Канатоходец

Книга Патрика Гардинера о Кьеркегоре заканчивается цитатой из Виттгенштейна: «Честный верующий подобен канатоходцу. Кажется, что он ступает по воздуху. Он не падает только благодаря самой ничтожной опоре, какую только можно вообразить. И все же идти по ней можно». Действительно, жизнь верующего на узком пути со стороны выглядит как движение канатоходца по туго натянутому тросу – сплошная невозможность, идет как по воздуху или воде, говорит что-то непонятное про веру и Слово Божье, чтобы повторить такое, нужны, наверное, годы тренировок и лишений. Извне, может, христианство так и выглядит, но правда в том, что внутри оно вовсе не такое. Это не напряженное движение акробата по прямой с риском «сантиметр влево или сантиметр вправо – сорвешься». Это естественные, легкие, непринужденные и радостные отношения маленького ребенка и отца, в которых для ребенка нет напряженности.

Когда ты на канате Слова Божьего, внутри контекста заветных отношений с Богом, когда в твоем взгляде, направленном на Иисуса – вера, то движение по канату легко и радостно. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис.35:8). В Ис.35 описываются послепленные реалии. Этот язык в Евангелиях прямо применен к служению Иисуса (например, стихи 5-6: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки»). Благодатно звучит концовка восьмого стиха: даже неопытные, идущие путем возвращения из плена, не заблудятся – в этом чудесность и благословенность Божьего водительства. А в Новом Завете Иисус говорит «Я есть путь» (Ин.14:6). Если и пока ты во Христе, ты на правильном пути.

Николай Михайлович Крынец приводил такую иллюстрацию. Невозрожденный, не любящий и не знающий Иисуса человек, пытающийся поступать свято или рассуждать об истине, подобен идущему по скользкой выпуклой трубе – он постоянно соскальзывает с нее и не может на ней удержаться. А искренний и богобоязненный возрожденный подобен идущему по скользкому вогнутому желобу – он время от времени падает, но постоянно возвращается к истине. «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Пр.24:16).

Вот еще одна метафора на эту тему – два эскалатора. Человек без Христа находится на эскалаторе, который движется в погибель. Даже если грешник стоит на месте, эскалатор движется, и неверующий погружается в разные виды греха вместе со средой, в мировоззрении которой он варится, это неотвратимое скатывание ниже и ниже. Не идешь ко свету – удаляешься от него, и тебя все глубже затягивает во тьму. Как состояние погибели началось при жизни на земле, так и жизнь вечная начинается уже на земле (Ин.17:3) и заключается во все большем познании Бога, во все большем сближении с Ним и освящении, во все большем погружении в Его радость. Эскалатор вечной жизни все полнее вводит нас в свет, в котором обитает Бог.

Если в метро можно перепрыгнуть с одного эскалатора на другой, хоть это и запрещено правилами и сопряжено с риском, то в духовной реальности с эскалатора погибели на эскалатор жизни вечной не перепрыгнешь, здесь надо попросить Бога о том, чтобы Он тебя перенес. И вопрос: на каком ты эскалаторе? Да, находясь на эскалаторе жизни вечной, можно упасть, можно спуститься на несколько ступенек, но если ты искренно держишься верой за Иисуса Христа, Его благодать поможет тебе подняться и опомниться. А вот на эскалаторе погибели бесполезно пытаться забежать вверх: кратковременный результат будет, ты можешь выглядеть как культурный и вежливый человек, но греховная природа будет все равно раз за разом проявляться, утягивая тебя вниз к справедливому наказанию.

И последняя метафора на эту тему. Я читал об особой беговой дорожке, в которой часть тела спортсмена погружена в специальную камеру, которая устроена таким образом, чтобы снизить вес тела на 20-80 процентов и таким образом избавить организм от нагрузки на суставы. Ее еще называют «антигравитационная дорожка». Спортсмены сравнивают эффект от бега на такой дорожке с «бегом по облаку». Тут мы возвращаемся к метафоре канатоходца, который идет почти по воздуху, и со стороны это выглядит неимоверно сложно и страшно, тогда как для него это неимоверно легко и приятно. Это антигравитационная дорожка свободы во Христе.

01.07.2025


Рецензии