Механизм Театра. Спектакль Мастер и Маргарита

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

Жизнеописание спектакля "Мастер и Маргарита"

спектакль С.Э.Алдонина музея-театра "Булгаковский дом", 28.06.2025, Санкт-Петербург


Заметка

Художественное слово и театральное действие

Воплощение и театральный механизм

а также зрительская культура


    "Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего"
    Михаил Булгаков, "Театральный роман"


Поскольку заметка является одновременно и частью исследования и жизнеописанием спектакля, в ней я решила рассмотреть такие значимые для театра вопросы как приведение театрального механизма в движение, художественное слово и произведение - и театральное действие и самостоятельность живого произведения театрального искусства, а также зрительскую культуру и подготовку. Не только живопись словом, но и рождаемым из слова действием сложна, и тонкая работа с текстом отличает данное произведение театрального искусства.

Театральное волшебство в воплощении художественного слова в действие, или как я люблю говорить "информатика в действии",- это сложный труд и филигранное мастерство. Произведение театрального искусства всегда самостоятельно, но имеет тесную связь с литературным произведением также, как ребёнок и родитель, и только пьеса требует прямого воплощения. И живое произведение всегда новое и не предполагает прямолинейности в воплощении, о чём нужно помнить зрителю, так как само слово уже в полной мере передано в произведении-источнике, тогда как красота творения произведения театрального искусства основывается именно на раскрытии смысла, его развёртывании, из слова, - это и есть динамика, та жизненная сила, которая есть в произведении театра, превращение слова в действие, театральный механизм. Это титаническая работа, и её вы можете наблюдать в спектакле.

И это необходимо учитывать зрителю и к просмотру произведения тетрального искусства всегда готовиться так, как готовятся артисты к его воплощению, и самому зрителю по-настоящему знать текст - в живом произведении театрального искусства и текст романа, и черновиков. Живое произведение - произведение самостоятельное, и это сложность и тонкость работы с художественным словом и порой - с целыми эпизодами, и эту сложную работу оживления слова, создания театрального механизма, можно наблюдать в живом произведении. И это работа со смыслами, развёртыванием слова в театральном измерении, созданием новых смыслов с сохранением первозданного значения, и так слово не только обретает жизнь, но и продолжает её, рождая новое. Например, описание вечера в ресторане дома литераторов Грибоедов и ожидания литераторами Михаила Берлиоза превращается уже в живом произведении театра в замечательное решение соединения диалогов писателей с беседой свиты Воланда, также как и возможности перенесения действия, к примеру, прощания свиты с Москвой перед полётом - в прибытие в Москву "таинственного иностранца", "знакомого Понтия Пилата, и его верных рыцарей, облечённых "шутить более и долее", как написал о Фаготе Михаил Афанасьевич. Или упоминание в романе Мастером факта, что доктор Стравинский не может вылечить его и, поскольку доктор гуманный, не говорит об этом, - и раскрытие этого упоминания в целом диалоге Мастера и доктора Стравинского, когда на заданный вопрос Стравинский вместо ответа даёт совет. Работа со словом романа в действии в деталях: к примеру, подготовка Маргариты к балу, слова о том, что некая сила подняла её, - и театральное действие по воплощению слов романа, когда Маргарита поднята актёрами в воздух. Или органичное соединение в театральном действии и взаимодействии со зрителями сцен из сна Никанора Босого о выступлении артиста Куролесова и отрывков из "Скупого рыцаря". И это тонкости работы, обращающие на себя внимание.

Помимо теории и практики, замечу отдельные детали спектакля, так как о многих аспектах написано отдельно, и в сегодняшнем спектакле обращает внимание всё более углубляющаяся и расширяющаяся работа со звуком которым наполнен роман, пение действующих лиц и музыкальный ритм, создаваемый барабаном или извлекаемый из простых предметов, дипазон игры Маргариты и воплощение страданий Мастера, безграничное театральное пространсво "пятого измерения" и его использование в полной мере его возможностей актёрами, и это актёрская и режиссёрская работа - в приведении театрального механизма, сложнейшей машины в мире, которой был пленён Михаил Булгаков, в действие.

2025, исследование "Сохранение живого произведения театрального искусства", Ксения Мира


Рецензии