Мудрец на берегу реки

Этот обзор хочу открыть представлением вышедших в издательстве «Вече» в серии «Забытая книга», двух книг Виктора Астафьева хотя не могу согласиться с «забытостью» писателя, который продолжает оставаться одним из лучших прозаиков русской литературы.
   Читать Астафьева непросто, он никогда не писал «коммерческих» книг – его интересовали сложные материи, а не захватывающие сюжеты».
   «Астафьевская проза – даже ранняя – бывала беспросветной – по настроению, по сюжетам. Он никогда не отдавал должное соцреалистической традиции жизнеутверждающих концовок. Астафьев – трагик по натуре и по литературному амплуа. Но его лучшие страницы можно читать как стихи – каждая фраза у Астафьева музыкальна, удивительно пластична. У него был тончайший слух на слово, на интонацию, которая затягивает читателя, если он способен сочувствовать и сопереживать». – писал критик Арсений Замостьянов.
Астафьева причисляли к плеяде писателей-деревенщиков. Он действительно знал и понимал мир русской деревни и писал о ней то с поэтической нежностью, как в «Оде русскому огороду» 1972 года, то с разочарованием, как в «Печальном детективе», романе 1986 года. Тогда Астафьев поставил тяжелый диагноз родному краю, который разъедают пьянство и уголовщина, а главное – равнодушие.;Где-то гремит война, которая коснулась всех и каждого — и тех, кто сражается в бою, и тех, кто остался в тылу. Юноша из далекой от линии фронта деревни и его родные и близкие живут своей, казалось бы мирной жизнью, с ее простыми радостями и горестями — однако эхо войны и их не обходит стороной. И вроде бы быт прежний — и дела, и праздники, но что-то изменилось, и уже никогда не будет так, как раньше…
В сборник "Где-то гремит война",  также вошли повести и рассказы, написанные в ранние годы творчества писателя —"Суходол", "Звездопад" и другие.
   «Затеси» —  особая книга Виктора Астафьева, составленная из лирических миниатюр, которые писатель вёл на протяжении всей своей жизни. Они составили восемь хронологических тетрадей.
Название «Затеси» впервые появляется в 1965 году, первое отдельное издание затесей вышло в 1972 году. Писатель постоянно возвращался к циклу в течение всей жизни, включал в него и исключал различные рассказы. В названии книги писатель использует понятие зарубки, сделанной на деревянном покрытии с помощью острого предмета с целью запоминания правильной дороги
   Основная тематика миниатюр — авторские рассуждения о скоротечности человеческой жизни, о времени, о собственном душевном состоянии. В «Затесях» есть размышления о жизни и смерти, о смысле бытия и его конечности, о прошлом, настоящем и далёком будущем огромной страны.


ХХХ;
Творчество Бориса Васильева признано классикой русской литературы, его книги переведены на многие языки, по произведениям Васильева сняты известные и любимые многими поколениями фильмы: «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война» и др.
Роман-эпопея «Были и небыли» состоит из двух книг: «Господа волонтеры» и «Господа офицеры» — и занимает особое место в творчестве Бориса Васильева, который и сам был из потомственной офицерской семьи и не раз подчеркивал, что его предки всегда воевали. Действие романа разворачивается в 1870-е годы в России и на Балканах. В центре повествования — жизнь большой дворянской семьи Олексиных. Судьба главных героев тесно переплетается с грандиозными событиями прошлого. Сохраняя честь, совесть и достоинство, Олексины проходят сквозь суровые испытания, их ждет гибель друзей и близких, утрата иллюзий и поиск правды...
 На Балканах  в то время шла освободительная война болгар и сербов против турецкого владычества. Сотни русских, охваченных патриотическим порывом, отправлялись на помощь братьям-славянам, чтобы плечом к плечу сражаться с захватчиками. Среди них - молодые дворяне Олексины, которым предстоит пройти через многие испытания...;Вторая книга дилогии посвящена русско-турецкой войне 1877-1878 гг., способствовавшей освобождению Балканского полуострова от османского ига. Участниками важнейших исторических событий - сражения на Шипке, взятия Плевны, осады Баязета - становятся офицеры Олексины, для которых долг, честь и мужество превыше всего.

ХХХ
Возможно, первый травелог, как  литературный  жанр, – «Одиссея» Гомера. Позднее, лет 400 спустя, понятие этого жанра расширил Геродот в своей «Истории». "Отец истории» был заядлым  путешественником, перемежавшим исторические этюды описанием земель и народов их населяющих. Таким образом, он раздвигал не только пределы ойкумены эллинского мира, но и литературы этого мира, откуда все и начиналось.;Сегодня книги о путешествиях, слегка подзабытые  после эпохи великих географических открытий, и последовавшей за ней эпохи передела колониальных завоеваний, положившей начало двум мировым войнам, вновь начинают занимать свое заслуженное место на литературном Олимпе. 
Появившееся в конце XIX века исследование историка Леопольда Воеводского « Введение в мифологию «Одиссеи», основанное на множестве античных источников, с привлечением множества параллелей мифологии других народов, сразу вызвало споры, а потом оказалось полузабыто, поскольку в мифах стремились видеть прежде всего отражение социальных процессов. Однако же сегодня пришло время трактовать эту книгу, возвращаясь к истокам античной мифологии.

ХХХ
Книга французского историка 19-го столетия Огюстена Тьерри «Рассказы о временах Меровингов» посвящена
правящей семье и первой династии королей, впервые появившихся как «короли франков» в римской армии Северной Галлии. К началу VI в. они объединили всех франков и северных галло-римлян под своей властью. Вскоре королевство Меровингов становится самым крупным и могущественным государством Западной Европы. Огюстен Тьерри исследует взаимоотношения новых правителей-германцев с местным, как он порой выражается, «туземным», населением в это необычное и насыщенное яркими событиями время, которое незаслуженно называют Темными веками.


Рецензии