Ст. Беломечетская. Священнослужители, учителя
СВЯЩЕННИКИ, ДИАКОНЫ, УЧИТЕЛЯ
В Ставропольской губернии и Кубанской области известны священнослужители и учителя Чикильдины, уроженцы ст. Беломечетской.
Чикильдин Василий Николаевич, 1876 г. р., родился в станице Беломечетской Кубанской области. С 1897 года по 1904 год он состоял учителем 1-го Министерского сельского одноклассного училища в селе Кугульта Ставропольского уезда Ставропольской губернии. В 1904 году переведен в село Арзгир Благодарненского уезда, работал учителем 1-го Арзгирского одноклассного училища. С 1906 году служил диаконом-учителем в штате Сретенской церкви села Благодарного Благодарненского уезда.
В 1909 году Чикильдин Василий был свидетелем по делу об обновлении икон в селе Бурлацком у крестьянина Никиты Вичирко. 3 мая 1909 года в селе Благодарном помощник Благодарненского уездного исправника Овсянников, для более ясной характеристики Татьяны Галиевой, проходившей по делу, опросил диакона Сретенской церкви Василия Чикильдина, ранее служившего в селе Арзгир, который сообщил: «…Я хорошо знаю Галиеву. Она женщина довольно начитанная, знает наизусть много псалмов. На человека, который впервые ее видит и разговаривает, она производит сильное впечатление. На самом деле Галиева страдает помешательством на религиозной почве. В Арзгире она уже всем надоела своими беседами и ее гонят. Летом она ходит по селам, ночует в садах или при волостях». ГАСК, Ф. 135, оп. 67, д. 1448.
8 июня 1911 года диакон Чикильдин, согласно прошению, перемещен к церкви села Северного Александровского уезда Ставропольской губернии, где состоял учителем церковно-приходской школы. В 1913 году он пожертвовал 5 рублей 80 копеек в пользу Андреевско-Владимировского Братства на устройство нового здания-приюта с храмом. 7 ноября 1913 года диакон Чикильдин назначен на священническое место к церкви Покрова Пресвятой Богородицы хутора Добровольного Благодатненской волости 5-го Благочиннического округа Ставропольской Епархии. 30 ноября 1913 года Архиепископ Агафодор в Андреевской церкви за литургией по случаю храмового праздника рукоположил диакона Чикильдина в сан священника. 24 октября 1914 года Ставропольское уездное отделение Епархиального училищного совета выразило благодарность заведующему церковно-приходской школы хутора Добровольного священнику Василию Чикильдину за усердие и ревность в деле народного образования. СЕВ, 1914 г., № 48.
1 марта 1917 года священника Василия Чикильдина направили в село Отказное Святокрестовского уезда Ставропольской губернии, где в то время действовали три церкви. 18 ноября 1917 года его назначили священником первого штата и настоятелем Трехсвятительской каменной церкви, сооруженной в 1858 году. СЕВ, 1911, № 25; 1913, № 45.
Дети Чикильдина Василия Николаевича: Нина, Николай, 1897; Борис, 1900; Валентин, 1904; Михаил, 1906; Иван, 1912, По сведениям из Ставропольских Епархиальных Ведомостей за 1911 год (№ 8): диакон села Благодарного Чикильдин Василий имел на содержании четверых детей, его доход составлял 750 рублей в год. Дочь его Чикильдина Нина Васильевна обучалась в среднем учебном заведении.
Чикильдин Николай Васильевич, 1897 г. р., родился в станице Беломечетской Кубанской области, сын священника, в 1911-1912 учебном году учился в 4-м параллельном классе Ставропольского духовного училища, годичные испытания сдал по 3-му разряду, попросил оставить его на повторительный курс, на следующий год училище окончил. В 1915-1916 году учебном году учился в первом отделении второго класса Ставропольской духовной семинарии, сдал экзамены по второму разряду. В 30-е годы жил в городе Нальчике, руководил сектором учета Кабардино-Балкарского Промсоюза. 28 октября 1937 года арестован органами НКВД, 11 ноября 1937 года за контрреволюционную деятельность осужден Постановлением Тройки НКВД Кабардино-Балкарской АССР, приговорен к расстрелу, расстрелян 13 ноября 1937 г. Реабилитирован Прокуратурой КБ АССР в августе 1989 года.
Чикильдин Борис Васильевич, 1900 г. р., сын священника, в 1914-1915 учебном году учился в Ставропольском духовном училище во втором параллельном классе, по причине болезни подлежал поверочным переводным испытаниям в августе 1915 года. 25 октября 1917 года определен и. д. псаломщика к Спасо-Преображенской церкви села Арзгир. Протоиерей Борис Чикильдин 17 лет, с 1959 года по 1976 год служил в городе Черкесске в Покровской деревянной церкви, сооруженной в 1902 году, похоронен на городском кладбище.
Чикильдина Нина Васильевна, дочь диакона села Благодарного Чикильдина Василия Николаевича, воспитанница 4-го штатного класса Ставропольского Епархиального женского училища, в 1909-1910 учебном году находилась на полуказенном содержании, по итогам годичных испытаний подлежала переэкзаменовке по сочинению. СЕВ, 1910, № 6; № 27.
В 1916 году Нина Васильевна учила детей в поселке Добровольном, где в Покровской церкви священником служил ее отец Василий Чикильдин. Его небольшая заметка по резолюции Епископа Михаила Александровского была опубликована в Ставропольских Епархиальных Ведомостях: «…На Рожденственских праздниках в здании вверенной мне церковно-приходской школы учащимися, под руководством учительницы Нины Чикильдиной, был устроен литературно-вокальный вечер со сбором в пользу детей, пострадавших от войны. Продолжительная и усиленная полготовка дала возможность прекрасно исполнить довольно обширную программу, в состав которой вошло более двадцати номеров 2-х и 3-х-голосовых патриотических и народных песен и около двадцати номеров декламации. Стройно, мощно и с чувством пропетые Гимны: Русский, Сербский, Черногорский и другие патриотические и народные песни произвели глубокое впечатление на слушателей. К сожалению, классное помещение не могло вместить всех желающих послушать. Пришлось через два часа повторить программу. На этот раз слушателей было еще больше.
В хоре принимали участие почти все учащиеся школы, за исключением только пяти человек. Усиленный детский труд по подготовке и исполнению программы дал два ценных результата: во 1-х, доставлено приятное и разумное развлечение для народа и, во 2-х, собраны деньги в помощь несчастным сверстникам, волею судьбы пострадавшим от войны.
Сбор за выступления выразился в сумме 38 рублей 50 копеек. Присоединив к этой сумме классную кружку, давшую по подсчету 4 рубля, и пожертвованные попечительницей школы Ольгой Кулагиной 10 рублей на елку, от устройства которой сами дети для сокращения расходов отказались, - получилось 52 рубля 50 копеек, каковые и представляю (переводом) в распоряжение Вашего Преосвященства для отсылки их по назначению. Январь, 1916 г.» СЕВ, 1916 г., № 17.
Чикильдина Юлия Николаевна, учительница, в 1907-1913 годы состояла учительницей женского начального училища (Пушкинского училища) в хуторе Романовском Кавказского отдела Кубанской области, 22 октября 1907 года допущена к преподаванию Закона Божия под ответственностью и наблюдением приходского священника. СЕВ, 1907 г. № 22; Куб. календарь, 1913.
Во второй половине 20-х годов прошлого века священником в станице Беломечетской Невинномысского района Армавирского округа Северо-Кавказского края служил Гайворонский Александр Иосифович.
Дед Александра: Гайворонский Иван Александрович, 1817 г. р., пасынок жителя села Болхунов Черноярского уезда Астраханской губернии Борцова Семена Петровича. Иван, в возрасте 19-ти лет, ростом 2 аршина 7 вершков, в 1836 году поступил в рекруты по найму за семейство войскового жителя Дмитрия Покусаева за 1 тысячу рублей «…Государственною монетою золотом и серебром по ходячему в народном обращении курсу». На 5 октября 1850 года Гапйворонский Иван записан в Ревизские сказки села Болхунов Черноярского уезда Астраханской губернии. ГААО, Ф. 458, оп. 1, д. 9; Ф. 687, оп. 1а, д. 30; Ф. 687, оп. 2, д. 1317.
Отец Александра: Гайворонский Иосиф Иванович, учитель, в Книге записей брачных обысков Смоленской церкви города Астрахани 6 сентября 1889 года записан как «…сельский учитель села Джамбая Красноярского уезда». ГААО, Ф. 741, оп. 2, д. 3. По сведениям из Астраханских Епархиальных Ведомостей за 1889 год № 19 он состоял учителем сельского училища села Никольского Красноярского уезда, 7 сентября 1889 года определен диаконом-учителем к Николаевской церкви села Кормового Черноярского уезда Астраханской губернии. На следующий год он переехал в Ставропольскую губернию. 30 августа 1890 года Епархия назначила его учителем Беломечетской одноклассной школы.
В станице Беломечетской Гайворонский Иосиф жил и служил четыре года, 2 декабря 1894 года, согласно прошению, перемещен к Казанской церкви села Донская Балка Ставропольской губернии. В 1900 году его направили учить детей в селение Марухское на реке Маруха, которое в настоящее время входит состав Зеленчукского района Карачаево-Черкессии. Он стал первым священником местной церкви Казанской иконы Божией матери. 24 октября 1900 года Баталпашинское отделение Ставропольского Епархиального училищного совета выразило благодарность священнику Гайворонскому за усердное отношение к своим обязанностям по церковно-школьной деятельности.
В конце 1901 года священник Гайворонский выписал из Белостока, уездного города Гродненской губернии Российской империи, с фабрики драпа, сукна и одеял господина Ш. Лихтенштейна ткан для пошива рясы. 6 февраля 1902 года он написал благодарственное письмо владельцу фабрики: «…М. Г., господин Лихтенштейн! Высланный Вами на рясу 5,5 аршин драп-плюш по цене 5,25 рублей за аршин оказался выше всяких ожиданий по легкости, прочности ткани и красоте ворса. Драп оценен специалистами гораздо выше фабричной продажной стоимости. За добросовестную высылку приношу Вам свою благодарность и желаю Вам самого широкого распространения. Священник Иосиф Гайворонский. Село Марухское Кубанской области. 6.02.1902 г.» Отзыв опубликован в 1904 году в городе Петрозаводске в газете «Оленецкие епархиальные ведомости».
1 апреля 1902 года Ставропольский Епархиальный учительский совет объявил благодарность заведующему и законоучителю церковно-приходских школ села Марухского, священнику Иосифу Гайворонскому за умелое и усердное преподавание Закона Божия, постройку школьного здания и открытие второй школы.
Гайворонский Иосиф за служебные проступки был низведен в причетники. 26 апреля 1905 года, согласно прошению, определен псаломщиком с село Северное Александровского уезда. В том же году, 25 июля определен священником на второй штат к Михайло-Архангельской церкви села Поливянного Медвеженского уезда Ставропольской губернии. 24 августа переведен на должность священника в селение Яшалтинское того же уезда.
На 1 января 1911 года Гайворонский Иосиф состоял действительным членом Ставропольского церковного Андреево-Владимирского Братства. 25 октября 1912 года назначен священником к церкви села Николаево-Александровского Туркменского приставства. 7 апреля 1913 года в Ставропольских Епархиальных Ведомостях № 14 опубликована его статья «Лазарево «воскрешение», перепечатанная из журнала «Колокол» № 1928 за 14 сентября 1912 года.
10 сентября 1916 года Гайворонский Иосиф низведен в причетники и определен на псаломщическое место к церкви села Преображенского Святокрестовского уезда, но уже 24 ноября того же года назначен на второе священническое место к Покровской церкви села Медведского Благодарненского уезда. В селе Медведском он служил и в 1919 году во время оккупации Ставропольской губернии частями Добровольческой армии.
Гайворонский Александр Иосифович, 1891 г. р., родился в станице Беломечетской Кубанской области в семье диакона-учителя, в 1903 году окончил приготовительный класс по 2-му разряду Екатеринодарского духовного училища, в 1903-1904 учебном году учился в первом параллельном классе, оставлен «…на переэкзаменовку по русскому языку с церковно-славянским». В 1906-1907 учебном году он учился в Ставропольском духовном училище, в июне 1907 года уволен из 3-го штатного класса «…за малоуспешность и неявку». СЕВ, 1904 г., № 13; 1907 г., № 13.
21 ноября 1909 года Гайворонский Александр допущен и. д. псаломщика к церкви станицы Самурской. 22 апреля 1912 года перемещен к Крестовоздвиженской церкви села Воздвиженского Благодарненского уезда Ставропольской губернии. В должности псаломщика утвержден только 25 декабря 1917 года. 25 марта 1918 года Епископом Михаилом псаломщик Гайворонский Александр возведен в сан диакона, назначен к церкви села Ореховского, которое находилось недалеко от села Медведского, где служил священником его отец Гайворонский Иосиф.
После гражданской войны Гайворонский Александр вернулся на родину, в станицу Беломечетскую, служил в Михайло-Архангельской церкви. 7 августа 1930 года, в ходе массовой коллективизации, он был арестован органами ОГПУ, приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. В годы Великой Отечественной войны священник Гайворонский служил в церкви станицы Расшеватской Ново-Александровского района Ставропольского края. В своем приходе для Красной Армии он собрал 91 000 рублей пожертвований, о чем было написано в местной районной газете под заголовком «Забота о фронтовиках». Его фамилия внесена в список священнослужителей по Ставропольскому краю, отличившихся в годы войны патриотической деятельностью. [152]
Гайворонская Юлия Иосифовна, дочь священника Гайворонского Иосифа Ивановича, воспитанница Ставропольского Епархиального женского училища, в 1912 году окончила 6-й класс по 1-му разряду. В 1913 году сдала выпускные экзамены после прослушивания курса 7-го дополнительного класса с выдачей установленного Свидетельства. В 1919 году она заведывала 4-м одноклассным училищем в селе Николаево-Александровском Святокрестовского уезда Ставропольской губернии. СЕВ, 1913 г., № 25; ПКСГ, 1919 г.
В 30-е годы подвергались политическим репрессиям служители культа – уроженцы станицы Беломечетской, в том числе: священник Польский Евгений, священник Федоровский Николай, псаломщик Колесов Федор, монахини Маймулина Дарья и Рудецкая Елена.
Польский Евгений Максимович (Васильевич), 1882 г. р., родился в станице Беломечетской Кубанской области, окончил духовную семинарию, 14 мая 1904 года назначен диаконом к Дмитриевской церкви села Киевского Ставропольской губернии. 23 сентября 1906 года, по его прошению, переведен на священническое место к Михайло-Архангельской церкви станицы Убеженской Кубанской области, назначен заведующим и законоучителем Убеженской второклассной церковной школы. Эта школа была построена в 1899 году, здание каменное, двухэтажное, обошлось обществу в 28 тысяч рублей. Диакон Польский Евгений в сан священника рукоположен Архиепископом Агафодором 8 октября 1906 года, в воскресенье, за божественной литургией в Андреевской церкви Архирейского дома в городе Ставрополе. 22 сентября 1910 года перемещен на второй штат к Казанской церкви села Новозаведенного (Касаево) Святокрестовского уезда Терской области. Как известно, в селе Новозаведенном имелся Михайло-Архангельский храм, но он обветшал и не мог нормально обслуживать прихожан, так как в селе проживало более 6 тысяч жителей. В связи с этим, в селе построили и в 1910 году освятили новую, приписную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. 21 марта 1916 года предложением Архиепископа Агафодора священник Польский награжден набедренником по вниманию к отлично-усердной и полезной пастырской службе. 6 февраля 1918 года он перемещен на первый штат к Казанской церкви, в этом же месяце награжден Архипастырским Благословением с выдачей грамоты. Польский Евгений служил в Казанском храме и состоял законоучителем Новозаведенского 1-го одноклассного начального училища и в 1919 году при оккупации Ставропольской губернии частями Добровольческой армии. В 20-е годы прошлого века он жил в селе Новозаведенном, 31 мая 1929 года арестован органами ОГПУ, 9 августа осужден Коллегией ОГПУ, приговорен к пяти годам лагерей. После отбытия срока он жил в селе Васильевка, повторно арестован 7 августа 1937 года, приговорен к расстрелу.
Федоровский Николай Петрович, 1873 г. р., уроженец станицы Беломечетской Кубанской области, священник станицы Черноморской, 16 октября 1897 года перемещен к Казанской церкви села Богородицкого Медвеженского уезда Ставропольской губернии, состоял духовным следователем 3-го Благочиннического округа. По избранию Епархиального училищного совета 10 марта 1908 года утвержден в должности Медвеженского уездного наблюдателя церковно-приходских школ, при этом с 5 апреля уволен от должности духовного следователя округа. 17 сентября 1911 года священник Федоровский Николай перемещен к церкви станицы Старощербиновской, 24 мая 1917 года утвержден в должности благочинного 5-го округа Кубанской области. Награжден: 27 марта 1903 года – набедренником, 2 апреля 1908 года – бархатной фиолетовой скуфею, 24 мая 1917 года – камилавкою. В 1937 году Федоровский Николай жил в станице Новоалександровской Орджоникидзевского края, служитель культа, беспартийный, арестован 9 сентября 1937 года, приговорен к 10 годам лагерей.
Колесов Федор Ильич, 1884 г. р., сын крестьянина, уроженец станицы Беломечетской Кубанской области, 19 марта 1904 года, согласно прошению, определен и. д. псаломщика к Покровской церкви села Пелагиада Ставропольской губернии. В должности псаломщика он утвержден 2 декабря 1906 года. 14 июня 1913 года псаломщик Колесов Федор назначен псаломщиком второго штата Петропавловской церкви села Новопавловского, 13 декабря 1916 года перемещен на первый штат. В начале 30-х годов прошлого века Колесов Федор, служитель культа, беспартийный, жил в селе Михайловском Шпаковского района Орджоникидзевского края, арестован 4 октября 1934 года, осужден 31 августа 1935 года, приговорен к 3 годам лагерей.
Маймулина Дарья Егоровна, 1880 г. р., монахиня, беспартийная, жила в хуторе Рощинском, арестована 28 июля 1931 года, осуждена 8 декабря 1931 года, приговорена к ссылке в Северный край на 3 года.
Рудецкая Елена Григорьевна, 1894 г. р., малограмотная, монахиня, беспартийная, арестована 7 марта 1933 года, 4 года находилась под следствием, освобождена из-под ареста 20 июля 1937 года.
Пузиков Владимир
Новиков Юрий
29 июня 2025 г.
Свидетельство о публикации №225062900910