О, раки!
Лыжи сам переделывал из старых своих детских. У них в середине была продольная дырка для шлёвок и прибита рифлёная резина чтобы валенок не скользил. Резинку под пятку беговых ботинок переносим, а на её место железные крепления от беговых лыж. Сзади каблук и пятка крепились продетыми через дырку для шлёвок крепкими верёвками. Короче, крепко держались стандартные беговые ботинки. На таких лыжах я с высокого берега пруда до льда доезжал. А съезжал так, как по телеку показывали – объезжал воткнутые палки. Опасно, конечно, они ж не профессиональные, которые падают и встают потом сами, можно было и наткнуться. Но Дед Мороз отвёл эти беды: «Тьфу-тьфу-тьфу». Хотя несколько раз довольно сильно ударялся локтями и коленями.
Санки делали тоже на трёх коротких лыжах и сиденье старались сделать помягче. Передняя лыжа управлялась ногами. Сколько поп мы поотбивали на этих санках!!! Но всегда приходили домой довольные и садились за уроки, подкладывая подушки под попу. Все примеры решались быстро и правильно!
Аэросани у нас на водной станции, где хранились все катера и лодки всю зиму, ребята сделали на охотничьих лыжах. Отец их знал хорошо. Лыжины крепкие и толстые. Шуму, конечно, от мотора и огромного воздушного винта с тремя лопастями много, но, когда разрешали покататься, на шум не обращаешь внимания – скорость, снег в лицо от передней лыжи, которая разбивает на льду наветренные волны снега. Дух захватывает! Однажды через промоину пролетели. Было страшно… Но на скорости на лыжах всё прошло удачно! Только забрызгались немного… Впечатлений - на всю жизнь!
На буере один раз только удалось прокатиться. Тоже интересно, только ветра хорошего ждать пришлось долго. И надо смещаться постоянно, что бы не перевернуло ветром. Парус огромный, а стоит на трёх точках-коньках. Тут от специалиста за рулём всё зависит – как он ловит ветер и галсами рулит. Но было здорово! Прям сидишь в лодке на трёх коньках и чувствуешь эту силу ветра от паруса, которую рулевой и матрос на снастях, поворачивая парус под ветер, направляют вперёд гика-шкотом. На разворотах пригибаешься, чтоб тебе не снесло башку гиком. Ну, пусть меня поправят, кто знает лучше. Давно дело было…
У отца были друзья на водной станции на первой косе у Центрального перехода (переход – мост через пруд от правого берега до левого, где были основные проходные на комбинат ММК). Хотя,коса была последняя перед правым берегом. Косы намывались для очистки сбросов от комбината. Воду закачивали на комбинат для различных нужд, а потом сбрасывали почти горячую воду в первую отсечку косы на левом берегу. Там она остывала, фильтровалась через намытую песком косу и попадала дальше на другую отсечку второй косы и потом третью и далее. Не помню сколько там было кос, но мы весной ходили на средние косы купаться. Вода уже почти чистая, и тёплая. Но рыбы и раков там не было. Еще достаточно грязная для жизни, но достаточно чистая для купания.
Так, вот! На этой водной станции стоял большой катер. Почти корабль, если сравнивать с нашими речными масштабами. И однажды отец взял меня с собой на речной поход по заводскому пруду на этом катере. Я стоял у поручней с правого борта, держался за них и вглядывался в правый берег, находя там знакомые места. Катер шёл на Юг-Юго-запад в сторону Каспийского моря. Да! Не только «Волга впадает в Каспийское море»! А также и «в сердце моё»! Но ещё и река Урал! На которой и стоит славный город Магнитогорск с прудом. И до сих пор впадает в моё сердце тоже.
Дошли до старой плотины, за Южным переходом, торкнулись дном об неё, так, что мне показалось, что мы разбили дно катера. Немного прошли и остановились на левом берегу. Устроили купания! Парни прыгали со скал, поднимающихся в этих местах из пруда. Ловили раков под камнями и, разведя костёр из старых деревьев на берегу, сварили целое ведро. Раки были крупные и вкусные, сочные.
После обеда пошёл ливень и гремели молнии. Меня распирало от ощущения свободы и ветра на берегу, грома и вида огромного катера со звуком пыхтящего движка через трубу. Дым уходил в акваторию пруда, и хотелось лететь с ним туда, где ветер и тучи, где гром и ливень…
Накупавшиеся и наевшиеся раков парни, поднялись на борт катера. Мы с отцом сели под навесом на баке. Начался поход на базу. Почти все были выпившими. Только капитан твёрдо стоял за огромным штурвалом и зорко контролировал ситуацию. Парни все веселились и хохмили между собой. Я поддался общему веселию и тоже ржал со всеми, даже если и не понимал, о чём была шутка. Просто поддерживал настроение команды. Опять ткнулись о старую плотину, и все заорали что-то типа «Прошли»! Отец со всеми на борту болтал и веселился, а я успокоился и до конца похода тихонько сидел на баке. Восхищался ливнем, грозой, видом города с воды, вдыхал смесь озона от грозы, речной воды, дыма из трубы катера, запах раковых шеек из ведра возле меня.
Чёт я о раках заявился, а о них мало пишу… Малыми мы ходили на косу у водной станции и ловили раков на нитку. Привязываешь кусок рыбы или мяса к нитке, забрасываешь в воду на пологом песчаном берегу косы и держишь в натянутом положении на согнутом указательном пальце. Прям чувствуешь, как кто-то кусает твою приманку. Ты немного расслабляешь, натягиваешь снова. Даёшь тому, кто там в реке впиться в наживку поглубже, пожаднее. Потом ты понимаешь, что он впился уже так сильно, что, когда его подтягиваешь к берегу, он не отпускает вкусный кусок. Тут главное иметь сачок или товарища, который, увидев в воде на нитке рака, схватит его за панцирь или поставит сзади сачок. Раки, когда шугаются, хвостом гребут назад вглубь реки. И прямо в сетку сачка! Но это было долго и мало улова. Так, немного покушать.
Один старший товарищ из нашего дома рассказывал, что они ловили раков ночью на костёр. На берегу разводили костёр и с сачками ходили в воде у берега, поддевали выползающих на свет на мелководье раков. Раки ночные охотники и потому вылезают из укрытий под камнями и охотятся. А свет для них типа мелководье, где много рыбы. Этот способ ловли раков был для нас, шкетов мелких, почти недоступным. Родители не отпускали в ночь на пруд, на косы, да еще и разводить костёр. Мне так и не удалось попробовать этот способ. А потом уже было и негде. Может, ещё сподоблюсь.
Первый раз раколовку я сделал под руководством своего друга Сани. Он жил в моём подъезде, подо мной. Я на пятом этаже, а он на втором. Наши балконы были друг - под – другом. Как-то гуляли по косе на водной станции и приглядывались к тому, кто как ловит раков. Саня кричит – надо просто проволоку твёрдую найти, сделать круг и на него натянуть сетку. Вот, хотя бы – авоська или сетка от картошки в овощном магазине. Они всё равно их выбрасывают. На сетку привязать что-то вонючее, типа протухшую рыбу или мясо и небольшой камень в центре.
Есть план, надо исполнять. Из холодильника исчезло некоторое количество рыбы и мяса. Ну, обрезки краёв, а то бы получил подзатыльник от матери. Положил на балкон в уголок. Лето делало своё дело – запах заставил соседку позвонить нам и возмутиться. Кстати, она из Ленинграда. К нам их переселяли для адаптации к людям. Ну, кушали они там мясцо людей. У неё была отменная чуйка на запах протухшего мяса. Спасибо ей, кстати, когда были скандалы разные у моей мамы с разными людьми, то она забирала меня, мальца, к себе. Я у неё отсыпался и потом, когда все успокаивались, и кровь была остановлена, а стены от неё отмыты, она осторожно стучала в дверь к маме и спрашивала: «Аня, Алёшу можно вернуть в лоно семьи»? Ей тогда уже было за 80 лет.
А! О раках! Проволоки раньше было умотаться везде. Это сейчас всё собирают и относят на лом. А раньше проволоки было много. Мы разные самострелы делали, в них пульки всегда из алюмишки были. Притащил я со стройки, что рядом, проволоку потолще, натянул древнюю авоську, давно валяющуюся в кладовке, нашёл длинную верёвку и привязал за проволоку в трёх местах. Свёл все три верёвки вместе и привязал длинную верёвку к длинной палке. Всё – раколовка готова! А! Камень привязать в центре. Ну, на месте найду.
Договариваемся с Саней идти ловить раков. Он тоже себе сделал что-то подобное. Достаём «вкусняшку» вонючую и тащим на косу у водной станции. Почти вечер, тишина, рабочий день. Нет никто. Раскладываем наши раколовки на берегу, привязываем вонючую прикормку на сетки. Такая вонь, что раки из воды уже глаза вытаскивают поверх воды и начинают собираться. Разве, что клешнями не призывают быстрее бросать раколовки. Но мы всё делаем хорошо и забрасываем их на 5-10 метров от берега, на сколько нам хватает верёвок и длины палок. Теперь перерыв. Моем руки от «вкусняшки» в воде. Это должно подозвать ещё раков.
Саня с умным видом всматривается в верёвку, на которой у него под водой раколовка, а сверху палка типа удочки, только потолще. «Лёлик, смотри!» Лёлик – это я. Во-первых Алексей, Лёша, Лёлик – логично. Во-вторых был такой, Чешский, кажется, мультик про Лёлика и Болека. Там Лёлик слегка полноват. Похож на меня немного. Ну, и прилепилось… Смотрю куда Саня показывает и вижу, что верёвка как живая ходит и от неё круги по воде. Что-то там, происходило… «Наверное - пора!» - говорит серьёзный Саня и начинает вынимать раколовку, поднимая палку резко вверх. Из-под воды показалась проволока с сеткой и на ней несколько раков средних размеров и пара небольших. Он палку разворачивает на берег, кидает кольцо с раками подальше к кустам. «Лёлик, следи, чтоб не убежали обратно в воду!» Я подбегаю и вижу, что раки хвостами повернулись к воде и интенсивно ими подгребают к воде. Некоторые запутались в сетке, некоторые уже вгрызлись во «вкусняшки» и не хотят отрываться. Схватил сумку холщовую для продуктов и, хватая раков за панцирь, засовываю в неё всех. Саня уже бросил палку и тоже ловит их на кромке у воды. Ох, и быстро же они задом передвигаются!
Взяли паузу и посчитали улов – 12 раков! Надо вытаскивать мою раколовку. Саня отбежал чуть в сторону по косе и опять забросил свою снасть. Вернулся и махнул мне рукой: «Поднимай поскорее, чтобы их потоком воды прижало к сетке. Потом сразу, как вытащишь, подальше на косу вон к тем кустам.» Схватил сумку и подошёл к этим кустам. Я выдернул и палкой развернул снасть вглубь косы к кустам. Ого! Даже не считая, было видно, что раков много. Беглецов поймали и сосчитали – аж 19 штук. Дольше стояла и насобирала. Сделали вывод, что надо ждать подольше.
Принесли в тот раз реально по ведру раков. Радости не было конца!
Позже я ещё участвовал в ловле раков с лодки. Двое-трое свешиваются с одного борта лодки, зацепившись ногами за лавки, один направляет лодку вдоль берега, один потолще создаёт противовес. Те, кто свешиваются с лодки просто переворачивают камни и под камнями обычно часто сидит рак. Хвать его и в лодку. Через час, полтора вся лодка становится опасной. Попавшиеся так и норовят схватить любого, кто опустит ноги ниже лавок.
Сплавляясь по реке Инзер, мы пару раз натыкались на деревенские раколовки полные раков. Ну, благодарили добрых самаритян и ставили снасти обратно, освободив их от членистоногих. На стоянке варили их и благодарили удачную рыбалку. Не, как-то не так – ракоалку? Ну, не суть…
Свидетельство о публикации №225063001836