Ковш без воды
Глава 1. Колодец
Ржавый ковш висел на гвозде, вбитом в рассохшееся дерево. В нём — три пшеничных зёрнышка и дохлый жук.
Из дневника матери (1999 г.):
_"Сегодня Миша сказал: «Брось ты эту философию». А я снова беременна. Если будет мальчик, назову Артёмом — «невредимый». Пусть будет целым, не как мы с отцом."_
Глава 2. Бетонное детство
Отец строил «хрущёвки», которые оседали через год. Артём собирал осколки кирпичей — они были похожи на письмена исчезнувшей цивилизации.
Запись Артёма (12 лет):
_"Папа принёс бетономешалку. Она гудит, как злой дух. Мама шепчет: «Это звук пустоты». Я поставил стакан воды на вибрирующий агрегат — вода танцевала, но не пролилась."_
Пометка матери на обороте:
_"Он уже видит. Боюсь."_
КНИГА ВТОРАЯ. ТРЕЩИНЫ
Глава 3. Уход
Мать уехала в понедельник, оставив на столе:
- фиолетовый шарф
- книгу «Дао Дэ Цзин»
- пустую бутылку из-под молока
Записка матери (найденная через 10 лет):
_"Артём, настоящая любовь — это когда отпускаешь. Я ухожу не от тебя, а к той женщине, которой могла бы стать. Может, когда-нибудь..."_ (оборвано)
Ответ Артёма (на клочке обоев):
_"Ты забыла ковш у колодца. Он ждёт."_
Глава 4. Гончарня
Слепой мастер учил:
— Разбитый кувшин — это начало новой истории.
Дневник Артёма:
_"Сегодня я разбил вазу. Гончар сказал: «Теперь у неё есть судьба». Я спросил: «А у меня?» Он поставил осколки в печь: «Спроси у огня»."_
Запись матери (на полях его дневника, чернила другие):
_"Судьба — это глина. Отец хотел слепить из тебя стену. Я мечтала о флейте. Но ты — только твои руки."_
КНИГА ТРЕТЬЯ. ОТРАЖЕНИЕ
Глава 5. Река
— Ты плачешь? — спросила река.
— Нет. Это просто вода.
— Вода — это и есть ответ.
Дневник в виде письма матери:
_"Сегодня я понял: ты не ушла. Ты стала рекой. Я опускаю ковш — он пуст, но в нём дрожит отражение твоего лица."_
Ответ матери (запись на обрывке газеты):
_"Сынок, я теперь дождь. Падаю. Испаряюсь. Возвращаюсь. Ты меня пьёшь, даже не зная."_
Глава 6. Возвращение
Артём вешает ковш на место. В нём — зуб мудрости, трамвайный билет и письмо, которого никто не написал.
Последняя запись в дневнике:
_"Мама, я нашёл твой шарф. Он пахнет не тобой, а ветром. Я оставляю его в ковше. Пусть птицы унесут тебе."_
Последние слова матери (найдены в её старом блокноте):
_"Артём, ковш никогда не бывает пустым. Даже когда в нём нет воды — в нём есть руки, которые его держат."_
ЭПИЛОГ. ДОЖДЬ
Ковш качается на ветру. В нём:
- 1 семечко яблока (от синеволосой девушки)
- 1 осколок (от вазы гончара)
- 1 слеза (не его и не матери — просто дождь)
Последняя строка:
_"Колодец был полон. Но это знала только земля."_
Книга Четвёртая
Пролог. Ковш на краю
Вечерний ветер шевелил сухую траву у колодца. Небо, выцветшее за день до бледно-серого, налилось свинцовой тяжестью. Ковш — кривобокий, с отколотой щепой рукоятью — стоял, зацепившись за неровность камня. В нем не было воды. Только рыжий налет ржавчины да прилипший к дну мертвый жук, свернувшийся в вечном «нет».
«Почему я пуст?» — будто бы спрашивал ковш.
«Почему я чувствую, что я — это он?» — подумал человек, который однажды остановился здесь, чтобы передохнуть.
Часть 1. Рождение пустоты
Глава 1. Город-аквариум
Город, где вырос Артем, был похож на аквариум с мутными стеклами. Дома-коробки прилипали друг к другу, улицы виляли, как испуганные рыбы, а люди носили под кожей тихий ужас: «Вдруг кто-то заметит, что внутри меня ничего нет?»
— Ты должен выбрать профессию, — говорил отец, разглаживая газету с вакансиями.
— Почему? — спросил Артем.
— Чтобы быть как все.
«Но что, если "все" — тоже пусты?» — думал он, глядя, как отец поправляет галстук, который душит его уже 20 лет.
Пейзаж: За окном медленно гасли фонари. Свет в них был желтый, больной, как глаза алкоголика.
Глава 2. Библиотека пыльных истин
Университетская библиотека пахла тлением бумаги. Артем искал ответы в книгах:
- Кьеркегор шептал о страхе и дрожи.
- Шопенгауэр смеялся: «Жизнь — маятник между болью и скукой».
- Кастанеда предлагал «увидеть путь», но путь упорно не проявлялся.
«Они пишут о пустоте, но не говорят, как ее вынести», — записал он в тетрадь, которую потом бросил в мусорный бак.
Пейзаж: Луна за окном напоминала вытертую монету. Где-то в темноте завывала собака — ровно, монотонно, как будто читала вслух «Бытие и время» Хайдеггера.
Часть 2. Встреча с бездной
Глава 4. Странник у дороги
Заброшенная станция. Лавка с отколотой ножкой. Странник — человек с лицом, как смятый конверт, — пил чай, и пар от кружки сливался с его дыханием.
— Ты ищешь воду? — спросил он, не глядя.
— Да.
— А ковш-то твой дырявый.
Артем сжал кулаки:
— Как его починить?
Странник рассмеялся — звук, похожий на скрип ржавых качелей:
— Зачем? Через дыры видно небо.
Пейзаж: За спиной странника тянулись рельсы, уходя в туман. Казалось, если пойти по ним, можно раствориться, как сахар в старом чае.
Глава 5. Слепой гончар
Мастерская «Трещина»
В переулке за заброшенной мельницей, где кирпичные стены дышали сыростью, стояла низкая дверь с вывеской из потрескавшейся керамики. Вход в мастерскую напоминал вход в пещеру — узкий, тёмный, пахнущий глиной и пеплом.
Артём вошёл, задев головой гирлянду из высохших горлышек бутылок. Звон, как колокольчики забытого храма.
— Ты пришёл за сосудом или за ответом? — раздался из темноты голос.
Слепой гончар сидел за кругом, его пальцы, покрытые засохшими каплями глины, лепили что-то бесформенное. Глазницы — два впалых теннисных шарика, затянутых кожей.
Диалог:
АРТЁМ
(разглядывая треснувшие кувшины на полках)
Почему вы не чините их?
ГОНЧАР
(проводит пальцем по щербине на горшке)
Ты чинил когда-нибудь сломанное детство?
(Пауза. В углу шипит самовар, как змея.)
АРТЁМ
(садясь на чурбак)
Я не понимаю.
ГОНЧАР
(вдруг разбивает только что слепленную чашку об пол)
Вот. Теперь она совершенна.
(Осколки звенят, как будто смеются. Один закатывается под ноги Артёму.)
Философия через действие:
1. Слепота — он не видит форм, но чувствует суть глины (как Артём не видит смысла, но чувствует его отсутствие).
2. Разбивание — акт освобождения от идеала.
3. Печь — в углу тлеет огонь; гончар объясняет: «Обжиг — это смерть, без которой нет жизни».
История гончара (раскрывается фрагментами):
- В молодости он был стеклодувом, но ослеп, когда расплавленное стекло брызнуло в глаза.
- Его жена ушла, сказав: «Ты больше не видишь меня».
- Теперь он лепит горшки для мёртвых — в деревне есть обычай хоронить прах в ручной керамике.
Кульминация сцены:
Гончар даёт Артёму ком глины:
— Слепи то, чего не может быть.
Артём мнёт глину, но получается только бесформенная масса.
— Вот, — гончар касается его творения, — идеально.
Символизм:
- Глина — податливая материя жизни.
- Трещины — следы опыта, а не дефекты.
- Слепота — способность видеть сквозь видимость.
Гончар — не учитель, а зеркало, в котором Артём видит своё отражение: «Ты тоже лепишь себя, даже когда не знаешь формы».
Часть 3. Ковш как путь
Глава 6. Улицы-реки
Работа подметальщиком научила его видеть красоту тщетности.
— Зачем ты подметаешь, если завтра снова будет грязно? — спрашивали его.
— Чтобы видеть, как ветер рисует новые узоры из пыли.
Внутренний диалог:
«Я — как этот веник. Стачиваюсь, но оставляю след. Может, в этом смысл? Не в вечности, а в касании».
Пейзаж: Рассветные лучи цеплялись за мусорные мешки, превращая их в призрачные фонари.
Глава 7. Дождь
Когда Артем перестал бояться пустоты, пошел дождь. Он поставил ковш на землю и наблюдал:
1. Вода наполняла его — «Я есть!»
2. Вытекала — «Я исчезаю»
3. Снова наполняла — «Но возвращаюсь иным»
Финал:
У колодца он наконец перевернул ковш. На дне блеснула капля:
— Ты пуст?
— Нет. Я — целый океан в одном миге.
Свидетельство о публикации №225062900884