Средневековое возрождение- начало начал

«Необходимо начать с первоэлемента живописи – с точки»
Василий Кандинский

Мне хотелось поставить точку в заметках о живописи и художниках, чтобы
не заходить на территорию, где не считаюсь признанным экспертом. То есть
отказаться писать о живописи эпохи Ренессанса и особенно его пика,
определяемого специалистами как Высокое Возрождение: по данной теме и
так написаны километры статей – буквально тонны научных трудов на всех
языках мира.
Когда я говорил о наскальной живописи или росписях в Древнем Египте, то
мой метод освоение приёмов, используемых художниками древности (через
создание собственных работ с применением их инструментария) ещё имел
определённый смысл и являлся относительно посильной задачей.
Но когда мы говорим о Возрождении, при этом пытаясь взять в технический
арсенал приёмы и методы художественной работы с материалом, что
применяли Рафаэль, Леонардо, Тициан, Джорджоне Веласкес – то, конечно,
их величайшее мастерство перекрывает любые наши робкие потуги! Гений
этих титанов поднял живопись на такую высоту, что и спустя многие
столетия мы можем смело заявить, что ощущаем себя «лилипутами в стране
Гулливеров»!
Как философ наших дней Френсис Фукуяма объявил о «конце истории» в
нашумевшей в своё время книге, так и мы могли бы после эпохи
Возрождения и её великих творений (скажем, «Сикстинской мадонны»
Рафаэля или «Джоконды» Леонардо) с полным правом прийти к заключению,
что после художников Возрождения живопись кончилась как вид искусства!

Но мы не будем так поспешны. Постараемся не совершить подобной ошибки:
понимая, что живопись – живой процесс, постоянно существующий только в
развитии и видоизменении. Меняется и само время, и внешняя среда – под
влиянием которых и продолжает развиваться живопись (как уникальный вид
искусства!), иногда принимая самые неожиданные и экстравагантные формы.
Забегая вперёд, скажем, что стиль рококо, пришедший на смену, широко
привнёс на полотна образы простолюдинов, пастухов, обычных крестьян –
всех тех, кто потеснил мадонн Рафаэля, добавив в парадную живопись
аромат луговых цветов и плодовых садов. А ещё – запах улицы и
голландских таверн, тем самым проложив прямой путь к собственным
антиподам: экспрессионизму, кубизму и другим разнообразным «и;змам»,
отрицающим не только композицию, но и вообще всякую идеологию в
живописи.
А уже затем, пройдя через спираль классицизма и романтизма
восемнадцатого столетия, к началу 19 века импрессионисты (предав анафеме
Академическую школу как таковую!) поставили на первое место в картине
цвет – как самодостаточную ценность, следующую формуле Гёте
«Остановись мгновенье ты прекрасно».
В понимании импрессионистов запечатлённое особым способом мгновенье
на полотне – и является наивысшей ценностью в живописи, его самоцелью. А
потому не важно, что конкретно художник пишет – портрет или пейзаж.
Единственно важен лишь видоизменяющийся световой момент! Именно
поэтому один пейзаж можно повторять десятки раз – ведь в каждое новое
мгновение он играет новыми цветовыми гаммами! А значит – неисчерпаем
по своей сути...
Эпоха Возрождения – в отличие от эпох, что придут ей на смену– безусловно
являлась временем духовного поиска и новых художественных методов. И в
этом – её уникальность.

Она впервые принесла в живопись использование объёмной композиции,
природного пейзажа – всего того, чего не знала иконографическая традиция,
строившаяся на условностях и символах. Лишённая яркости и всякой
светскости, та выглядела совершенно другой: пусть по-своему и гениальна,
но лишённая чувственной красоты и любой человечности. Но, как ни
странно, именно иконографическая традиция явилась той питательной
почвой, откуда предстояло прорасти всему новому.
Новое, отрицающее всякую схоластику и примитивизм, но в тоже время
имеющее определённые идеологические и технические ограничения, потому
и не способное до конца сломать церковный канон 9-13 веков, где
Божественное доминировало над человеческим. Но уже в 14 – 15 веках
состоялся сдвиг совсем в ином направлении, где внутреннее душевное
состояние служило главным художественным богатством, которое
предстояло раскрыть живописцу, опираясь на новые технические приёмы в
живописи.
У художников Возрождения представление о прекрасном вырастало из
мощного культурного корня эллинистической свободолюбивой культуры, где
человек изображается во всей своей природной красоте. Потому-то живопись
и особенно скульптура древних греков вызывали такой огромный интерес,
граничащий с поклонением.
Духовное состояние человека приобретает собственную ценность и обретает
красоту, понятную подготовленному зрителю. Для решения данной задачи
необходим фон и особая композиция, позволяющая раскрыть внутренний
мир изображаемых героев. Начинают использоваться новые краски и
технические приёмы, хотя всё ещё доминирует настенная роспись.
Пока божественная тематика всё ещё довлеет над художником, так как
главными заказчиками их произведений – наряду с городскими властями и
богатыми согражданами – остаются церковные учреждения…

Следуя по пути, проложенному нашим великим соотечественником,
социологом и мыслителем Питиримом Александровичем Сорокиным,
постараемся проанализировать ту почву, из которой проросло это мощное
древо человеческой культуры. Попробуем понять: в чём его специфическое
новаторство.
Первое, с чего мы должны начать, – то, что в мировоззрении Рафаэля,
Леонардо, Веласкеса (и позже, уже в эпоху Барокко – Франсиско Гойи), а
также всех других титанов мировой живописи, доминирующим фактором в
жизни человека считалась окружающая его реальность. Но наряду с этим,
признавалось существование и другого, параллельного мира. И это важно для
понимания сути и содержания полотен этих гениев.
Здесь совпал переход от водяных красок к масляным, что технически
увеличило возможности палитры. Технические новшества сочетались с
огромным интересом к Древнегреческой философии, особенно к работам
Платона и Аристотеля. Живописцы, создавая художественные полотна,
твёрдо верили в то, что способны кистью воссоздать на полотне «Замысел
божий». То есть изобразить живую душу – духовную субстанцию,
облечённую в тело человека. Им хотелось верить в то, что на полотнах и
фресках создают, ни много ни мало, как само Бессмертие. И они, скажем
прямо, не были далеки от правды. Их шедевры живут столетия!
Они все, в большей степени или в меньшей степени (может, за исключением
Леонардо Да Винчи, за смелые научные изыскания постоянно ощущавшего
за собой слежку папских соглядатаев), являлись убеждёнными мистиками:
идущими от признанной идеи бессмертия души – к гипотетическому
бессмертию художественного произведения.
Именно человеческая душа во всех проявлениях, внутренний мир человека
как продукта природы – является главным объектом изучения и изображения
на полотне для этих художников. Неслучайно лицо (и особенно – глаза!) как

«зеркало души» играют особую роль в выражении духовной сущности,
живущей самостоятельной жизнью в физическом теле человека.
Но к подобному резкому повороту проложил дорогу предшествующий
период, получившим название в исследовательской литературе как
кватроченто – давший миру такого гения как Джотто ди Боноте (что первым
ввёл перспективу и придал динамику изображаемым фигурам). Ди Боноте
использовал тончайшие оттенки жёлтого и красного, чтобы наиболее полно
выразить душевное состояние своих героев. По этому пути пошли и Симоне
Мартини, и Пьетро Каваллини.
В 1438 году флорентийский архитектор Филиппо Брунеллески открыл и
описал Закон линейной перспективы, позволивший художникам смело
использовать трёхмерность пространства в живописи. Но и это – ещё только
пролог к Высокому Возрождению!
Этот период охватывает примерно период между Средними веками и Новым
временем. И делится специалистами на четыре временны;х отрезка,
включающих в себя Проторенессанс, раннее Возрождение, высокое и
позднее Возрождение. И все эти периоды можно уместить в
хронологическую цепочку – со второй половины тринадцатого века до
середины шестнадцатого (хотя правильней было бы включить и весь
шестнадцатый век!»).
Главная идея художников Возрождения – человека окружает вселенная,
состоящая из разрозненных частиц, на первый взгляд часто
взаимоисключающих друг друга.
Человек также представляет собой частицу вселенной. Следуя идея Леонардо
Да Винчи, окружающий человека хаос – логичен, так как создан Творцом из
маленьких частиц, объединённых в единое целое. А существует ещё и
энергия, пронизывающая весь этот хаос разрозненных частиц – создавая
единый Космос. Логичный и мудрый в своей сути. И познать его можно

через красоту, так как инструментом постижения гармонии окружающего
мира является тонкая субстанция человеческой души, находящаяся в глубине
грубого материального тела. А кисть и полотно – вполне способны, при
определённых условиях, раскрыть это таинство. Так задумал Создатель!
Глаза человека понимаются как орган, где отражается вся глубина и
мудрость человека. Именно поэтому глаза на полотнах художников
Возрождения играют особую роль – главного информационного источника
сути человека.
Леонардо, Рафаэль, Веласкес и другие гении Возрождения создавали на
полотнах духовный космос человека, его красоту и бесконечность. Никогда
до них и никогда после – художественное мастерство не погружалось в такие
бездны человеческой души, достигая высшей точки психологизма и
гармонии.
«Красота спасёт мир!» – провозгласит князь Мышкин у Достоевского. Но у
самого Достоевского перед глазами висела копия «Сикстинской мадонны»
Рафаэля – любимейшая картина писателя, которую он рассматривал часами!
Черпая из неё, как из космической неисчерпаемой бесконечности,
творческую энергию и новые мысли.
Творческий импульс одного гения передавался другому. Так устроена
культура, что энергетически перетекает с полотна в художественные образы
и обратно – сквозь века и столетия. От Библии – до «Божественной комедии»
Данте Алигьери был сделан важный шаг! И теперь Данте становится
настольной книгой всех творцов Возрождения, их энциклопедией мудрости.
Но также и дохристианские (читай – языческие!) древнегреческие мыслители
Платон и Аристотель, Сократ и Гомер являлись их духовно-
интеллектуальной средой. И это – несмотря на весь богословско-церковный
антураж их жизненного пространства! Но художники Возрождения по
внутреннему мироощущению – глубоко светские люди. Которым не чуждо
ничто человеческое. Они смогли применить христианскую мораль, одеть её в

другие эстетические одежды… и таким образом использовать заказы
Римской Католической церкви для создания собственных, глубоко
личностных шедевров. Тем самым создавая в процессе творчества
совершенно новую нравственную среду окружающего их мира, которая на
сотни лет вперед опередило время. Они дали эпохам, в которых жили, свои
имена!..
Может поэтому Леонардо, невзирая на запреты церкви, с азартом
препарировал сотни трупов, составляя анатомические описания внутренних
органов человека (и особенно – строение человеческого глаза!). Возможно,
главное, что он хотел понять: где же в теле человека находится его душа? Он,
как творец, хотел взять в руки этот сгусток энергии, ощутить его
первородную силу – чтобы затем выплеснуть с новой силой на
художественные полотна.
Все новые идеи – работа с перспективой, со светом, с новыми материалами –
были взяты художниками Возрождения в свой арсенал. Но главное, они
титанически переработали опыт античности, взятой за образец и стандарт.
Но на мой взгляд, существует ещё один фактор, значительно повлиявший на
мастеров Возрождения. И не смотря на огромное количество работ по данной
теме, о нём крайне редко вспоминают. Это крах Византийской империи и
огромный наплыв в Римско-Католический мир художников и мыслителей из
этого уголка земного шара. Византийцы привезли с собой не только
античные артефакты, но также книги и рукописи, позволяющие посмотреть
на окружающую реальность совсем с другого ракурса.
Главное, они привнесли другую точку зрения на культуру как таковую.
Возрождение – ответ на гигантский исторический запрос западно-
европейского мира перед лицом огромной Османской угрозы. Когда Папский
престол в Риме мечтал о создании огромной империи всех католиков,
живущих в разных частях мира. И именно гуманистическое искусство стало
тем стержнем, вокруг которого объединился весь Западный мир. Что только

и могло спасти его от смертельной опасности с Востока! Пока
величественные храмы и святыни христианского мира в Константинополе
перестраивались под мечети, а миллионы христиан бежали в западный мир –
в Риме строились самые грандиозные храмы, призванные объединить всех
христиан мира для спасения религиозных ценностей.
Для защиты одних ценностей (в том числе и материальных) – требовались
другие ценности (идейные), которым человек мог бы следовать и всецело
защищать! В том числе и в этом проявилась огромная роль Западной
культуры (и не только живописи, но и архитектуры, литературы), жившей
собственной жизнью и развивавшейся исключительно по собственным
законам. Но именно в живописи данный импульс проявился наиболее сильно
и ярко! И потому так много гениев природа подарила человечеству в этот
удивительный период нашей истории!..

Анатолий Лютенко. " Африканская Джоконда". Холст, 70х60 Масло .


Рецензии