потрясающим моментом, в котором на немой вопрос его жены, с волнением ожидавшей его у административного здания, куда его пригласили: — Ну как?, он молча разжимает стиснутый кулак и на открытой ладони лежит звезда Героя. Потрясающая сказка со счастливым концом. Да простят мне мой кажущийся сарказм…
А в случае с Солдатом? Оказывается, совсем не сказка! И это случилось на самом деле!..
История подходит к концу. Трагическому и скорому. Заранее снимаю головной убор в знак траура...
После вручения ему золотой звезды Героя Солдат скончался на следующий день — День Победы. Не выдержало сердце.
Обращаясь ко мне иногда, кто по имени и отчеству, кто-то — просто по имени, и зная моё умение потешать своими байками, люди ожидают получить заряд оптимизма, узнать интересные и увлекательные истории. Чем могу, тем и тешу. Хочу спросить: — А как вам показалось в этот раз? Потешил? Может быть, может быть... Но, со слезами на глазах. Не очевидная неопределённость моего вопроса утвердительно компенсируется звучащими аккордами fortissimo реквиема по убиенным и искалеченным в войнах. Они были отомщены Победой. Вечная им слава!
Свидетельство о публикации №225062900187