О внуках Иафета часть 1
ИАФЕТ (иврит ;;;;, древнегреч. ;;;;;, латин. Iapheth). Сначала посмотрим на часть земли, доставшейся Иафету: «третья наследственная часть, по ту сторону реки Тины, к северным странам истока ее воды, и идет к северовостоку вся область Лага и все восточные страны ее; и идет на крайний север, и простирается до гор Кильта к северу, и к морю Маук, и идет на восток Гадира, до берегов моря: и направляется, пока не подойдет к западу Пары (Para), и обращается назад к Аферагу, и направляется к востоку, к воде моря Миот, и направляется вдоль реки Тины, к востоку севера, пока не подойдет к границе ее воды, к горе Рафы, и обходит кругом к северу». Очевидно описание Европы: от Уральских гор на крайний север до моря Мрака (Mauk) и на юг до побережья Адриатики (Гадир), на запад до Иберийского полуострова (Para) и обратно через Альпы/Карпаты (Афераг) к Меотиде и устью Дона.
Стоит отметить одну закономерность, присутствующую в перечислении имен внуков Ноя – они располагаются в своих директория по старшинству от периферии к центру, а потомки Сима и Хама – строго в рамках Плодородного полумесяца (см. рис. 1). Аналогичный принцип, наверняка, может быть применен и у правнуков Ноя.
ГОМЕР (иврит ;;;, древнегреч. ;;;;;). «И вышел первый жребий Гомеру к востоку, от севера до реки Тины». Имя, по мнению исследователей, имеет значение «полный, завершенный, совершенный» и сопоставляется с киммерийцами или кимврами. Бессмысленная семантика антропонима, как следствие, ведет к неверным выводам и о народах, определяемых этим сыном Ноя. Мы же рассмотрим индоевропейский конструкт: префикс *kom- (кельтский *kom-) «с, вместе» [1, с. 213; 2, с. 612-613] и *mori (mer-; кельтский *mori-) «море; стоячая вода» [1, с. 277; 2, с. 748]. Таким образом, Гомер определяет народы приморья. Учитывая указание Книги Юбилеев, удел Гомера находился севернее и северо-восточней Дона, а значение антропонима подчеркивает, что на краю Океана и среди болотистой местности.
Определив ареал расселения народов Гомера, перейдем к рассмотрению его сыновей.
АСКЕНАЗ (иврит ;;;;;;; др.-греч. ;;;;;;;; латин. Aschenez). Исследователи пытаются выдать за соответствие этому внуку Иафета то Германию, то скифов, то армян, то хазар – в общем, ничего общего с выявленным уделом Гомера не имевших. Этимология имени не определена, но именно она может помочь с локализацией интересующих нас народов. И вновь ответ находим в кельтской языковой среде. Можно предложить следующий кельтский конструкт:
*;sk;, *eisk; (древнеирландский e(i)sc, esca, essca) «вода, болото, трясина» [2, с. 43, 794, 796] (возможна связь с кельтским *eiskyo- (древнеирландский ;scae, aesca, ;scae, ;sca, ;sc;) «луна» [1, с. 118-119], как цветоопределение болота, блеска снежного покрова или указание на длинные ночи);
*enist; (древнеирландское inis, валлийское ynys, бретонское enez) «остров, полуостров; земля, регион, местность» [1, с. 116; 3; 4].
Таким образом, значение имени «болотистая местность, озерный край» – регион у моря-океана за хребтом Северные Увалы. Похожие природные условия присущи Северо-Германской низменности, поэтому в средние века Германию также иногда обозначали как Ашкеназ.
РИФАТ (Репат; иврит ;;;;;;;, др.-греч. ;;;;;;). Полет мысли исследователей видит Рифата предком савроматов, пафлагонийцев, кельтских народов и отправляет его то к Карпатским горам, то к западным отрогам Уральских гор. Между тем, этимология имени может быть связана с кельтским конструктом из валлийского rhiw «крутой уклон или склон холма, горы, откос» [3] и окончания, указывающего на «место, землю» -fa, мн. ч. -feydd/-faoedd (отсыл к корню *magos-) [1, с. 253; 3] (возможен вариант byd в форме -fyd «земля, мир, поле» [1, с. 67; 3]). В общем, топоним определяется, как «край крутых, обрывистых гор, холмов». Подобная характеристика присуща району скалистых берегов верхних Камы, Вишеры и других окрестных мест Урала.
ТОГАРМА (Тегарма, Фогарма; иврит ;;;;;;;;;;;, вариант ;;;;;;; др.-греч. ;;;;;;;, ;;;;;;;, ;;;;;;;). Этимологии нет, локализуется в Сирии, Малой Азии, Армении, Галатии, Каппадокии. Имя можно представить как кельтский конструкт: *tigu- (древнеирландский tigu-/tiug-, валлийский guo-tig) «последний, конечный, крайний» [1, с. 379; 3]; *erra (древнеирландский err) «задняя часть, конечность» [1, с. 379; 2, с. 340; 4] (вероятна связь с индоевропейским корнем *er- (в валлийском erw) «земля» [2, с. 332], получившим разные расширители; здесь же параллели с индоевропейским ar(;)- (валлийское/древнеирландское ar) «пахать» [1, с. 41-42; 2, с. 62-63]; *magos- (валлийское maes, -ma; древнеирландское mag) «равнина, поле» [1, с. 253; 3]. Тогда значение рассматриваемого топонима можно сформулировать как «последняя обжитая равнина», что можно отнести к территории Валго-Камского бассейна.
МАГОГ (иврит ;;;;;;;;;, древнегреч. ;;;;;). «На севере Магогу досталась вся внутренность севера, пока не придешь к морю Миот». Исследователи предлагают этимологию имени связать с шумерским «тьма», но помещают сей народ то в район северо-восточней от Земли Израиля, то в Анатолию, то на территорию Северной Месопотамии – все перечисленные места вовсе не темные. Мы же вновь предлагаем индоевропейский конструкт с кельтским уклоном: *meg(h)- «великий, большой», кельтское *magos- «равнина, открытое поле» [1, с. 253; 2, с 708-709] и суффикс усиления и принадлежности -og (от кельтского *-;kos при индоевропейском *-kos) [3]. Имя Магог характеризует открытое пространство, равнину (степь), на которых обитают соответствующие народы. Сопоставляя с данными Книги Юбилеев, можно утверждать, что речь идет о приазовских степях.
ЕЛИКАНАФ. Сын Магога, согласно Книги Праведного. Имя может быть представлено кельтским (валлийским) конструктом:
утвердительный префикс a- [3];
llech/llechan «сланец; каменная плита; камень, валун, утес» (от кельтского *;likk;) [1, с. 134; 3];
суффикс, указывающий на место, -fa (отсыл к корню *magos-) [1, с. 253; 3].
Таким образом, определена местность Донецкого кряжа и (или) Приволжской возвышенности, которая соответствует описанным характеристикам.
ЛАБЕЛ. Второй сын Магога, упомянутый в Книги Праведного. Этимологию имени нам вновь поможет раскрыть кельтский конструкт: первый компонент *legu-/*lagu- (валлийский llaw, llai, llei) «маленький, низкий, незначительный» [1, с. 53; 2, с. 120-122; 3]; второй элемент может восходить к *ballo- (при индоевропейском корне bhel- «расти, набухать»), валлийскому b;l «вершина» (кроме того, ball «выступ») [1, с. 236; 2, с. 661; 3]. Значение можно сформулировать как «небольшие выступы, вершины», что может соответствовать Среднерусской возвышенности, особенно, Донская гряда.
МАДАЙ (иврит ;;;;;; древнечреч. ;;;;;). «Мадаю вышел удел, чтобы он владел им, на запад от обоих его братьев, до островов и до границ островов». Исследователи, видя похожий корень, определяют этим именем народ Мидии. Но это – не Европа и никак не западнее удела первых двух братьев. Поэтому разумнее оттолкнуться от индоевропейского корня *mad- «мокрый, влажный; жирный, откормленный», с которым связан кельтский *mad-yo- «сломать, разрывать; растекаться, растворяться» [1, с. 250-251; 2, с. 694-694]. Описана влажная, луговая местность, которая как раз и находится к западу от Гомера и Магога, т. е. от Днепра на запад.
АЧОН (Акон; Akhon). Вероятно, мы имеем дело с кельтским корнем *axt;n; (валлийский aith, eithin древнеирландский aittenn) «дрок», восходящий к индоевропейскому *ak;- «острый, заостренный; камень» [1, с. 51; 2, с. 18-22; 3; 4]. Очевидны аналогии с этнонимами уличи, в основе которого лежит балтский uola «большой камень, кусок скалы, груда камней, точильный камень и т.д.», и аукштайты (auk;tai;iai; от au;k;t; «возвышенность, гора» под тем же индоевропейским корнем *ak;-). Ареалы расселения этих народом южные оконечности Приднепровской возвышенности с порогами и регион Ошмянской, Аукштайтской возвышенностей, соответственно. Таким образом, рассматриваемое имя сына Мадая может указывать на Приднепровскую возвышенность и (или) Валдайские горы с окрестными западными возвышенностями (вплоть до Балтийской гряды).
ЗИЛО (Цило; Zeelo). Имя этого сына может быть связано с кельтским *ftsselo- (древнеирландский/валлийский isel) «низкий; низина (ирландский ;seal)» [1, с. 130; 3; 4]. Можно предположить, речь идет о Полесской низменности и окрестностях.
КАЗОНАЙ (Кацони; Chazon). Этимология имени может восходить к кельтскому *kasso- (древнеирландское cass; гальское kassanos «дубовый лес») «переплетенный, скрученный, завитый, в том числе, о горах, местности – крутой; о густой растительности» [1, с. 194; 4]. Вероятной локализацией может выступать Предкарпатье, бассейн Днестра, Восточные Карпаты (например, по мнению ряда исследователей, ороним имеет значение «поворачивать, виться»), с характерной зоной широколиственных лесов. Также можно отметить, что некоторые исследователи связывают кельтский корень с индоевропейским *kes- «расчесывать; гребень» [2, с. 586] и в то же время ряд хребтов кряжа Толтры, простирающегося в центральной и юго-восточной части Подольской (Волыно-Подольской) возвышенности, выступают на поверхность как зубчатые гребни.
ЛОТ (Lot). В контексте данного исследования можно предположить связь с кельтским *lut;, к которому относят валлийское lludedic и древнеирландское loth, а также я бы поставил в этот ряд и валлийское llud, с общим значением «грязь, шлам, влажная, клейкая земля» [1, с. 249; 2, с. 681; 3]. В таком случае, речь может идти о Причерноморской низменности.
Продолжение следует
Литература
1. Matasovi; R. Etymological Dictionary of Proto-Celtic (Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series; 9), Leiden: Brill, 2009. 458 p.
2. Pokorny J. Indogermanisches Etymologisches W;rterbuch, Bern & M;nchen, 1959. 1183 p.
3. Thomas R. J., Bevan G. A., Donovan P. J. et al., Geiriadur Prifysgol Cymru Online, University of Wales Centre for Advanced Welsh & Celtic Studies, URL: https://www.welsh-dictionary.ac.uk/
4. Toner G., N; Mhaonaigh M., Arbuthnot S., Wodtko D., Theuerkauf M.-L.: Electronic Dictionary of the Irish Language. 2019. https://dil.ie/
Свидетельство о публикации №225070101391