Большой круг казаков в Москве 28-30 июня 1990

10 марта 1990 года в терской станице Шелковской была создана общественная организация "Терский казачий союз", где в соответствии с казачьими традициями избраны Атаман Мащенко Юрий Михайлович и казачья старшина,которые отвечали за возрождение траций старшего поколения служению Отечеству и воспитание подрастающей смены. В мае того же года эта организация на правах отдела вошла в состав возрождённого Терского казачьего войска.
  В начале июня в станице Гребенской на Атаманском правлении, которое проводил потомственный казак Кальченко Михаил Михайлович, произошла встреча с уроженцем станицы, живущим тогда в Москве Овчаровым Владимиром Ивановичем. Он поведал, что является представителем инициативной группы, созданной писателем Гарием Немченко (потомственный кубанский казак)для организации и проведения Большого круга всех казачьих потомков в Москве. Предложил избрать делегатов от Терско-Гребенского отдела и направить их в столицу. В число делегатов вошли Кальченко Михаил Михайлович, Ерёмин Николай Михайлович, Малаев Виктор Капитоныч ,Филипчёнков Иван Петрович, Мащенко Юрий Михайлович, Коваленко Владимир Васильевич.
  В Москву из Грозного прилетели авиарейсом. Поселили нас в общежитии, где в тот же день началось обсуждение повестки дня предстоящего круга и возможных предложений и постановлений. Наши казаки из станицы Червлённой принарядились в казачьи черкески, на поясах красовались дедовские кинжалы, глянцем блестели сапоги, лихо заломлены высокие папахи. Не отставали от них представители кубанских казаков видом своих алых башлыков и чекменей... Оживляли картину жёлтые лампасы забайкальцев, синие околыши фуражек оренбуржцев, малиновые погоны семиреченцев. Отмечаем, что присутствуют только мужчины. Интересны речи ставропольского представителя Федосова, который активно ратует за создание "нового ставропольского казачьего войска". Вызывает подозрение позиция писаря Кокунько, который ратует за "старорежимные" позиции казачества... Дискутируем и мотаем на ус...
  На следующий день в Доме культуры завода "Серп и молот" донской казак, писатель Борис Алмазов, избранный есаульцем объявляет об открытии первого Большого круга делегатов от всех казачьих земель страны. Круг освящает священник о. Михаил.
  Атаман Московского казачьего Землячества Немченко докладывает о проделанной организационной работе и предлагает повестку дня и документы, подготовленные оргкомитетом...
  Сообщается, что по предварительным данным на Круг приглашалось более трёхсот делегатов, однако зарегистрировано 263 человека. Принимается решение о начале работы Круга. Рядом с нашей делегацией в колоритных нарядах сидят казаки-некрасовцы, которые в 60-х годах ХХ века вернулись из Турции и были поселены на ставрополье. К нам присоединился  земляк атаман сунженских казаков Александр Ильич Подколзин. От него узнаём, что руководство Терского войска во главе с Атаманом Коняхиным решило не участвовать в данном мероприятии.
  Оглашаются приветствия от различных общественных организаций, сообщается, что Борис Ельцин на приглашение не ответил...
  Писарь Кокунько пытается внести смуту в работу Круга заявляя, что подобное мероприятие следует проводить только на казачьей земле, например в Новочеркасске, его попытались поддержать донцы, но есаулец Алмазов наводит порядок.  Началось обсуждение целей и задач для возрождения и становления современного казачества. Предстояло обсудить Устав и программные документы. Надо было избрать руководящие органы: Атамана, Правление, Совет стариков и Суд чести... Как было и в старину на казачьих кругах дискутировали, сыпались реплики и замечания, но есаулец и приставы быстро наводили порядок.
  В перерыве заседания в большом зале были развёрнуты торговые ряды, где представили немало литературы того времени "демократических" преобразований, были представители различных общественных движений, наше внимание привлекли монархисты
у которых мы приобрели фотопортреты последнего русского Императора...
  А вот по соседству с ними работали живописцы и их внимание привлёк наш Иван Петрович Филипчёнков наверное прежде всего своими роскошными завитыми вверх кончиками усов. К тому же он был в полной казачьей справе (одежде) казака. Художник уговорил его попозировать ему полчаса и когда прозвучал звонок, приглашая на продолжение работы круга, мы увидели прекрасный, написанный акварелью образ нашего земляка, кстати из старинного рода гребенцов станицы Червлённой.
   Острую дискуссию вызвал вопрос местопребывания казачьих руководящих органов и Атамана. В ввиду тогдашней политической обстановки и тревогу казачества за судьбу страны решено было руководство сосредоточить в Москве. И эта точка зрения стала главной. Атаманом был избран родовой донской казак станицы Гниловской Александр Гаврилович Мартынов.
   30 июня в фойе Дома культуры был сделан групповой снимок делегатов этого исторического Круга, который был опубликован в первом номере газеты "Казачьи ведомости"...
   Это было время возрождения казачества и его истории...

Послесловие. С того дня минуло тридцать пять лет. Терские казаки, разделённые ещё при советской власти между кавказскими автономными республиками испытали горечь предательства новыми "демократическими" правителями страны. Их обращения в центр оставались без ответа. 22 октября в Атаманском правлении низовых терских станиц за подписью атаман Мащенко и казачьей старшины был составлен следующий документ: "Учитывая сложившуюся в Чечено-Ингушской республике ситуацию и возможность оказаться за пределами своей исконной Родины-России, полномочные представители станичных общин решают провести в Шелковском районе референдум о вхождении, вернее возвращении незаконно отторгнутых в 1944 году земель в состав Ставропольского края.
   Для проведения референдума избрать районные, станичные и поселковые комиссии. Результаты опроса направить в адрес Временного Высшего Совета ЧИР и Ставропольского облисполкома.
   Разделяя стремление чеченского народа к обретению полной независимости и поддерживая их желание создать своё государство призываем все возникающие вопросы решать на законной основе без угроз применения силы с какой бы ни было стороны.
   Мы видим залог восстановления стабильности в регионе в восстановлении границ 1944 года"
   Что происходило с казаками в последующее время далее подробно освещено в СМИ и даже в научной литературе. Добавлю, что все делегаты исторического Круга испытали не лучшую судьбу. Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Капитонович Малаев был убит на пороге собственного дома ещё до начала  "первой чеченской", вынуждены были покинуть родные станицы остальные герои этого очерка и это был не худший вариант их дальнейших судеб...


Рецензии