Княземъ славу рокотаху
«Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.»
1)«Боянъ» - слово
2)«10 соколовь на стадо лебедей пущаше» - свадебный обряд
3)«нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше» - музыка
«они же сами» - синкретизм - слитность: слова ,обряда и музыки, характерная для древней поэзии.
«княземъ славу» - Гимнография - в православии песнопения ,прославляющие Бога.Это лепо.
В «Слове... «княземъ славу рокотаху» ( тщеславие , гордыня) автор поет о дурной славе. Если Вы внимательно прочитаете текст, то поймете , что все! персонажи совершают плохие ( нелепые) поступки. Плохая слава или дурная слава появляется у человека после совершения плохого поступка, который не соответствует моральным нормам или вызывает осуждение.Это нелепо.
«рокотаху»- рокот низкие по звучанию,дробные раскатистые звуки , похожие на рокот грома.
«пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей»и«не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше»
- логическая инверсия( логическое отрицание) с помощь логического отрицания «не» меняет истинность логического высказывания на ложно . Пример: «Москва - столица России» истинно ,на «Москва - не столица России» на ложно. Ложная инверсия изменяет в свадебном обряде нормальный порядок слов, их перестановку и последовательность . Пример « Сон Святослава» в «Слове…» похож на сон невесты, который она традиционно рассказывает матери утром в причётах «недели»: «Привиделся мне страшный сон».
В « Слове…» « Святослав мутенъ сонъ виде…».
В плаче невесты « Да всё пуста стоит хоромина
Да углы все отвалились».
В «Слове…» « Уже дъски без кнъся в моем тереме златовръсем».
В обряде « Мягкая то постелюшка
Да как на синем море…»
В «Слове… « …на кроваты тисове… и не сошлю к синему морю».
Сон невесты разгадывался подругами « Мы рассудим страшный сон…».
В «Слове…» сон осмысливался боярами « И ркоша бояре князю…».
При помощи логической инверсии автор Боян изменяет текст истинного свадебного обряда на ложный.
«рокотаху»- рокот низкие по звучанию,дробные раскатистые звуки , похожие на рокот грома.
Грозный пророк Илья — повелитель дождей, грома и молний, разъезжающий на громыхающей колеснице и карающий неправедных.
Наше современное значение слова гроза – буря с громом и молнией.
Древнерусское значение слова гроза –« грозящая гибель» - проявляется и данных фольклора и лексике диалектов. В Рукописном сборнике пословиц XYII –XYIIIвека, сообщенный Л. Н. Майковым. 1880г : « За плечьми гроза» - т. е. « то, что может тебя погубить». Из Онежской былины : « Ты теперь – то во моих руках – да под моей грозой» т. е. « я могу тебя погубить». Слово грозить в русском языке не имело сколько – нибудь заметной эволюции. Его значение внушать страх повиновение. Самое древнее значение слова гроза –« угрожающая гибель , кара». « Бысть сеча сильна, яко посветяше молонья, блестяшеся оружье,и бе гроза велика, и сеча сильна и страшна»( «Повесть временных лет»,6532 г.).» Нощь стонущи ему грозою птичь убуди»( « Слово о полку Игореве»).
Гроза стихийное явление с громом и молниями. ”Бытии грому великому…”от сильного грома люди испытывают ужас, страх. Ответная реакция тела на сильные раскаты грома: дрожь, напряжение мышц сердцебиение, испуг. «...княземъ славу рокотаху.» автор Боян напоминает князьям о возмездии за нелепые , грешные , плохие поступки:
« Тому вещеи Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда Божиа не минути".
Свидетельство о публикации №225063000405