Суровый край
Ну, еще, конечно, и ностальгия замучила. Вот эта моя знакомая сдуру и захотела обосноваться в большом бабушкином доме в Ярославской области. Так сказать, начать жизнь с нуля и фермерствовать с тремя детьми - завести кур, коз, коров и так далее. Дети тоже хотели поехать в Россию.
В Англии семья жила в пригороде Лондона вполне обеспеченно и удобно. Быт был налажен великолепно. Сын бесплатно учился в лондонском колледже, куда его каждый день отвозила на машине мать. Двое младших детей ходили в школу (их возил школьный автобус). Семья имела льготы - бесплатную аренду дома и льготную плату за отопление.
При доме был небольшой участок с деревьями и кустами, где семья разводила кур и перепелок, ухаживала за огородом и сажала розы и гиацинты. И все было хорошо и уютно, потому что Англия маленькая и аккуратная страна с вежливыми и доброжелательными людьми.
А потом из уютной Англии они переехали в Россию. Их встретил хмурый суровый край с дикими ценами и с отсутствием той экологически чистой еды, к которой они привыкли. В деревенском доме не было воды, а вокруг - никаких колодцев или колонок. Не было дров, проводка была ни к черту. Стены - бревенчатые и никакого огорода, - непаханная целина. Еще и на отшибе. И без забора. Мрачное зрелище...
Получение гражданства оказалось настолько трудным, что семья впала в отчаяние (хотя иностранцы из бывших республик СССР гражданство получали буквально слету). Телефоны официальных ведомств, в которые они звонили - не отвечали. Поэтому за всякой справкой приходилось ездить в Ярославль, добираясь туда на двух автобусах, а в Ярославле мотаясь от инстанции до инстанции на такси.
Оказалось, что для того, чтобы стать гражданином России, надо сдавать тьму медицинских анализов. При этом, сдача крови одного человека стоила более 800 рублей. Еще дороже стоил анализ мочи. Ну, и все прочие анализы и мазки.
Семье пришлось купить старую "Ладу", чтобы ездить из деревни в город. Но та почти сразу сдохла. Пришлось чинить. После того, как шлифовщики отшлифовали стены комнат в доме, начисто пропало электричество. А нанять электрика в деревню - это, я вам скажу, огромные деньги. Особенно в виду того, что печка оказалась треснувшей и ее надо было перекладывать. А это тоже сумасшедшие деньги.
В общем, ободрали семью на родине почти до полного тла. И, конечно, пожалела эта несчастная семья о том, что уехали они из тихой аккуратной Англии с доброжелательными соседями, с маленькими розовыми садиками, и огородиками.
Я предупреждала их, что будет неимоверно трудно. Но они не могли даже вообразить себе, что означает это наше российское "трудно". Потому что "неимоверно трудно" по-английски выглядит совершенно по-другому. Они думали, что со всем справятся. Но теперь на них посыпались такие неприятности, какие им в доброй старой Англии и не снились.
Главная проблема - вода. В округе не оказалось обычных бань, чтобы вымыться. Все бани были, в своем время, благополучно оптимизированы. За каждой мелочью, за каждой деталькой, за каждым продуктом приходилось мотаться в центр, потому что на обозримом пространстве не было ни одного магазина. "Конечно, - рассуждает подруга, - будет легче, когда из Англии прибудет настоящая машина, а пока...".
Сейчас они спят на полу на только что купленных матрацах (5 штук), а о воде только мечтают. Того, что им дает сосед из своей скважины - не хватает на большую семью. Достаточно лишь на еду и на помыть руки.
Я знаю, какова она - сельская жизнь в России. Я буквально надорвалась на этой сельской жизни, живя в деревне. Потому что там все время что-то надо чинить, топить чертовы печи, таскать тяжести, а чтобы провести в дом воду и газ - нужны бешеные деньги. Куда уж там справиться с русским бытом субтильной трепетной англичанке с тремя детьми, старшему из которых 18 лет. И еще неизвестно, КАК он будет продолжать учебу в России.
Это наша деревня. В ней нужны не только мужские руки, но и беспрестанная работа. А в Англии женщины со всем этим справляются в одиночку и очень легко. Там все рядом. Там все соседи готовы оказать помощь. Они сами приходят и предлагают сделать то или другое. Куда-то подвезти. Что-то купить. А у нас? А у нас надо просить. Не поклонишься - не получишь. Никто не придет сам и не предложит помочь, что-то сделать. Еще по-соседски и деньги сдерут за помощь, если что.
По крайней мере, я постоянно с этим сталкиваюсь. В подмосковье у нас была дача в злом поселке с высокими заборами и высокомерными "господами". В Ивановской области такая же злая деревня, где никто друг другу не помогает, никто никого никуда не подвозит. Люди кучкуются по "интересам" - кто кому может помочь в смысле связей (блата), а остальные - за бортом. То есть, существуют "закрытые сообщества" и всё очень сложно (деревня у нас академическая - люди не простые). И не дай бог попросить кого-нибудь привезти хлеба или увезти в город. Не дай Бог!!!
Может быть, у кого-то по-другому, а у нас так. Поэтому, когда мне говорят, что в России "что-то просыпается" от какой-то "спячки", что народ как-то объединяется, вдохновляется и люди помогают друг другу, я вспоминаю нашу безлюдную деревню, где все сидят по домам за своими заборами, косят траву с мрачными лицами и люди так же далеки друг от друга, как и в городах.
Свидетельство о публикации №225063001813