Пластилин

 В Москве было пасмурно, как и всегда в ноябре. Холодный ветер гнал тёмно-серые тучи по мрачному небу. Да, город был хмурым и грустным. Дождливая погода торопила утренних пассажиров в метро и на автобусную остановку. Недовольные лица прохожих вполне соответствовали погоде. Мужчины нервно курили, женщины прятались от ветра и дождя за зонтиками. Те, кто побогаче, уже давно спрятались в своих автомобилях, а бедные мира сего - коих было большинство - ускоряли шаг, мечтая о тепле и отдыхе... Словом, мерзкая выдалась погодка и всё тут!
 И вот в это мерзкое утречко один молодой человек ехал учиться. Занятие это ему не особенно нравилось, да и вообще всё ему было не по душе в это утро. Глаза у паренька были грустными и даже несколько потерянными. Хотя он упорно пытался скрыть это. И очень даже зря, потому что грусть очень шла этому молодому человеку. Подростку было лет восемнадцать. Внешне он был среднего роста парнишка с зелёными грустными глазами, прямым носом, красивыми полноватыми губами и не расчёсанной копной русых волос на голове. Кроме взгляда, он никак не отличался от большинства студентов нашего города. А вот глазки-то были несчастными и... ну вы наверно знаете такой взгляд, когда надоело и обрыдло всё и вся!
 Так вот и ехал этот молодой человек в своё ПТУ, скучая и обдумывая причину своей тоски:
 "Как же оно так вышло, что мы расстались? Она ушла, значит ей что-то не понравилось. И что теперь делать? Ничего не осталось. Учёба, работа - словом, не жизнь, а сплошное дерьмо!"
 С такими тяжёлыми мыслями он спускался в метро. Жил-то он на станции метро "Семёновская", а там двери в метро не стеклянные - а деревянные. Чертовски тяжёлые! А надо заметить, что пассажиры делятся на хамов, интеллигентов и подлецов. Хамы, заходя в метро, никогда двери не придерживают: отпустили, а следующему человеку может быть тяжело её поймать. Те, которые интеллигенты - это вежливые и культурные люди, которые из самых благородных побуждений держат дверь, аккуратно передавая её следующему пассажиру. А подлецы - это те, кто хочет показаться добренькими, и только поэтому держат двери. Вот, мол, глядите, какой я добрый и хороший!
 Увы, наш герой мыслил, как подлец и нередко раскаивался в этом. Держит он дверь для старушки, допустим, а про себя думает:
 "Вот я подлец - так подлец! Ведь я не хочу держать дверь этой старой карге, а держу, чтобы все знали, какой я вежливый!"
 Он прошёл через турникеты. А в метро не протолкнуться! Народ валом прёт и каждый норовит быть первым. Парень тоже к этому стремился, но чтобы показать, какой он хороший - пропускал всех вперёд. Вот, наконец, он спустился вниз по эскалатору и протолкнулся в вагон. Толпа напирала со всех сторон и он почти задыхался. От какого-то дядьки разило потом и водкой, а от блондинки, что невольно прижималась к нему своим аппетитным телом, благоухало дешёвенькими приторными духами. Смешиваясь, эти запахи образовывали такой смрад, что лучше и не говорить. Парень морщился, а про себя думал:
 "Только бы люди не увидели недовольства на моём лице! Ведь все должны думать, что я - обычный весёлый студент!"
 
 
 Через полчаса человек вышел из метро и пошёл к своему училищу. Он опаздывал и думал, как будет оправдываться перед учителем. Но тут к нему подбежал Лёшка. Ну Лёшка!
 - Чё опоздал? - спросил этот весёлый и добродушный паренёк, сочувственно улыбаясь. Лёшка учился в параллельном потоке и частенько прогуливал уроки, развлекаясь с друзьями за бутылкой пива.
 - Да немного, - ответил наш герой, мрачно улыбаясь. Улыбаться ему не хотелось, но и казаться грустным тоже. Пусть все видят, что он такой же, как они!
 - Может выпьем? - предложил Лёшка. - Я угощаю...
 "Я не хочу пить! Я не хочу прогуливать! Я не хочу улыбаться!" - подумал человек, а вслух сказал:
 - Можно, конечно... но я ведь столько прогулял...
 - Значит, не хочешь? - Лёшка разочарованно посмотрел на него.
 - Да нет, я хочу, - ответил человек, смеясь. - Но... Впрочем, пошли! - Он махнул рукой и два парня двинулись к магазину.
 - Что пить будем? - спросил Лёшка по пути.
 - Что угодно, - легкомысленно ответил человек. Ему было решительно всё равно.
 Лёшка купил две бутылки дешёвого пива и два приятеля направились к уютному скверику. Между тем, человек думал:
 "Чёрт, ещё одну пару прогулял! В который раз? Опять я поддался и не смог отказать кому-то! Какая же я размазня! Никакой во мне твёрдости и решимости. Вот и она ушла из-за этого..."
 Невольно он вспомнил все подробности того злополучного дня, когда она бросила его. Он вёл себя, как последняя сопля. Расклеился. Сломался. Ему было горько и больно, но он не мог изменить своего податливого характера...
 - О чём задумался? - тем временем спросил Лёшка.
 - Да так, - ответил человек, пожимая плечами. - Всё о ней... Больно мне и плохо... Но такова жизнь... - Он хотел ещё что-то добавить, но вовремя вспомнил, что должен быть счастливым и жизнерадостным. Тряхнув головой, он сказал: - А-аа впрочем, всё ерунда!
 "Погоди, какая же это ерунда, когда ты любишь её?" - задал он сам себе вопрос.
 - Вот именно, что - ерунда! - вторил ему Лёшка. - Она обычная шалава! Забей!
 "Обычная шалава? Но нет, я люблю её! Как она может быть шалавой? О, нет! Я предаю её! Предаю нашу любовь! Предаю сам себя!"
 - Это точно! - сказал он вслух.
 Он ничего не мог с собой поделать. Он был слаб и бессилен против любого аргумента или даже предположения. Ему было стыдно и противно. Но он ничего не мог против всех этих людей. Он просто соглашался и от этого ещё сильнее ненавидел себя...

 Они уселись на скамейке во дворе. Сколько раз за время учёбы он сидел с кем-то на этой скамейке и выпивал? Сейчас пиво казалось горьким и неприятным. Его тошнило, а в голове путались мысли о ней. С одной стороны он любил её, как любят божество. Он готов был отдать жизнь за неё, но ей не нужна была его жизнь. И тогда проявлялась другая сторона медали. От обиды, он ничего не хотел знать о ней, ненавидя всё, что с ней связано. Когда эта ненависть охватывала его - он готов был ругать её последними словами...
 Но Лёшка не знал всего этого. Лёшка видел улыбчивое лицо и слышал приколы и шутки. Лёшка верил, что его приятель искренен и честен. И лишь одно обстоятельство его немного удивляло. Человек не смотрел в глаза...

 Позже, расставшись с Лёшкой, человек сидел на уроке литературы и слушал лекцию. Вернее, всем казалось, что он слушал и записывал лекцию. На самом деле человек не слышал ни одного слова учителя, а вместо лекции в тетради было написано:

               Твои глаза во тьме
               Твердят мне о любви,
               Я в этом дивном сне
               Шепчу тебе: прости...
               Прости за то, что слаб
               Под взглядами людей...
               Прости мой шаг назад,
               Я изменюсь, поверь...
               Я скоро буду здесь:
               Сильней, мудрей, живей!
               Поняв что сила есть...

 Он не придумал дальше, когда над ним появилось строгое лицо учителя.
 - Молодой человек, позвольте спросить, а что Вы пишете? - поинтересовался учитель. Вся группа, все его одноклассники, все друзья... Весь этот мир захохотал, поняв, что у него проблемы!
 - Да я тут... это личное... - мямлил человек, краснея и смущаясь.
 - Ах личное! - Учитель риторически развёл руками...
 Внезапно человек услышал голос внутри себя:
 "Встань! Скажи, что эти стихи - для неё! Прочти их всем этим смеющимся идиотам, а потом плюнь на пол - и выйди из класса! Слабо, да? Смотри, тобой снова моют пол! Тебя выжимают в грязное ведро! Тебя полоскают в проблемах, а ты вбираешь всю гадость, чтобы потом вновь отдать её - грязному ведру! А в конце, тебя швыряют в угол - и забывают о твоём существовании! Не пора ли крикнуть: ХВАТИТ! - на все четыре стороны?!"
 Но человек не встал, не сказал, не ушёл. Просто виновато опустил голову и больше не произнёс ни слова.
 - Записывайте лекцию, - строго сказал преподаватель и вернулся к доске.

 Молодой человек думал о том голосе, который появился в голове так внезапно и резко. Этот сильный голос противоречил всем его принципам и понятиям. Он ломал все нормы и догмы. Он был такой живой и могучий...
 "Размазня! - подумал человек. - Какая же я размазня! Каждый лепит из меня всё, что угодно. А где я сам? Где я - настоящий? Разве - в этих стихах..." 

 И вот молодой человек возвращался домой. В вагоне напротив него сидела симпатичная девушка. Он поднял на неё глаза, но тут же отвёл их, встретившись с её взглядом. Он знал, что не настолько красив, чтобы кому-то понравиться. Одет он был небогато, глаза его были депрессивны и тоскливы, губы фальшиво улыбались, а тело было худым и слабым. Нет, когда-то он за что-то нравился девушкам и многие нередко даже восхищались его виршами. Но теперь всё изменилось. Теперь у него не было чётких убеждений и ясных целей. Он подстраивался под каждого, сам не понимая, зачем ему это надо. Он мог бы подстроиться и под эту красивую девушку, если бы они изъявила желание познакомиться. Он был готов жить так, как говорят другие, только бы не оставаться в одиночестве.
 ...Выйдя из метро, он увидел снег. Шёл сильный снегопад. Чувствуя носом запах приближающейся зимы, он горько улыбнулся. Этот запах всегда напоминал ему первую любовь. Тогда он был сильным и мужественным. Что изменилось с тех пор? Решительно всё: взгляды, мысли, увлечения, характер. Всё стало другим. Более низким, земным и покладистым...
 Кто-то толкнул его в плечо.
 - Чё заснул что ли! - сказал мужчина в кожаной куртке, проходя мимо. Человек виновато улыбнулся.
 "Лицемер! - обозвал он себя. - Лживая, ничтожная личность! Трусливый идиот! Ненавижу тебя!"
 Да, он ненавидел себя. Он презирал себя за свою слабость и неудачливость. Как он мог так опуститься? Он не знал. Он даже не мог вспомнить, когда всё это началось. Его вежливость была построена на фальши и бессилии. Его принципы менялись в зависимости от собеседника. Его целью было подлаживание под окружающий мир...

 Он сам не знал, как это произошло, но он сел на снег. Возле метро лежал грязный истоптанный снег и человек сидел на нём. Его взгляд был устремлён в небо. На ресницах таяли снежинки. Губы больше не улыбались. А люди проходили и брезгливо поджимали губы, думая, что он обкуренный панк. Девушки показывали на него пальцами и хохотали, почтенные женщины стыдили его и грозились позвать полицейского, кто-то из подвыпивших мужиков даже собирался набить ему морду, но большинство людей проходили мимо с равнодушной ухмылкой.
 Он не заметил, как кто-то подошёл к нему. Это была красивая девушка с большими голубыми глазами. Не обращая внимания на проходящую толпу, она присела на корточки и дотронулась до его плеча.
 - Э-эй, с тобой всё в порядке? - осторожно спросила она.
 Человек посмотрел на неё каменными глазами.
 - А как ты думаешь? - спросили его губы и сжались в тонкую нить.
 - Думаю, нет, - засмеялась девушка. - А как тебя зовут?
 Он долго не отвечал. Потом его руки опустились на снег и смяли его. Человек опять посмотрел на небо. Потом перевёл взгляд на девушку, улыбнулся и сказал:
 - Можешь называть меня пластилином.


                ноябрь 2004 - июль 2025

 


Рецензии