Память о реальной истории города
Летом 2003 года мы с женой и сыном переехали в Германию, в город Оберхаузен. Год жили на окраине города в специальном "городке" для таких приезжих, как мы, потом нашли себе квартиры в центре города. В городе проживает немногим более двухсот тысяч населения, город, по сравнению с соседними, не богат, ниже среднего достатка. До второй мировой войны в Оберхаузене была очень развита промышленность, добыча угля и различных руд металлов, были металлургические и машиностроительные заводы и различные фабрики. В результате интенсивных бомбардировок большинство предприятий было уничтожено. По ходу знакомства с городом я обратил внимание на многие моменты, напоминающие о реальном прошлом города.
На главном железнодорожном вокзале первый путь называется музейным. Поезда там останавливаться не могут. На рельсах и перроне - вечная стоянка некоторых уцелевших агрегатов литейного производства с соответствующими записями на рядом стоящих табличках...
Перед многочисленными техническими колледжами (аналогами наших техникумов) - уцелевшие станки, пресса, части шахтного оборудования, с табличками с кратким описанием конструкции и назначения. Ведь всё это могли сдать в металлолом, и получить за это немалые деньги, но умные люди решили - память о прошлом важнее!
В помещении кузнечно-прессового цеха одного из закрывшихся заводов организовали индустриальный музей. Часть оборудования осталась в рабочем состоянии, школьникам при посещении музея всё наглядно демонстрируют.
На некоторых домах, в которых до войны были небольшие фабрики, установлены таблички с напоминаниями о таких производствах и их создателях. В честь людей, совершивших очень полезные вещи для страны и города, названы улицы, школы, концертные залы.
На высоту 50 метров поднялась построенная в 1897 году водонапорная башня. Теперь вода подаётся по-другому, а башню оставили, как архитектурный памятник прошлому города, и устроили там музей воды (аналогично и в соседнем городе Мюльхайме). Посетителям (школьники приходят обязательно) рассказывают, как добывали воду в разные премена и как снабжали ею население.
При работе металлургических предприятий выделялось огромное количество разнообразных газов - для их сбора с последующим использованием в 1929 году было построено подобие огромной бочки высотой 110 метров ёмкостью порядка 500000 кубометров под названием "Газометр".
Металлургия после бомбардировок исчезла, а газометр уцелел. И его не порезали на металлолом, а сделали из него выставочное помещение. Когда мы с супругой занимались на языковых курсах, искали добровольцев помочь занести в газометр огромный аэростат, на котором впервые был совершён облёт земного шара. Мы согласились, помогли, и смогли осмотреть газометр и внутри, и снаружи. И поднялись на самый верх, там устроена смотровая площадка. Оттуда был виден не только весь Оберхаузен, но и соседние города. Организуемые в газометре выставки в последние годы посещают более одного миллиона человек.
В одном из помещений дворцового комплекса первых владельцев Оберхаузена организован "Зал памяти", в котором регулярно организуются выставки о прошлом города, включая годы нацизма, с указаниями конкретных действий местных властей, с именами пострадавших, и данными о тех, кто из местных жителей участвовал в преступлениях, и какое наказание они понесли...
А на тротуарах в разных места города перед некоторыми домами установлены бронзовые таблички с именами и фамилиями людей, которые жили здесь, и которых преследовали нацисты. На табличках, названных "Камни преткновения" указаны даты рождения, даты ареста и отправки этих людей в концлагеря, и даты их убийства. В основном это касалось евреев. Школьникам об этом обязательно рассказывают, и они несколько раз в год чистят эти таблички до блеска.
К "еврейскому" вопросу в городе относятся очень уважительно. Либеральной еврейской общине, организованной приехавшими из разных мест бывшего СССР евреями, выделили помещение в самом центре города. Было принято решение о восстановлении старинной синагоги 18 века, которую реквизировали нацисты, и превратили её в склад. Длительное время собирали для этого необходимые средства, и восстановление началось. Ежегодно в память о так называемой "Хрустальной ночи, или ночи разбитых витрин", о еврейском погроме по всей нацистской Германии 9—10 ноября 1938, в Оберхаузене проходит митинг перед зданием уничтоженной тогда синагоги, выступают мэр города, или его первый заместитель, раввин, руководитель еврейской общины, артисты театра зачитывают воспоминания очевидцев, школьники поют песни в память о траурных событиях...
Наблюдая за реально сохраняемой историей города, я неоднократно вспоминаю о моём родном городе Бердичеве...
Три десятилетия работал я на станкостроительном заводе. На нём трудилось порядка трёх тысяч человек, выпускалось до трёх тысяч станков в год, многие сотни станков ежегодно экспортировались в разные страны мира. После распада СССР, из-за непродуманной деятельности руководства завода в определении стоимости акций, его выкупили конкуренты и он практически исчез. Некоторые помещения используются разными фирмами, но большинство пустуют... Хоть бы один станок установили в память об этом заводе!..
Когда с раннего детства моего вёл меня мой светлой памяти отец в баню или на городской пляж, мы проходили мимо водонапорной башни и пожарной каланчи. И если водонапорная башня своей архитектурой меня не особенно впечатляла, то каланча - вызывала восторг, в моём понимании она напоминала ракету, готовую к старту... Отец обратил моё внимание на поворотные металлические рычаги на самой высокой в городе смотровой части вершины каланчи, и рассказал, что когда наблюдатели замечали подозрительные вспышки пламени или клубы дыма в какой-то части города, то начинали бить в колокол. Дежурные пожарники всматривались вверх, а там в сторону пожара поворачивался рычаг, и на него навешивали столько металлических шаров, сколько экипажей пожарников должны были направиться к месту тушения предполагаемого пожара, вниз сбрасывалась записка с указанием предполагаемого адреса...
Мне пришлось побывать в многих городах нашей страны, но нигде я подобного нашей каланче не видел. Снесли и башню, и каланчу. А ведь это могли быть прекрасные музеи, и жители Бердичева, и приезжие туристы могли бы с удовольствием приобщаться к истории города...
Когда мне с моим братом Михаилом повезло летом 1971 года оказаться в одном автобусе со студентами пединститута, и мы проехали почти 4000 километров по разным местам шести республик бывшего СССР, я обратил внимание, что на некоторых домах в Белоруссии сохранились слова на еврейском языке "иврит". После поездки я поинтересовался этим вопросом. Оказалось, что там когда-то были синагоги или молитвенные дома евреев. И руководство этих городов решило сохранить память о таком прошлом. А в Бердичеве до революции было около 70 синагог и молитвенных домов, и об этом практически почти никакой памяти не осталось.
В Бердичеве венчался всемирно известный французский писатель Оноре де Бальзак. В его честь установлена памятная доска - очень правильно! Недалеко от Бердичева в селе Терехово родился известный английский писатель Джозеф Конрад-Коженевский, в его честь на территории бердичевской крепости организован музей - очень правильно! В самом Бердичеве родился и жил известный писатель Василий Гроссман. Установленную на доме, где он родился, после долгих раздумий бронзовую табличку быстро украли... Заменили на гранитную, спасибо и на том.
В честь писателя Фридриха Горенштейна почитатели его творчества смогли добиться разрешения на установку памятной таблицы на стене школы, в которой он учился. Молодцы!
А когда было предложено почтить память человека, сделавшего для Бердичева очень много - врача и предпринимателя Шеренциса, руководство города выставило почти неприемлемые требования. (В подобных случаях главные аргументы - отсутствие необходимых средств, и обязательное предварительное согласование с министерствами в Киеве...). Мой отец рассказывал мне, что до революции Шерентис был очень известным врачом далеко за пределами Бердичева. К нему приезжали консультироваться и лечиться весьма зажиточные люди, они щедро расплачивались за излечение. Заработанные деньги Шерентис вкладывал в развитие Бердичева.
По одобренным им проектам было построено немало зданий, некоторые из них используются до сих пор. Например, здание медучилища напротив универмага, жилой двухэтажный дом справа от центрального входа на рынок. Этот дом находился в конце двора, где прошли мои детство и юность, и я помню, как неоднократно мои родители и соседи называли этот дом - "дом Шеренциса". До революции этим человеком были организованы технические училища для юношей, одно из них, как потом рассказывали мне родственники, было в доме, где через много лет была школа №13... Принимал активное участие в строительстве городского театра.
Когда к власти пришли большевики, они убили Шеренциса, а всё его имущество было "национализировано"... Но почему бы не отдать честь такому реальному патриоту Бердичева?
За время трёх десятилетий моей работы на станкозаводе мне пришлось быть в командировках во многих городах. Когда в ходе выполнения заданий я знакомился с разными людьми, нередко оказывалось, что мои собеседники не только слышали о Бердичеве, но и бывали в нём! Одни бывали в командировках, другие - во времена их воинской службы. В Бердичеве когда-то было очень много военных. Лётчики, танкисты, артиллеристы, сапёры, связисты. И практически все собеседники, вспоминая о Бердичеве, восхищались четырьмя вещами - бульваром в центре города, изделиями пивзавода, баней с её парной, и вкуснейшей газированной водой с прибаутками от "Изи - газиропщика"...
Я очень рад, что и пивзавод с замечательными сортами пива, и баня с прекрасной парной ещё существуют и радуют горожан и приезжих.
Я хорошо помню удивление и возмущение многих моих знакомых и коллег по работе, когда стало известно о решении горисполкома о ликвидации деревьев на бульваре "из-за обнаружения в них очень опасных вредителей". Мы договорились начать сбор подписей против уничтожения бульвара. И я собрал много сотен подписей у жителей моего микрорайна, а всего было собрано много тысяч... Если бы старые деревья срезали, а на их месте высадили новые, не боящихся "обнаруженных вредителей", то можно было бы поверить городским властям. Но... Деревья срочно срезали, место бульвара заасфальтировали!
Поэтому я вполне доверяю рассказу одного из моих знакомых, который тогда работал в одном из отделов горисполкома. По его словам, тогда городом фактически руководил первый секретарь горкома компартии, его прислали из другого города, он не был бердичевлянином. Когда абсолютно неожиданно в Бердичев утром приехал с проверками первый секретарь обкома компартии, он не обнаружил местного руководителя в его рабочем кабинете! Велел немедленно разыскать его. Его секретарша прекрасно знала, где он, но не смела и виду показывать... Может, приболел внезапно?
Выйдя якобы по неотложной необходимости из кабинета, где сидел "высочайший" для области руководитель, секретарша позвонила своему шефу, который ночевал у своей "подруги", и тот помчался на работу. Да вот незадача! Дорога из-за бульвара узкая, обогнать идущий впереди автобус, или грузовик - невозможно! Получив выговор с предупреждением, что при повторении подобного он будет понижен в должности, он решил проклятый бульвар уничтожить! Было велено срочно придумать причину. Придумали! Теперь он мог обогнать любой транспорт!
Когда сменилось в очередной раз руководство города, вспомнили о значении бульвара для бердичевлян, и в значительной степени восстановили. Молодцы!
Что касается "Изи - газиропщика", как шутя с большой любовью называли его горожане, то он был реальной легендарной звездой Бердичева в течение многих десятилетий! Всегда свежайшая, наполненная газом вода, вкуснейший самодельный сироп, и при этом масса шуточных высказываний по любому поводу. Он охотно помогал детям из ближайших школ решать тяжелые для них задачи по математике, пока они наслаждались его водой. В итоге о нём родилась легенда, что он был профессором!.
В 2018 году мы с супругой проходили двухнедельный курс лечения в санатории польского городка (приблизительно 6000 жителей) Поляница - Здруй, известного своей минеральной водой. Совершенно случайно познакомились с местным жителем. Мужчина, услышав наш с супругой разговор, поинтересовался, откуда мы? Услышав, что мы из Бердичева, он просто "расцвёл". "Бердичев - это же родной город моего отца, там он родился, учился и прожил до своей женитьбы. А мой дедушка - он прожил там всю свою жизнь, дважды был женат, воспитал восьмерых детей... Он жил в глубине улицы Садовой, был "подпольным" сапожником, имел много клиентов. Меня мои родители почти каждое лето из-под Коломыи, где они жили, привозили к деду в Бердичев. Целыми днями пропадал я на речке, с друзьями лазили мы в подвалы крепости"... Он замолчал... Но было чётко видно, что воспоминания эти ему приятны...."А знаете вы, что у вас в городе перед кинотеатром профессор математики продавал газированную воду? Жалко, я имени его не помню. А какой он был весёлый, умный и добрый! А какая у него была вкусная вода!.." - он мечтательно улыбнулся. "Нигде, где только я не бывал, нигде больше такой вкусной воды я не пил! "А памятник, или какой - нибудь памятный знак перед зданием кинотеатра стоит?" - услышал я вопрос - "А то ведь в Полянице множество памятных знаков в честь разных достойных людей, живших там ранее - врачей, например, спортсменов и просто хороших людей... ( и, действительно, мы с удовольствием созерцали разнообразные бронзовые статуи и памятные знаки разных видов в честь людей, живших и просто побывавших в Полянице)". Пришлось молча развести руками. Он в недоумении покачал головой. Хотя бы памятный знак о такой легендарной личности установили... Однажды во время очередного приезда в мой родной город я предложил знакомой семье бердичевлян попытаться открыть фонд памяти Изи с целью сбора средств на изготовление и установку Изе памятника (перед поездкой я поговорил на эту тему со многими знакомыми из разных стран, по первоначальным прикидкам мы могли бы быстро собрать порядка 10000 долларов...). Но когда я вернулся в Германию, эта семья связалась со мной, и рассказала, что в руководстве города и слышать о таком не захотели...
В центре города находилась хоральная синагога оригинального стиля, со сценой внутри. Там молились весьма зажиточные люди. Туда приезжали выступать известные тогда артисты из Одессы, Киева, Москвы. Большевики её реквизировали и организовали там перчаточную фабрику. С распадом СССР здание всё больше ветшало. Американские потомки евреев, бежавших из Бердичева после революции и погромов в 1918 - 1919 годах, предложили выкупить это здание, и восстановить синагогу в её первоначальном виде. Руководство города загнуло такую цену, что от предложения отказались. Американские комментаторы этого события сказали мне, что за потребованную сумму можно было даже в Америке две таких синагоги построить...
Когда в память об уничтоженных немецкими нацистами и их помощниками 38 тысяч евреев на границе "еврейского гетто" установили памятный знак, я задумался о людях, которые в то страшное время, рискуя своей жизнью, смогли спасти 17 евреев. И предложил председателю Общества еврейской культуры Савелию Вексельштейну, который был депутатом горсовета, озвучить на очередном совещании предложение об установке в их честь памятного знака. Приняли единогласно, и очень быстро это сделали. Когда хотят, всё могут!
В соседнем с Оберхаузеном городе Эссене восстановили уничтоженную нацистами весьма немалого размера синагогу и организовали в ней очень интересный музей истории евреев Германии с выставкой различных древних экспонатов.
Если "окунутся" в реальную историю Бердичева, то выяснится, что в прошлом немалое количество лет большинство городского населения было еврейским. В частности, на 1 января 1899 г. из 62283 жителей Бердичева евреев было 50460, т.е. 81% (из Википедии). Владеть землёй и работать на ней евреям не разрешалось. Так кем же они были? Ремесленники различных специальностей, портные, сапожники, ювелиры, мебельщики, парикмахеры, жестянщики, мельники, простые рабочие на многочисленных фабриках, медицинские работники, немногочисленные богатые торговцы оптом, но в основном мелкие торговцы... Выживали кто как мог. Много лет на разрешённом загребельном "скотном рынке" организовывались такие ярмарки крупного рогатого скота и лошадей, что за ними приезжали покупатели со всей Европы! Лошадей пригоняли даже из Средней Азии. Многие недоумевали, как это удавалось евреям. А дело в том, что у евреев все мальчики поголовно, начиная с пяти лет, обучались грамоте. В обязательном порядке! Торговцы из разных мест и стран списывались друг с другом и налаживали взаимовыгодные связи. Когда киевским князьям популярность бердичевских ярмарок сильно не понравилась, их перестали разрешать.
Из-за некоторых очень мудрых еврейских священнослужителей - раввинов Бердичев был настолько популярен среди евреев многих населённых пунктов, что его стали называть "Волынским Иерусалимом". Самым популярным, спокойно решающим тяжелейшие вопросы прихожан, был раввин Леви; Ицха;к бен Меи;р, один из крупнейших хасидских цадиков конца XVIII — начала XIX столетий, получивший при жизни известность как распространитель и прижизненно признанный лидер хасидизма на Волыни, почитаемый верующими как святой. После смерти р. Леви Ицхака в Бердичеве больше не было городского раввина. «Община не могла найти никого, кто был бы достоин занять его место». Усыпальница Бердичевского рабби неоднократно страдала от актов вандализма. Место погребения святого Леви Ицхака на старом еврейском кладбище в Бердичеве по сей день привлекает паломников-хасидов и посещается евреями из многих стран мира. Было бы желание у городского руководства извлечь из таких исторических. фактов пользу для города, смогли бы продумать специальную гостиницу для паломников, специальные экскурсии по памятным для евреев (и не только) местам... И доход в городскую казну бы увеличился! Когда один предприимчивый человек арендовал у районной больницы, расположенной как раз напротив кладбища, пустующие подвальные помещения, и организовал там места для кратковременного отдыха нуждающихся в таком паломников, в том числе туалеты, некоторые депутаты обрушились с критикой на руководство больницы... И это при том, что предприничатель организовал, в том числе, пекарню, выделяя для детского отделения больницы её продукцию бесплатно.
Как мне представляется, было бы реальное желание у руководства Бердичева сохранить его историю, можно было бы официально организовать фонд восстановления хоральной синагоги для организации в ней музея евреев Украины, и фонд памяти Изи - газировщика. При гарантии постоянно открытой информации о состоянии таких фондов и их руководстве (для исключения коррупции), необходимые средства были бы быстро собраны.
В еврейской общине немецкого города Оберхаузен придумали и осуществили уникальную вещь - с согласия городского руководства на территории общины построили точную копию небольшого участка "Стены плача в Иерусалиме"! Все желающие могут там помолиться, и положить в щели записки с пожеланиями. По согласованию с соответствующей организацией в Иерусалиме эти записки собираются, и раз в год отправляются в Иерусалим, где их присоединяют к запискам из реальной "Стены плача" и поступают с ними по старинной процедуре обращения к Всевышнему. Узнав об этом, в Оберхаузен в еврейскую общину стали нередко наведываться немцы с молитвами и записками...
Учитывая старинную оценку Бердичева, как "Волынский Иерусалим", было бы чрезвычайно разумно организовать подобное в Бердичеве. При соответствующей рекламе в город хлынут толпы туристов - посмотреть, пощупать руками, помолиться, вложить записку... Заодно посмотреть город, музеи и памятные места. Очень желаю я и надеюсь, что наступит постоянный мир, и мой дорогой город снова станет знаменитым!
Свидетельство о публикации №225070101186