Правдивость, правдоподобие. Или эмжэихаэль...

     Не хотят смотреть на раздел, в котором опубликован текст. Смотрят только на название текста. И, разочаровавшись, начинают издеваться над автором. Это просто безобразие какое-то, потому что часто издеваются над автором и тогда, когда в его тексте присутствует  полное соответствие содержания его, текста, заявленному разделу!

     Он лично уважает тех авторов, которые тщательно продумывают содержание своих текстов, а потом подбирают этому содержанию чётко соответствующий ему раздел.

    Можно, конечно, сначала выбирать раздел, и уже под выбранный раздел сочинять подходящее ему содержание. Но это, он думает, - уже слишком большая строгость. Излишнее ограничение  свободы творчества авторов в литературе.

     Литература - вот нужное слово. Хорошо, что пришло ему в голову! Ведь сейчас время такое, что  скоро, вполне возможно, могут исчезнуть все естественные литераторы, все живые сочинители, а останется только один всемогущий автор: искусственный интеллект.

     Одной из причин того, что могут исчезнуть все живые литераторы, он так считает, является то, что литераторы безалаберно, безответственно относятся к подбору содержанию своих текстов соответствующих ему, содержанию, разделов.

     Они, литераторы, не умеют подбирать разделы, точно соответствующие содержанию их текстов, потому что забывают из чего состоит неделовая литература. Да, лично он, может быть, он и не прав, разделяет литературу на деловую и неделовую.

     Деловая литература, по его мнению,  включает в себя  канцелярские или служебные, методические или указывающие, научные, образовательные и учебные, технические и торговые тексты, но его больше, чем деловая, интересует литература неделовая.

     По его мнению, многие литераторы неправильно подбирают содержанию своих текстов ему соответствующие разделы, потому что никак не хотят согласиться с тем, что неделовая литература включает в себя журналистику, публицистику и собственно художественную литературу.

      Многие современные, ещё живые литераторы, не могут согласиться с его делением неделовой литературы на журналистику, публицистику и художественную литературу потому, что они об этом его делении ничего не знают.

      И он решил рассказать литераторам, пока они ещё живут, пока их полностью не заменил искусственный интеллект, о том, что жкрналистика складывается из заметок, репортажей и статей, те же авторы, которые хотят ваять памфлеты, фельетоны, эссе, очерки всё это складывают в публицистику, а занимающиеся художественной литературой составляют её из своих и чужих прозаических миниатюр, рассказов, повестей и романов, в том числе иронических, сатирических, шуточных и юмористических.

     Он, конечно, знает, что в художественную литературу  входят ещё новеллы, стихи и поэмы, но в них он ничего не понимает, а поэтому хотел бы для литераторов рассмотреть отличия друг от друга таких литературных понятий, как  правдивость и правдоподобие.

     Правдивость - это понятие, которое относится к таким составляющим неделовой литературы, как журналистика и публицистика. Но к журналистике правдивость, он это где-то слышал, должна относиться  больше, чем к публицистике.

     Заметки, репортажи, статьи журналистов, так он думает, должны точно, то есть без искажений, клеветы и обмана отражать представляемые читательницам и читателям объекты из действительной, а не выдуманной, не вымышленной жизни.

     Другими словами, правдивость журналиста заключалась бы, если бы журналистика всё ещё существовала, в том, чтобы без искажений доносить до внимания читателей и читательниц  любые данные и сведения, даже статистические.

      Когда литератору начинают не нравиться сухость точных данных, жуткая строгость статистических сведений, он начинает сам чувствовать, как он из журналиста-репортёра начинает превращаться в корреспондента-публициста. Это, конечно, только лично его мнение, но он считает себя вправе высказывать и свои личные мнения!

      Литератор-репортёр так называется именно потому, что своим заказчикам он должен посылать преимущественно правдивые репортажи с места событий, иногда - заметки,   а корреспонденция публициста может состоять не только из памфлетов, фельетонов, эссе, но и из очерков, которые многие читатели и читательницы уже не могут никак отличить от такого жанра именно художественной литературы, как повесть.

     Те репортёры, которые из авторов правдивых заметок и репортажей не хотят, с помощью вранья, выдумки, вымысла, превращаться или в публицистов, или в художественных литераторов, становятся авторами правдивых статей, если им хочется писа'ть тексты, которые были бы крупнее заметок и менее строгими, менее сухими, чем репортажи.

     А публицист, который имеет возможности стать именно хорошим публицистом, от написа'ния памфлетов, фельетонов и эссе обязательно перейдет к написанию очерков.

    Да, он так думает: в литературе одно вытекает из другого, а что-то обязательно сливается в более крупные тексты. Из прежних заметок и репортажей репортёра могут вытекать его статьи, из которых он может составлять сборники.

     А публицист свои  памфлеты, фельетоны и правдивые эссе может сливать в свои же крупные очерки и даже в иронические, сатирические, шуточные и юмористические романы.

     Тот публицист, который устал от написания собой правдивых эссе и очерков, но не хочет отказываться от своих занятий литературной работой, вполне может стать автором иронических, сатирических, шуточных и  юмористических повестей и романов, в которых кроме правдивости уже допустимы выдумка, вымысел и даже враньё, которые должны быть в художественной литературе правдоподобными.

      Правдоподобие или типичность - это не правдивость журналиста.

     Правдивость - это точная, без искажений передача данных, сведений о действительности, в том числе и статистических.

     Правдоподобие или типичность - это лишь узнаваемость образов, узнаваемость представляемых в литературно-художественном произведении героев, персонажей и явлений, в основном общественных.

     Когда публицист пишет, стараясь  ни на кого не клеветать, очерк или эссе, его текст должен быть более правдивым, чем правдоподобным.

     А когда автор пишет или иронический, или сатирический, или юмористический роман, он старается, чтобы его враньё, выдумка, вымысел были как можно более правдоподобными. То есть крайне узнаваемыми читателями.

     Сатирические романы, если не складываются обязательно из одних только памфлетов, то обязательно включают в себя их. Памфлеты.

     Памфлеты - это небольшие тексты, которые чаще всего являются более жёсткими, более злыми, более саркастическими, чем фельетоны с их мягким, малозлобным юмором.

      Он подумал, что его разъяснения по поводу того, чем памфлет отличается от фельетона, могут помочь ещё живым литераторам отличить сатирический роман от романа юмористического.

     От юмористического романа шуточный роман отличается тем, что в нём гораздо больше, чем профессионально выделанных юморесок, простонародных шуток, хотя  сейчас многие литераторы не знают, что такое простонародность.

     Чем же сатирический роман отличается от романа юмористического? В юмористическом романе правдоподобных вранья, выдумки, вымысла может быть гораздо больше, чем правдивости. А от сатирических романов до сих пор, то есть в двадцать первом веке, требуют больше правдивости, чем правдоподобного вранья, выдумки, вымысла.

      Он думает, что можно сочинить  юмористический роман, в котором нет ни капли правдивости, а есть одни только враньё, выдумка, вымысел. Сочинитель, который начинает писать юмористические романы без всякой правдивости, может превратиться в фантаста.

     Некоторые авторы сатирических  романов, как и некоторые авторы памфлетов, стараясь обходиться в своих текстах без клеветы на кого-то и без обмана читателей, могут начать создавать романы-антиутопии.

      Его также интересует вопрос: чем правдоподобие в реалистическом юмористическом романе отличается от правдоподобия в фантастическом юмористическом романе? Крайне сложный вопрос! Но попытаться ответить на этот вопрос можно. Может получиться и такой ответ:

     Правдоподобие в реалистическом юмористическом романе оценивается и критическим мышлением, и чувством юмора читателей и читательниц, а правдоподобие в фантастическом юмористическом романе оценивается исключительно чувством юмора читателей и читательниц. Без всякого задействования ими своего критического мышления.

     Он считает, что вполне допустимо предположить: сочинитель может научиться создавать фантастические юмористические романы, тренируясь написанием фельетонов и других юморесок.

     Так что, скорее всего или децствительно, в художественной литературе тексты многих жанров возникают из желания публицистов сочинять не очерки и эссе, а  рассказы, повести, пьесы, романы и сценарии для кинематографа.

     Те читатели и сочинители, которые совсем не смотрят на раздел, в котором опубликован какой-то тест, не поверят ему в том, что философия - это только вид понятной массовому читателю публицистики, в текстах которого не обязательно должно быть много словесных иллюстраций и примеров из жизни, а в таком разделе, как "история и политика" лучше помещать не пространные очерки, которые могут вызывать у читателей скуку, а правдивые статьи и эссе, которым их краткость совсем не вредит, а, наоборот, существенно помогает.

     P.S. Автор записавший данные рассуждения одного персонажа о деловой и неделовой литературе, вынужден читателям и читательницам расшифровать  эмжэихаэль, как "между журналистикой и художественной литературой". Автор, согласившийся с персонажем в том, что в неделовой литературе между журналистикой и собственно художественной литературой находится публицистика, со многим другим в размышлениях персонажа не согласен, но персонаж - это живой сочинитель, и, вполне возможно, ещё остались в живых те сочинители, которым данные рассуждения персонажа могут пригодиться.  Исходя из этой мысли о полезности и помня о понравившемся ему рассуждениии персонажа о том, что не только в деловой, но и в неделовой литературе, авторам нужно обходиться без всякой клеветы на кого-либо, автор решил опубликовать свою запись странных итогов размышлений персонажа именно в разделе литературоведения.             

      

               


               


Рецензии