Саша Чекалин
Фашисты велят написать на дощечке.
А этот бесстрашный юнец-мальчуган
По-своему пишет, с отвагой в сердечке.
Размашисто, крупной строкою ведёт:
«Сотрём мы фашистскую гниду с земли»!
Как смело душа у Героя поёт…!
А где-то курлычут вдали журавли…
Уж петлю накинул немецкий палач
На хрупкую шею разведчика Саши.
А с неба доносится клич или плач…
Летят журавли с Вечной Памятью нашей!
Петля по верёвке змеёю ползёт
И душит мальчишку…но дух воспаряет
И рвётся бессмертной строкою в полёт
Из уст партизана, и смерть попирает!
И с песней, зовущей в «решительный бой»,
Душа в Небеса, к журавлям, улетает...!
И Светлая Память, паря над землёй,
Бессмертьем Героя к потомкам взывает…
Валерий Старостин.
Саша Чекалин родился 24 марта 1925 года в селе Песковатское, на территории современной Тульской области.
Отец его - Павел Николаевич - рассказывал, что Сашку он принимал самолично. Когда матери пришло время рожать, он запряг лошадь и повёз её в больницу. Доехать не успели – Саша, сыночек, появился на свет в чистом поле. Роды принимал отец.
Павел Николаевич воевал в 1-й мировой войне и даже побывал в плену у австрийцев. Приехал в Петро¬град и там 5 раз слушал Ленина. Потом вернулся домой – был рядовым колхозником, пчеловодом, кузнецом – Саша при нём молотобойцем. А ещё председателем сельхозартели и даже охранником в тюрьме. Он был охотником и старшего сына с малых лет приобщил к этому ремеслу. Александр рано научился хорошо стрелять и прекрасно знал окрестные леса.
Его мать - Надежда Самойловна - до войны была председателем колхоза.
Женщина она была смелая, энергичная. Семья боялась за мать, прежнего председателя-то убили. Грозили и Чекалиным. Выбивали окна, поджигали сарай и дом. Но Надежда Самойловна не боялась. Правда, младшего сына Витю отправила к своим родителям. А Сашка наотрез от этого отказался и по ночам вместе с отцом нёс вахту.
Надежда Самойловна, как и её старший сын, успевала везде и всюду. Именно она добилась того, чтобы в селе построили для ребятишек школу. Она же открыла здесь драматический кружок и играла в нём. Роль репетировала по ночам, Сашка часто это слышал, уже лёжа в кровати.
У Саши был ещё младший брат – Витя.
В 1932 году Саша поступил в сельскую школу.
В 1938 году мать Саши - Надежду Самойловну - перевели на работу в райисполком, расположенный в городе Лихвине. Вся семья перебралась в город, где Александр Чекалин и окончил школу-восьмилетку.
В 1939 году Александра приняли в комсомол.
Саша с детства любил книги. Прочитав «Тимура и его команду» Аркадия Гайдара, он организовал свой отряд и оборудовал на чердаке соседнего амбара штаб, где собирались соседские ребята.
В самом раннем детстве он выбрал себе в герои Василия Ивановича Чапаева.
• Из книги Н. С. Чекалиной «Мой сын»:
«Ничего, кроме радости, я от него не видела. Был он спокойный, здоровенький ребёнок. Я не замечала, как он вырастал. Бедовый, горячий, а дурного слова никому не скажет. Всем помогал».
• Вот как Саша описывался в школьной характеристике:
«Шура Чекалин обучался в Песковатской школе с 1 по 7 класс. Живой, впечатлительный ребёнок, мастер на всякие игры и забавы, он с первых же шагов в школе завоевал авторитет среди товарищей и являлся инициатором разного рода забав и шалостей. Последними он иногда выводил из терпения любящую покой и порядок старую учительницу, которая обучала его в начальных классах.
– Шура, не шали, маме пожалуюсь, – часто останавливала она его.
Мальчик замирал, отгораживаясь за партой книгой, но через час во время перемен звонкий голосок его снова звенел в коридорах школы.
Однако шалости его были безвредны, зла он никому не хотел, дружески и доверчиво относился ко всем, и этим завоевал любовь к себе.
В старших классах Шура увлёкся чтением и моделированием. Школьная библиотека из пятисот книг очень скоро была использована. Любимыми образами его были люди активные, борцы за новую жизнь, за счастье народа – Метелица из «Разгрома» Фадеева, Чапаев, смелый Дубровский».
• А это рассказ учителя Лихвинской школы Ивана Захаровича Анчишкина:
«В весеннее время дома у него собиралась целая детская площадка, где они занимались повторением пройденного материала, готовили наглядные пособия.
Бывало, вернётся мать с работы, а дома ничего не сделано, воды нет, печка не топлена. Шура взглянет на мать и скажет: «Ты, мама, не беспокойся. Сейчас всё будет готово». И начнёт командовать: одного по воду пошлёт, других дрова пилить, а сам за работу возьмётся. Не успеет мать оглянуться, а уже всё в порядке».
• Отец - Павел Николаевич - вспоминал:
«Что нравилось мне в нём – никогда ему не надо было повторять два раза. Только скажешь: «А ну-ка, Санёк, – и в ответ: «Я мигом». А такие вещи, как подмести или посуду помыть, и говорить не надо. Сам всё знал. Он и корову умел доить. Девчата даже смеялись над ним, но Саня не поддавался. Всё в жизни пригодится. И пригодилось. Когда однажды мать поехала в дом отдыха, мы и горя не знали. Управились, плакаться никому не пришлось».
В школе звали все его Неугомонный Саша, а дома в семье Саша-непоседа.
Саша рос подвижным и разносторонним мальчиком. Друзья говорили, что он просто не умел сидеть без дела. Ему надо было быть сразу везде и заниматься всем. Вставал ранним утром и бегал в лес – собирал растения (он отлично в них разбирался), грибы, ягоды. Купался с конца апреля и до последних чисел сентября. Успевал до занятий в школе помочь родителям по хозяйству.
Дом Чекалиных стоял на краю села. Старый, ветхий, он часто требовал починки. Забота об этом лежала на плечах отца и Сашки, старшего сына. Успевал мальчишка помочь и бабушке с дедушкой. Те жили в том же селе, но в другом доме.
Охотником Сашка был отменным – в отца, Павла Николаевича.
• Из книги Н. С. Чекалиной «Мой сын»:
«Охота в наших лесах замечательная. И Шура, чуть подрос, стал с отцом в лес ходить. Сначала смотрел только, а там, гляжу, и птицу приносить стал и зайцев. Стрелять он научился с малых лет - сначала баловался с самострелом, потом к отцовскому дробовику привык. Мы ему не мешали в этом...»
Стрелять мальчуган научился в 5 лет и искусство совершенствовал постоянно. Уже в 15 лет он с гордостью и по праву носил значки «Ворошиловского стрелка», «Готов к противовоздушной и противохимической обороне СССР», «Готов к труду и обороне СССР».
Он:
• с удовольствием принимал участие в спортивных состязаниях,
• с радостью участвовал в различных театральных постановках,
• выступал на школьных вечерах,
• прекрасно читал стихи,
• играл на струнных инструментах (на мандолине),
• увлекался фотографией (не расставался с фотоаппаратом, который подарил отец).
В школе больше всего интересовался физикой и природоведением: знал латинские названия многих луговых трав и цветов. Великолепно разбирался в физике и всегда чинил испорченные приборы. Задачи по физике щёлкал, как орешки. Но списывать не давал. С любым, кто подходил за помощью, садился за парту и занимался, как умел.
Он хорошо учился, был в отличной физической форме, увлекался радиотехникой - имел собственноручно собранный радиоприёмник.
Он и младшего брата Витьку читать выучил.
Хорошо знал местный лес, ориентировался на местности.
Ребята вились вокруг Сашки,
Саша Чекалин был человеком активным, любознательным и целеустрёмлённым подростком, всегда готовым откликнуться на просьбы что младших, что старших.
Был красивым и статным и наверняка влюблялся.
Собирался стать исследователем или изобретателем.
К лету 1941 года 16-летний Саша успешно окончил 8 классов средней общеобразовательной школы.
Одноклассница Мария Ащеулова описывает Сашу как высокого, красивого парня, на которого заглядывались девчонки и которого одноклассники звали Мазаем — видимо, из-за его увлечения природой.
***
Как только началась Великая Отечественна война, тимуровский отряд Саши сразу же превратился в сторожевой. На чердаке амбара уже хранились не мальчишеские игрушки, а самодельные винтовки, детекторный радиоприёмник, на стене висела карта района. Ребята всерьёз готовились к встрече с немцами. И Александр Чекалин был в первых рядах среди тех, кто изъявил желание добровольно пойти на фронт. Но время его призыва ещё не пришло.
Не спасло и то, что Саша прибавил себе год, когда получал комсомольский билет. Сказал, что родился не в 1925 году, а в 1924-м.
• Надежда Чекалина:
«Единственный раз в жизни, по-моему, схитрил – всегда был прямой на редкость парень, честный, правдивый. Этакий стрелок, охотник, смельчак – мог разве он утерпеть и оставаться в стороне? Знала я: всё равно пойдёт воевать мой Шура, и не мне ему в этом препятствовать. А всё же ноет материнское сердце, болит за любимого сына».
К июлю боевые действия подобрались к родному селению Саши.
Он не мог равнодушно ждать прихода фашистов.
И уже в июле 1941 года Саша добился, чтобы его зачислили в истребительный батальон конным разведчиком.
Задачей таких отрядов была борьба с парашютными десантами и диверсионными группами противника, охрана от них линий связи, железной дороги и важных промышленных объектов.
• На первом же задании он напал на следы сброшенных с самолёта немецких диверсантов.
• Позже отличился в операции по уничтожению фашистского десантного отряда.
После отступления Красной Армии Тульская область оказалась оккупированной фашистскими войсками.
Саша вместе с отцом ушёл в партизаны.
• Из рассказа Суворовского райвоенкома Верхокамкина:
«Пришёл Шура в партизанский отряд вместе с отцом. Дома остались мать и младший 13-летний брат Витя. Дней через пять началась эвакуация. Мать побежала в райком, чтобы вызвали сына проститься. Приехал Шура, вошёл домой хмурый и спрашивает: «Зачем ты меня вызвала, мама? Ведь ты от дела меня оторвала». Мать отвечает: «Неужели ты проститься со мной не хочешь?» – «Очень хочу, мама. Только я не хочу, чтобы ты плакала. Проводи меня весело». И Шура ушёл в партизанский отряд».
Его отряд носил название «Передовой». Командовал им Дмитрий Тетерчев, а комиссаром был Павел Макеев.
Чекалин очень быстро освоился среди партизан.
Парень, несмотря на юный возраст, стал бесстрашным разведчиком.
Часто ходил в местные деревни в разведку. Он специально надевал на себя потрёпанную одежду и кепку. Немцы принимали его за бродягу, а Саша искоса смотрел из-под козырька и всё запоминал. Он собирал данные о дислокации и численности немецких войск, их вооружении и маршрутах передвижения.
Он был единственным радиотехником, отвечал за связь с центром, при необходимости выполнял обязанности радиста.
Часто Чекалина использовали и в качестве курьера для связи с соседними партизанскими группами, когда нужно было объединить усилия, устроить засаду, перевезти продукты и боеприпасы, заминировать железную дорогу, принять участие в непосредственных боевых действиях.
16-летний парень сразу же поразил всех своим бесстрашием, он ярко демонстрировал, как презирает смерть, и отчаянно вступал в бой. Сколько раз во время обстрела немецких автоколонн он выбегал из засады на дорогу и, буквально глядя фашистам в глаза, кидал им под ноги и колёса мотоциклов и машин гранаты.
Саша принимал непосредственное участие во всех действиях партизанского отряда.
Вместе с другими партизанами Чекалин:
• участвовал в засадах, нападениях на врага и его уничтожении,
• минировал дороги и железнодорожное полотно, чтобы нацисты не доставили пополнение к фронту под Москвой,
• пускал под откос эшелоны.
Урон нацистам уже к ноябрю 1941-го был нанесён серьезный: горели склады с припасами, взрывались автомашины, вражеские поезда с личным составом, исчезали часовые и патрули.
Командование отряда отмечало, что «особая страсть была у него к оружию. Всегда норовил раздобыть лишнюю гранату, винтовку да патронов побольше».
• Однажды он сообщил о немецкой автоколонне, которая с трудом справлялась с просёлочной дорогой. Партизаны напали на неё, забросали машины гранатами. Две машины были взорваны, 4 немца были убиты, остальные разбежались.
• Как то во время ночёвки в деревне его выдал предатель. Немцы арестовали юного партизана и заключили под стражу. Чекалин сумел бежать из-под охраны и благополучно вернулся в свой отряд.
• Был случай – партизаны вместе с Сашей устроили засаду на дороге в Лихвин. Показалось сразу несколько машин. Наши бойцы стали метать гранаты – попали во вторую, третью, но первая тем временем чуть было не скрылась. Спас положение Сашка: выскочил из укрытия, побежал вперёд, метко бросил гранату и взорвал немецкую машину.
• Выйдя из расположения отряда, он пошёл по лесу без тропы, казалось бы, наобум, но прямиком вышел на отделение немецких солдат, видимо, разведчиков. 10 немецких солдат скрытно пробирались по лесу в поисках партизан. Саша затаился, подпустил бравых немецких парней поближе, закидал их гранатами. 6-х положил сразу, а 3-х, когда они убегали, пристрелил на бегу (благо он был по стопам отца охотником и Ворошиловским стрелком).
Один немец сбежать всё-таки сумел.
• Однажды Саша спас от верной смерти своего отца, которого немцы схватили по подозрению в связях с партизанами и поместили в сарай.
Узнав об этом, Шура сразу же отправился в деревню, припрятав в тайнике гранаты. Специально прикинувшись подозрительным типом, он добился, чтобы его поместили в тот же амбар, где сидел Павел Николаевич. Саша твёрдо решил вызволить отца и увести его с собой в отряд. Несколько дней, проведённых вместе в плену, стали для Павла Чекалина незабываемыми. Ведь всё это время он был рядом с сыном, держал его за руку, говорил с ним все дни и ночи напролёт.
Как только задержанных повели на допрос в комендатуру, Саша быстро сориентировался, схватил за руку отца, оттолкнул конвоиров, выхватил у них оружие и побежал наутёк, подбадривая Павла Николаевича. Как Саша Чекалин, никто не знал окрестных дорог и закоулков. Поэтому догнать и схватить беглецов немцам не удалось.
***
Трудности партизанской жизни Чекалин переносил стойко и мужественно.
К сожалению, боевой путь юного партизана оказался недолгим.
Осень 1941 года выдалась холодной, в лесу это особенно чувствовалось. В самом начале ноября Саша сильно простудился. Ему становилось всё хуже. В мирное время его, конечно, отправили бы в больницу с подозрением на воспаление лёгких. А теперь? В деревню, чтобы отлежаться – в партизанских землянках было уж очень холодно. Решили бойцы, что побудет недельку парень у их верной помощницы - учительницы Музалевской из деревни Мышбор. Больной Сашка отправился туда. Но едва добрался до Мышбора – узнал, что учительницу уже арестовали. Выведали фашисты, что она – помощница партизан и ждала гостя. Не обошлось без предателей.
Потому юный партизан решил вернуться в родное село Песковатское - в свой дом. Это и стало его роковой ошибкой.
• Надежда Чекалина:
«Знаю, как брёл он, больной, в родное село Песковатское, как лежал там ночью один в доме на печке, где отец с матерью ему сказки рассказывали. Помнится, любил он слушать про путешественников, которые открывали новые страны, про победителей, про людей, которые не умеют сдаваться. Он не сдался».
Саша растопил печку и измученный болезнью практически без сил рухнул на кровать. Ему бы чуток отогреться, отлежаться, глядишь, и хворь отошла бы.
Но дым из трубы заметил местный староста Никифор Авдюхин и тут же доложил новым хозяевам о лесном госте.
Тут же к месту были стянуты оккупанты, и партизан оказался окружён.
16-летний партизан был настроен решительно. Он дождался, когда немцы открыли дверь, зашли в дом, и бросил гранату. Он уже мысленно попрощался с мамой, братом и отцом, закрыл глаза… но граната не взорвалась. Тогда Саша попытался выпрыгнуть в окно и сбежать. Однако из-за ослабленного здоровья у него этого не получилось.
Он был схвачен, связан, избит до полусмерти полицаями и доставлен без сознания в комендатуру.
Сашу доставили в город Лихвин, где в течение нескольких дней пытали.
Привели юного героя на допрос. Стал выспрашивать его немецкий комендант, начал грубо ругать партизан. Не стерпел Саша. Схватил он тяжёлую чернильницу со стола и двинул ею в переносицу коменданту города.
И так удачно двинул, что коменданту потребовалась немедленная перевязка.
После этого ещё до конца не выздоровевшего от воспаления легких 16-ти летнего парня подвергли страшным пыткам. Его избивали до полуобморочного состояния, обливали ледяной водой, водили босым по снегу, искололи ему ноги, выбили зубы. Но паренёк никого не выдал. Он продолжал смотреть с презрением на фашистов своими опухшими и воспалёнными тёмно-карими глазами.
Поняв, что выбить из парня сведения не удастся, 6 ноября 1941 года - , накануне годовщины Октябрьской революции - оккупанты расправились с Героем на центральной площади на глазах у местных жителей...
Истерзанный, полураздетый парнишка, вчерашний восьмиклассник держался очень мужественно.
• Н. С. Чекалина:
«Когда он шёл на казнь, фашистские сволочи штыками кололи ему ноги – полные валенки крови были у моего Шуры. Но он шёл твердо: он решил умереть хорошо. Люди видели, как он, смеясь, глядел в лицо своим палачам. Они велели ему написать на фанерной дощечке: «Такой конец ждёт всех партизан». А он взял карандаш и написал крупными буквами во всю фанеру: «Сотрём с лица земли фашистскую гадину!» – и бросил дощечку в народ. Они хотели повесить ему на спину винтовку: партизан должен качаться в петле во всем своём вооружении. Он выхватил эту винтовку и ударил прикладом немецкого солдата. Говорят, сломал ему ребро. – Что вы мне ржавую винтовку даёте! Мы не с такими воюем! – А когда его подвели к виселице, он звонким голосом воскликнул:
– Эх, гады! Всех нас не перевешаете! Нас много! – Тут они накинули ему на шею петлю. Тогда Шура запел «Интернационал». Петля была у него на шее, а он пел. Пел про последний, решительный свой смертный бой. – Отбрось табурет, – приказали ему палачи. Повисая в петле, Шура что есть силы ударил гада ногой. Так и умер, сопротивляясь».
Подпевать умирающему на виселице Саше Чекалину стали все присутствующие на казни местные жители. И никто остановить их уже не мог, так их потрясли последние секунды жизни молодого партизана. Они все удивлялись великой силе, которая таилась в этом парнишке.
Фашисты оторопели. Измученный и больной юный партизан, пытавшийся вступить с ними в бой, уже с петлёй на шее заставил их содрогнуться…
***
20 дней немцы не давали снять с виселицы тело Саши.
Позже (после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков) - в декабре 1941 года - местные жители и партизаны нашли его на площади в сугробе. Александра Чекалина похоронили с почестями. Проститься с Шурой пришёл весь освобождённый от немцев город.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1942 года «за отвагу и геройство, проявленные в партизанской борьбе в тылу против немецких захватчиков», Александру Чекалину было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
О подвиге «отважного сына своего Отечества» писали и в «Правде», и в «Известиях», и в «Комсомольской правде».
Вскоре о его подвиге узнали широко в СССР, и Александр стал образцом для подражания у целого поколения советских юношей и девушек, которые ушли на фронт «недолюбив, недокурив последней папиросы».
В 1944 году город Лихвин был переименован в город Чекалин Тульской области.
На его могиле установлен был памятник.
В честь юного Героя названы были центральная улица города, сквер, площадь, где его казнили, и школа, где он учился.
Улицы в Туле, Волгограде, Уфе, Новокузнецке, Новосибирске, Перми и других российских городах названы были его именем.
В 1962 году на родине юного партизана - в селе Песковатском Суворовского района, в доме, где он родился, открылся дом-музей Александра Чекалина, а также установлен был бюст-памятник.
Юному герою-антифашисту в разные годы посвящали книги и писали картины.
Первая книжка о нём «Шура Чекалин» была издана Тульским обкомом комсомола в 1942 году.
В 1955 году писатель Василий Смирнов написал повесть «Саша Чекалин».
В 1972 году режиссёр Инна Туманян сняла фильм «Пятнадцатая весна» про подвиг юного Героя.
Свидетельство о публикации №225070101151