Церковь и Бог. В чем разница?
С изменением отношения к Церкви со стороны государства, стало меняться и отношение его подданных. Ситуация резко усугубилась после эпохи наполеоновских войн. Возвратившиеся из Европы русские офицеры, привнесли с собой заразу вольнодумства и протестантизма. Будучи прекрасно образованными, насаждали либеральные ценности и идеи в умах знати и русской интеллигенции, к которой, несомненно, относились священство и церковная иерархия. Являясь неотъемлемой частью общества, духовенство не могло не заразиться идеями протестантизма, активно насаждаемыми сверху. Этому способствовала детальная регламентация церковной жизни органами государственного управления, к каковым относился и Правительствующий Синод. Светскость стала неотъемлемой частью внутрицерковного быта. Идеи либерализма были популярны не только среди белого духовенства, но в стенах монастырей. Духовная, то есть истинная жизнь Церкви умалялась и истощалась, а формализм и церковная бюрократия процветали. К первой половине XIX в., русское Православие превратилось в служение протестантского образца, где содержание подменялось формой. Отсутствие в России трудов святых отцов Древней Восточной Церкви, наследия Вселенских Соборов, боговдохновенных наставников и учителей, делало недоступным правильное знание христианской веры не только духовенству, но и мирянам.
Я не зря начал беседу с краткого экскурса в историю Русской Православной Церкви. Нам важно понять, чем обусловлено охлаждение народа к церковной жизни и истинной вере, почему процветают еретические, а порой откровенно сатанинские учения, ереси и расколы. Корни этого зла уходят в далекий 1054 г., когда началась Великая Схизма или раскол Христианской Церкви, приведший Запад к либерализации церковной жизни, искажению Евангельского учения, и, как следствие, к возникновению Лютеранства в XVI в. Диавол, как отец всякой лжи, изобрел протестантизм, чтобы из тяжкого труда превратить учение Христово в удовольствие и наслаждение, которые, как известно, – корни всякого греха. Протестанты, наслушавшись Лютера, решили, что каждый из рних – сам себе и священник, и толкователь Писания, а посему в церкви, ее структуре, Таинствах и иерархии нет никакой необходимости. Зачем нести тягости Православной аскетики и богоугодных трудов, когда можно пропеть самому себе: «Аллилуйя, Иисус меня любит! Значит я спасен!», и на этом считать свой долг перед Богом исполненным. Такие еретические мысли в разных формах завладели умами русских людей с середины XIX в., но с учетом национальной специфики. Наш православный не стал отменять Церковь, Таинства и Иерархию и пошел своим путем. Вместо того, чтобы служить Богу, он решил Бога поставить на службу себе. Считалось главным и достаточным условием благочестивой жизни посещать службы по праздникам, исполнять нормы церковной дисциплины и приобщаться Таинств, в чем его поддерживало и приходское священство. Духовный смысл богослужения оставался недоступным, а значит умалялось вероучительное и спасительное предназначение Церкви, становилась невозможной полноценная жизнь во Хористе. В таком состоянии Русская церковь оказалась к началу XX в. Даже восстановление Патриаршества в 1918 г., ничего изменить не могло в силу террора богоборческой власти большевиков.
С падением СССР, Церковь обрела относительную свободу и самостоятельность. И ее сразу же наводнили бывшие коммунисты, советские чиновники и бандиты, ставшие бизнесменами. Стали повсеместно восстанавливаться и строиться храмы, в церковную казну рекой потекли деньги от государства и жертвователей, порой откровенно криминального толка. С увеличением количества храмов резко возросла потребность в священниках. Духовное образование пришлось ставить на поток по примеру профессионального. Церковь наполнили, ничего не смыслящие в богословии и не избранные Духом церковнослужители, далекие от понимания сути и предназначения священства. Их служение свелось к отправлению обрядового богослужения, формальных проповедей и исполнению треб. Во главу угла была поставлена материальная выгода, а не духовность. В таком состоянии наша Церковь пребывает и поныне. Все это способствовало и способствует охлаждению народа к вере. Однако Сын Божий не для этого воплотился, принес Евангелие и принял Крестную смерть. Он пришел спасти мир и человека, а не свести его духовную жизнь к церковным обрядам за определенную мзду.
Я не буду догматическими выкладками, ссылками на Писание и святых отцов, обосновывать необходимость Православия. Моя задача обратить внимание на следующее. Помимо церковной иерархии, структуры церкви, ее богослужений, убранства, в ней совершаются Таинства или особые богослужения, в которых незримо присутствует Святой Дух, наделяя эти службы особой силой и благодатью. Никакими другими способами стяжать этот дар свыше невозможно. Жизнь православного христианина начинается с Крещения и продолжается в Таинствах Покаяния и Евхаристии, без которых спасение немыслимо, а, не принявший их, лишен благой части и не входит в «малое стадо» Христово (Лк.12:32). Каким бы благочестивым человек не был, но, если он не участвует в жизни Церкви и ее таинствах, он мертв для Христа и лишен спасения. Многие оправдывают нежелание ходить в храм личностью священника. Можно часто слышать такие рассуждения: вон поп новую иномарку купил! А за какие деньги? Небось, за счет прихожан жирует! Или: посмотрите, какие себе хоромы о. Федор отстроил, да еще и прислугу нанял. На какие шиши? А тот настоятель – пьяница беспробудный и на людей кричит! Как я к нему пойду? Да, ни за что! Так говорят люди, которые хотят прикрыть собственное нерадение грехами другого человека, пусть и в священном сане. Это самооправдание в погибель, и за него придется отвечать на Суде Христовом. Святитель Феофан Затворник говорил: «Если бы благодать искала достойных священства, то люди остались бы без крещения, исповеди причастия и, вообще, без всех таинств». Нужно понимать, что таинства, которые совершает священник, – непреложны, и от его личности никак не зависят, ибо их вершит Святой Дух руками иерея. Поэтому отвергающий таинства, ради личности священника, отвергает Духа, а значит и свое спасение. Святые Таинства живы, и Господь хранит Свою Церковь, пока они непогрешительно совершаются в храмах. Главная разница между Богом и Церковью заключается в том, что Богу нужно сердце человека: "Сыне, даждь Ми твое сердце" (Притч.23:26), а Церковь призвана своим чадам в этом помогать через толкование Писания и богослужения. Поэтому и литургика называется «богословием». Никакая церковь не заменит человеку Бога, равно как и отказ от Церкви к Нему не приведет. Нужно иметь духовный разум, чтобы личные отношения с Творцом гармонично сочетать с церковной жизнью, всегда помня, что Господь не в рукотворных храмах живет, а в сердце человека, а таинства – это возможность богообщения. Их благодать и силу, не иначе, как в Церкви получить невозможно.
Поэтому, когда мы слышим рассуждения на тему «У меня Бог в душе, и мне посредники не нужны», следует понимать, что устами такого человека говорит дьявол, ищущий погибели всякого не радеющего о собственном спасении
Свидетельство о публикации №225063000531