12. Аз есьм
На копьях римских легионеров средиземноморская цивилизация к концу «ненашей» эры и к началу нашей уже распространила свое влияние на большую часть Западной и Центральной Европы вплоть до берегов Рейна и Дуная. Дальше на север начинался иной мир, иная стихия. Там шумело, перекатывало волны и билось о кромку «цивилизованного» берега целое море племен и народов, которые жили по своим «варварским» законам и были страшны тем, что вовсе не горели желанием «цивилизоваться». Бывали моменты, когда эти племена и народы, забыв на время о взаимных обидах, объединялись в единое целое и огромной волной вдруг накатывались на римские рубежи. Сдерживать этот прибой с каждым годом становилось все труднее. Победить же варваров на их территории было очень сложно, ибо у них не было, крепостей, которые можно было бы захватить, не было царей, которых можно было бы взять в плен, даже золота, ради которого стоило проливать кровь рядовых легионеров, и того не было. Завоевать море было невозможно, можно было только попытаться максимально укрепить свои берега с тем, чтобы они не разрушались во время приливов. Однако осознание этой простой истины пришло к римлянам не сразу. Первые императоры всерьез полгали, что им по силам если уж не покорить море, то, по крайней мере, его обуздать.
Каждая варварская волна, которая когда-либо накатывалась на имперские рубежи, имеет, благодаря античным историкам, свое название и даже собственную дату. Какие именно племена сражались с Римом в Европе, и какие силы приводили их в движение, мы по ходу дела и попытаемся разобраться. Начнем же, как обычно, издалека – из Передней Азии. Там римские и греческие летописцы появлялись нечасто, а посему нам вновь придется сопровождать наше повествование словечками типа: «считается», «очевидно» и «возможно».
Итак, считается, что натиск римлян на Переднюю Азию и последовавшая вслед за этим цепная реакция войн в том регионе могли привести в движение иранские племена асов, об этнической принадлежности которых ученые спорят и по сей день. Конкретных документальных источников повествующих об этом событии не найдено, поэтому строить свои гипотезы российским и норвежским исследователям приходится, опираясь на предания и на некоторые пока еще довольно туманные археологические находки. Даже знаменитый путешественник Тур Хейердал решил посвятить этой теме остаток жизни и незадолго до смерти отправился в южнорусские степи с тем, чтобы отыскать родину своих предков - «Великую Швецию». Объединив усилия, исследователи русской старины и любители скандинавского эпоса в конечном итоге пришли к нижеследующим выводам. В Европу асы перебрались откуда-то из Азии, название которой говорит само за себя. В нижнем течении Дона асы столкнулись с местными ванами, которые особой радости по поводу появления незваных гостей не высказали. Откуда пришли на Дон сами «ванюши», никто толком не знает. По одной из версий они за пару столетий до того явились из Закавказья с территории разоренного соседями Урарту, и в этом случае, они могли иметь какое-то отношение к сванам, которые по сообщению Страбона были сильнейшим племенем Кавказа. Царство сванов в ту эпоху как раз находилось на подъеме и в случае необходимости могло вывести в поле ополчение в двести тысяч «штыков». По другой версии ванны жили на Дону издревле, являясь восточным краем громадной венедской общности. Асам пришлось вступить с ними в войну, ибо ваны не желали мириться с появлением в переполненной донской «коммуналке» еще одного жильца. Выявить победителя, однако, ни одной из сторон не удалось. Когда, наконец, стало ясно, что силы примерно равны, противники пошли на мировую и разменялись пленными. Договориться им помог еще и тот факт, что они были дальними родственниками, и на этой спорной «жилплощади» когда-то давным-давно жили их общие предки.
Возможно, именно так на арийской «кухне» появился «шведский стол», на берегу Дона - новый «божественный город» Асгард, а на дверном косяке северочерноморской «коммуналки» - дополнительный звонок с табличкой «Великая Швеция». В римские же анналы вновь прибывшие вошли уже под другим именем - «азы». По сложившейся уже традиции это громкое имя следовало как можно скорее обмыть, лучше всего кровью, и такая возможность азам вскоре представилась. В 1-2 годах нашей эры ставленник Рима, понтийский царь Пелемон, вновь покорил Боспорское царство и разорил богатый город Танаис в устье Дона, являвшийся главным, если не единственным звеном в торговой цепи, связывавшей Степь с греко-римской цивилизацией. Степь на эту беспардонную наглость ответила незамедлительно. Азы в жестокой битве разгромили Пелемона, спровадили его на тот свет и на целых три столетия закрепили за собой Боспорское царство, прочно сев на берегах моря названного потом в их честь Азовским. Решительность и быстрота, с какой был повержен один из не самых слабых союзников Рима, заставили некоторых исследователей задуматься над тем, а так ли уж одиноки были в своих скитаниях легендарные асы, и не явились ли они в Центральную Европу в составе сарматской орды, к примеру, под именем язигов. Эта теория отодвигает время их появления в южнорусских степях на два столетия назад, но сути дела не меняет. В конце концов, и асы и язиги наверняка хорошо знали арийское слово «аз», то есть «я», точно также как знали его их родичи аланы, про которых говорят, что термин «асы» был их самоназванием, и точно так же, как потом его будут знать их потомки: касоги, хазары и русские. Мы даже не знаем наверняка, были ли вообще племена с такими названиями как «азы», «асы» и «язиги», или просто под этими именами скрывалось некое большое сообщество племен, явившихся из Азии, говоривших про себя «аз», и за то получивших от соседей все эти прозвища. Неугомонный Тур Хейердал даже считал, что слово «Азов» соответствует древненорвежскому «ас хов», что переводится, как «божий храм». В этом нет ничего удивительного, если вспомнить что и Кавказ расшифровывают, как «жилище богов».
Как бы там ни было, но некоторым асам соседство с римлянами и их союзниками показалось слишком уж беспокойным, и они вместе со своим легендарным предводителем Одином отправились дальше на север, увлекая за собой и часть ванов. Ванские переселенцы, как истинные земледельцы были неприспособленны к дальним переходам и очень скоро от своих кочевых спутников отстали, всей массой осев в верховьях Дона на самом краю славянских владений, где через несколько столетий средневековые авторы размещали племена северян и вятичей, и где, возможно, располагался потом легендарный город Вантит. Асы же в своих странствиях добрались до берегов студеного Балтийского моря и Скандинавии. Их дальний поход на север, воспетый в сагах как некое почти божественное деяние, на самом деле очень сильно напоминал бегство. В поисках «Малой Швеции» Один забрел в самый глухой угол тогдашней Европы, в болотистые низины Прибалтики, где коротали свой век такие же горемыки, как и он, ясторфские протогерманцы, некогда вытесненные в те края более сильными и развитыми соседями. Причем на север асам пришлось пробираться окольными тропами. Есть даже версия, что воспетая в легендах война асов с ванами произошла именно тогда, когда Один ломился к Балтике через владения славян. С германцами же, асы нашли общий язык довольно быстро. Для полудиких разрозненных протогерманских племен асы стали настоящим подарком небес. Не зря их потом обожествили. Бронированная азиатская конница обеспечила германцам лидерство в своем регионе и послужила для них организующим началом. Говорят, что именно с той поры у германских народов знатный человек всегда ассоциировался с закованным в латы конным рыцарем. Кстати говоря, именно в ту эпоху во владениях носителей германских диалектов на берегах Балтики, в низовьях Вислы и Одера стали появляться носители древнескандинавского языка, которых многие исследователи упорно ассоциируют с готами. Между прочим, слово «Бог» на сарматском языке звучало как «ас» а на скандинавском и германском – как «гот». Так может готы, до того, как стать готами, были асами, познавшими германскую ассимиляцию, и залог их дальнейших успехов был заложен в гремучем как ртуть сочетании азиатской мудрости с германской воинственностью?
Генетики на счет всего вышеизложенного также ничего толком сказать не могут. Известно только, что индоевропейцы-кочевники с русской равнины, как арийской, так и «эрбинской» кровей, прибывали в Скандинавию волнами в очень длинном временном промежутке между 2000 лет до нашей эры и серединой 1 тысячелетия нашей эры. До прихода с востока последней волны «R1a1» в середине 1-ro тысячелетия нашей эры на юге Скандинавии и на севере Европы на постоянной основе жили весьма разнообразные племена. Видимо, это были и носители «R1а1», и «R1b1», и «I1», и «I2». Другие группы если и были представлены, то определённо находились в меньшинстве.
Свидетельство о публикации №225062900413