Сыновья наместника
Судьба вчерашнего кадета
Спокойная жизнь огромной Российской империи более ста лет назад была нарушена Первой мировой войной, плавно перешедшей в две революции и войну Гражданскую, которые вместе не только унесли жизни миллионов людей, но и разбросали по миру сотни тысяч наших соотечественников. На момент слома эпохи, в 1917г., одному из наших героев - Виктору Бурлину - исполнилось шестнадцать, а его младшему брату Леониду (в крещении — Леонтию) только семь. Последующие двадцать лет в их судьбе стали временем испытаний и приключений.
Первый из них учился в кадетском корпусе в Петрограде, второй вместе с матерью проживал в Ташкенте, в далеком Туркестане. В этот момент их отец - полковник Петр Бурлин, практически всю войну проведший на фронте, приказом военного министра был назначен командиром 17-казачьего полка, расквартированной в том же Ташкенте. В ноябре 1917г., когда в городе началось большевистское восстание, его воинская часть вместе с другими верными Временному правительству России войсками, попыталась взять ситуацию под контроль. Однако подавить восстание ему не удалось, и, потерпев неудачу, раненый офицер бежал в Оренбург. Затем были пять с лишним лет ожесточенной Гражданской войны в составе войск атамана Дутова, Колчака и атамана Семенова на огромном пространстве от Оренбурга до Владивостока, получение звания генерал-майора и вынужденный уход с остатками белых войск на территорию Китая.
С этого момента в биографии обоих его сыновей зияет «дыра» в добрых десять лет.
Старший, Виктор, учась в кадетском корпусе, проявил большие способности не только в военном деле, но и в живописи, что помогло ему в полуголодные 1920-е годы зарабатывать рисунками на жизнь в разных издательствах и газетах. В 1929г. он с приятелем решил бежать их страны для чего они перебрались в Монголию, а откуда с караваном верблюдов ушли через пустыню Гоби в Китай.
Его отец, в это время - руководитель Дальневосточного отделения Братства Русской Правды - крупной военной и политической организации Русского Зарубежья. В переписке со штабом организации в Париже он имел псевдоним «Наместник». Одновременно Петр Гаврилович - советник при Генеральном штабе китайской армии и преподаватель Китайской военной Академии.
Виктор несколько лет живет с родителями, работая художником в коммерческих фирмах, а в конце 1930-х перебирается с женой и дочерью в Сингапур, где его застает начало Второй мировой войны. 20 января 1942г. при бомбардировке города японцами погибла его малолетняя дочь и была тяжело ранена жена. В первых числах февраля 1942г. супругам удалось эвакуироваться на последнем британском корабле в Бомбей.
«Индийский» период биографии Виктора Петровича пестрит загадками: вначале он проживает с семьей на севере страны, а затем в 1944г., оставив жену и дочь, переезжает в Дели, где получает работу. Здесь он знакомится с Николаем Рерихом — русским философом, знаменитым Ламой Запада, создателем учения Агни Йога. Художник становится его последователем, что отражается на его творчестве.
В 1949г. В.Бурлин переезжает с семьей в Австралию, где они живут в собственном доме в северной части Сиднея. Судя по всему, в этом же году в Сидней к сыну переезжает и его отец - генерал П.Г.Бурлин, бежавший за год до этого с войсками Чан Кайши из коммунистического Китая на о.Тайвань.
В этот период Виктор Петрович активно продолжил заниматься живописью и графикой: выполнил иллюстрации для поэтической книги М.М.Петуниной «Сиднейские силуэты», проиллюстрировал русскую сказку «Царевна лягушка» на английском языке, создал серию рисунков и карикатур «Гримасы жизни», выполнил множество зарисовок местной природы и городского быта. Незадолго до смерти художник закончил и большую графическую работу пером под названием «Спешка» – о жизни людей большого города. Скончался он в Сиднеее в 1979г. Так и отец, и его старший сын нашли последний приют на «Зеленом континенте», куда из Китая в конце 1940-х годов эмигрировали тысячи казаков-забайкальцев, уссурийцев и оренбуржцев.
Талантлив во всем
По некоторым данным, генерал П.Г. Бурлин проживал в Шанхае вместе со своей женой, имя которой в настоящее время установить не удается. Однако, со слов младшего сына – Леонида, после его рождения супруги развелись, а его мать умерла от тифа 1918г. По официальной версии высказываемой им же самим, развод этот состоялся еще до начала Первой мировой войны, и участия в судьбе своих детей Петр Гаврилович не принимал. Однако верится в эту версию с трудом - устроить на учебу старшего, Виктора, в кадетский корпус в Петрограде мать едва ли могла! Но, увы, так как других сведений о взаимоотношениях генерала с семьей нет, остается опираться лишь на свидетельства сына, который, рассказывая, в том числе, и о своей судьбе, сообщает, что после смерти матери он, будучи беспризорником, прибился в Оренбурге к красноармейской части на правах «сына полка». Здесь он выучился игре на музыкальных инструментах, что во многом помогло ему в дальнейшей жизни. В этот рассказ тоже слабо верится, так как мальчика восьми-десяти лет воинское начальство наверняка определило бы в детприемник, как бездомного сироту, а не оставило бы на долгие годы в части.
Учитывая обстановку в молодой советской стране, эти данные могли быть «легендой прикрытия» молодого парня скрывавшего «контрреволюционное происхождение». Вместе с тем, сам отец, генерал П.Г.Бурлин, в это время проживал в Манчьжурии с супругой, и нет никаких данных о том, что это был уже второй брак. Тем не менее (в чудом сохранившейся) учетной карточке Новосергиевского военкомата на старшего сержанта Леонида Бурлина отмечена только его служба в 1927-1931гг. «музыкантом» в 44 кавалерийском полку, расквартированном в Среднеазиатском военном округе.
После срочной службы Л.Бурлин появляется в с.Покровка, ныне находящемся в составе Новосергиевского района, где успешно занимается ремеслом киномеханика в местном кинотеатре. Как известно, немое кино того времени требовало музыкального сопровождения, чем в покровском кинотеатре его обеспечивала Нина Алексеевна Акиничева, ставшая вскоре женой Леонида Петровича. В это время у нее уже был сын - Олег, принявший его как отца.
Вскоре после этого новая семья переехала из Покровки в зерновой совхоз-гигант им.Электрозавода, где активно включилась в культурную жизнь поселка: Л.Бурлин стал инициатором создания и руководителем драматического кружка, одновременно будучи киномеханником и председателем правления совхозного клуба. В оркестре он играл на струнных инструментах и … на пианино! Вряд ли он мог научиться последнему в полковом оркестре, что ставит под сомнение отсутствие серьезного домашнего воспитания в детстве.
Кроме того у Бурлина-младшего оказались недюжинные технические способности: он мог не только с легкостью починить любые часы, но и собрать радиоприемник, а позже даже отремонтировать телевизор. В дополнение к этому он был великолепным портным и столяром!
Как и большинство мужчин совхоза им.Электрозавода, с началом Великой Отечественной войны, Леонид Петрович ушел на фронт. Война длилась для него долго: с августа 1941г. вплоть до победы в мае 1945г. 4-я Ударная армия, куда на службу в артиллерийский полк попал Л.П.Бурлин, прошла тяжелый путь от границы СССР с Румынией до Северного Кавказа. Полностью обескровленные и уже не боеспособные части, осенью 1942г. были переформированы и подчинены вначале Калининскому, а затем 1-му Прибалтийскому фронту. Л.Бурлин принял участие в нескольких крупных фронтовых операциях, в том числе и взятии Кенигсберга, за что был награжден орденом Красной Звезды.
После возвращения в Оренбуржье, Бурлин преподает в совхозной школе немецкий язык, черчение и рисование. Земной путь младшего сына «Наместника» окончился зимой 1973г, здесь же в совхозе им.Электрозавода.
В истории жизни семьи Бурлиных (а кроме упомянутых Виктора и Леонида был еще один брат и две сестры) остается много загадок, которые предстоит разгадать будущим историкам жизни и деятельности славных людей нашего края.
(Автор Виктор ДУБОВИЦКИЙ)
Свидетельство о публикации №225063000538