Как стать многодетным или вьетнамские драконы
Мы все что-то слышали о Вьетнаме. Немного того, немного этого. Находится где-то далеко в Юго-Восточной Азии. Сравнительно небольшая страна часто непопадающая в сводки ежедневных новостей, дружески настроена к России. Для подавляющего большинства это, пожалуй, и всё, что мы о ней знаем. Знаем, что Вьетнам воевал с США и победил. Кто знает больше, уже заслуживает премию за эрудицию.
Чтобы мои стереотипы об этой чудесной стране разлетелись вдребезги пополам, мне хватило всего одной поездки. Поехали с супругой. Сразу же стало понятно, что это не маленькая страна. Население порядка 100 000 000 человек. А чтобы добраться с севера на юг, нужно преодолеть дистанцию равную между Москвой и Стамбулом.
Природа удивительная – буйная, разнообразная. И тропики, и горы, и удивительное красочное побережье. К ливневым дождям надо привыкнуть. Они тёплые. Морепродуктов океан. Ужины в отеле Хошимина были тематические – китайские, итальянские и т.д. В один из вечеров был шведский стол из морепродуктов. Большего разнообразия чем там я так нигде и не встретил за всю свою жизнь, посетив весь белый свет.
Посетили мы север, центр и юг. Путешествовали вдвоём.
С двумя гидами, на севере и юге, нам сказочно повезло. Это были милые женщины средних лет, которые получили образование у нас в стране и с удовольствием блистали своим русским. О России у них были самые чудесные воспоминания (беззаботная молодость, интересная страна и новые горизонты у них оставили самые тёплые воспоминания). Они любили Россию, а мы через них начали влюбляться во Вьетнам.
Прилетели мы сразу в столицу – Ханой. Мир был полностью иным. Удивляло всё. Невесты на свадьбу не обязательно одевали белые платья, могли одеть жёлтое или зелёное, а к вечеру его поменять на синее или алое. Оказывается не нужен грузовик, чтобы перевезти пару хрюшек или шесть десятков кур. Мотоцикл – самый народный транспорт. Незаменим и вездесущ. Две хрюшки запросто переворачиваются на спину со связанными ногами и кладутся на мото сзади. Курицы тоже со связанными ногами пучками развешиваются по обе стороны скутера и всё. Холодильники тоже часто перевозят на мотоцикле. Главное – правильно его прикрепить к багажнику сзади. Мотоциклы удобны и дёшевы. Потребляют бензин очень умеренно. Если мало денег, купишь дешёвый мопед, если средства позволяют, купишь хороший мотоцикл. А если ты уже буржуй и денег у тебя вполне достаточно, то зажиточный вьетнамец позволит себе купить уже, нет, не машину, а очень дорогой мотоцикл, например БМВ.
Вьетнамцы большие труженики. Уже с первыми лучами солнца в пять утра улицы забиты мотоциклами, все едут и спешат по своим делам. Попрошаек, в отличии от Камбоджи, мы во Вьетнаме не встречали. Девушки и женщины за рулём своих двухколёсных транспортных средств часто используют длинные тканевые перчатки, чтобы не обгорали руки.
Ханой очень понравился. Более того, помог нам решить серьёзную проблему. Мы поделились с гидом своей печалью, мол так и так, не первый год женаты, а детей нет. Она вздохнула глубоко и привела нас к храму, где нужно было зажечь и поставить ароматизированные бамбуковые палочки, точно так же, как люди делают это в церквях. Из той поездки жена вернулась с первенцем в чреве. Потом появился ещё один ребёнок и ещё. Палочки в храме помогли.
Бухта Халонг на севере страны является безусловно обязательным местом для посещения, как Красная площадь в Москве, Египетские пирамиды близ Каира в Гизе или Эйфелевая башня в Париже. Китай тоже трудно представить без Великой китайской стены. Халонг настолько живописное место, что его посещение не просто оставляет неизгладимое впечатление, а просто как будто это воспоминание записано стеклорезом в мозгах. Более 3000 островов, а также небольшие пещеры, утёсы и скалы в Тонкинском заливе Южно-Китайского моря радуют глаза посетителей. Безусловно бухта Халонг входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. У путешественников по бухте свои разные маршруты. Погрузившись в деревянные джонки, типичные небольшие кораблики, капитаны развозят гостей в разные стороны. Мы посетили остров с огромными гротами и пещерами, а купаться отправились на другой остров, где нас приютил уютный пляж. Пляж был назван в честь нашего второго космонавта Германа Титова.
Середина Вьетнама – это прежде всего город Дананг со своими мраморными горами и дождями. Мрамора там много, мастера прекрасно научились его обрабатывать. Есть специальный рынок, где можно посмотреть эти скульптурные работы и даже приобрести. Мы не сдержались. Купили двух драконов по 200$ и орла раскинувшего крылья примерно за столько же. Все три фигуры с подставками и размером около метра из бело-серого мрамора. Нам показалось дёшево, но в Москве при растаможке пошлины были дороже, чем цена скульптур и их доставка. С тех пор эти драконы так у нас и стоят дома в Москве. У орла откололось несколько перьев и я его подарил другу. Друг сразу предупредил, что если я передумаю и попрошу орла назад, то он его не вернёт. На том и порешили.
Ещё мы привезли из той поездки картину с изображением тигра выходящего из мрака ночи. Высотой чуть меньше метра. Это была даже не картина, а мозаика из крашенных кусочков скорлупы куриных яиц. Пинцетом аккуратно набиралось изображение, а затем покрывалось семью слоями лака. Выглядело это очень интересно и стоило всего 100$. В целом нам всё там казалось недорогим. Например, на сельском рынке за 1$ можно было купить 16!!! очень больших ананасов.
В Дананге гидом был местный парень, который почти не говорил по-русски. Китайцев он называл не иначе как «китайские люди», а экскурсии проходили примерно так: подводит к какому-нибудь древнему храму, указывает на него рукой и поясняет – «Красиво!». Глубже в детали он не вдавался. Но был всегда на позитиве, услужлив и улыбчив.
Дананг не столица, и посольств там никаких нет. Но есть консульства России, Японии, Китая. Дипломаты последнего облюбовали один ресторан, где специализацией поваров было приготовление блюд из змей. Туда мы и пошли, чтобы отпраздновать мой день рождения. Змею длинной сантиметров восемьдесят и толщиной около пяти сотрудник ресторана ловко достал из мешка. Расположившись в отдельном зале вчетвером: нас двое, гид и водитель, мы стали ждать. Принесли семь разных блюд. Два супа, несколько блюд из мяса, даже шкуру пустили в дело, из неё приготовили хрустящие чипсы. Кровь вылили в графинчик с местным алкогольным напитком, а в рюмки забросили сердце и желчь. Всё это, конечно, с салатиками и рисом на гарнир. Все четверо наелись, было вкусно. В соседнем зале китайские дипломаты в приподнятом настроении обсуждали свои мужские вопросы.
О чае. Чай пили зелёный совсем из маленьких глиняных стаканчиков вприкуску с крохотными кубиками из зелёного горошка и сахара. Горошек просто перемалывают в порошок и добавляют сахар. Очень необычно и интересно.
Новый 2000 год мы встретили на юге страны у моря недалеко от Хошимина на курорте «Пальмира». Челюсть у меня отвисла, глаза чуть не выпрыгнули из орбит, когда выяснилось, что директором и одним из владельцев отеля является простой русский мужик Вася. Женат он был на местной вьетнамке, которую персонал называл не иначе как «мадам». Она была там премьер министром, а он королём, со своей охраной, прислугой, поварами, садовниками, водителями и т.д. Вася маму тоже привёз туда. Жили они в шикарном пентхаусе в главном корпусе, а отель состоял из нескольких зданий. Вид был привилегированный – бассейн, сад, море. Всё как на ладони.
Василий оказался весьма рад нашему прибытию. Чувствовался дефицит общения на русском языке. Он был просто рубаха парень. Интерес был взаимен и мы часами общались буквально на все темы. Море там тёплое, но не бирюзовое. И свой пляжный отдых мы разбавляли экскурсиями, которые Вася с удовольствием нам организовывал.
Так и подкралась новогодняя ночь. Праздничный стол, конкурсы и веселье. Василий с удовольствием мне вручил приз в виде бутылки шампанского, когда я на одном дыхании пронырнул весь довольно длинный бассейн.
Василий вообще был интересный человек. Родом из Владивостока. Когда-то наше пароходство построило этот отель, его поставили там директором, годы шли, активы меняли собственников, и у меня создалось впечатление, что про него просто там забыли. Как бы там ни было, человек он был смекалистый и не злой, открытый. Это подкупало и располагало к окружающим. Туристов у него там было полно со всего мира, особенно из Европы. Дела шли в гору.
А я с супругой двинулся дальше в Лаос и Камбоджу, но это, как говорится, совсем другая история.
Декабрь 1999 г.
Свидетельство о публикации №225070100126