Горсть с покоем

«Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа» (Ек.4:5-6). Здесь описаны три положения по отношению к работе – две крайности и золотая середина. Крайности: 1) Сидеть, сложа руки, и ничего не делать. Либо ожидая, что хлеб насущный сам на столе появится, либо надеясь на других, либо по другим причинам. Екклесиаст называет это глупостью. 2) Тяжело работать, стараясь получить как можно больше материальных благ. Екклесиаст называет это томлением духа. Золотая середина, о которой Екклесиаст говорит «лучше» – это горсть с покоем. Человек не сидит, сложа руки, он работает, но знает, когда надо остановиться, и в его жизни есть место покою и отдыху, он спокоен. Думаю, что эту модель можно применить и к вопросам спасения. Всех людей, желающих спасения и называющих себя верующими, можно разделить на три группы.

А. Сложенные руки

Одни хотят быть спасенными, но очень легкомысленно к этому относятся, не делают и минимально необходимых шагов. Таковы, например, пять дев, которые названы в Мф.25 «неразумными» (а неразумный это и есть глупый в терминологии Екклесиаста). Они вышли навстречу жениху (это притча о Царстве, т.е. они выразили свое желание быть в Царстве), но они не взяли того, что понадобится в пути. Эти девы лежали, сложа руки, а когда проснулись и встали, в этих руках ничего не было, по крайней мере, не было масла для светильников. Как-то Бриджес беседовал с человеком, которому трудно было преодолеть один грех. Он сказал: «Я молился, чтобы Бог побудил меня перестать грешить». Фактически, этот человек заявил, что Бог сделал для него недостаточно. Своей молитвой он снимал с себя ответственность.

Есть свои подвиды в первой группе. Одни верующие просто ленивые. Они надеются на других верующих или даже на Бога, но при этом не делают того, что должны делать. Другие неправильно поняли Евангелие, которое предлагает спасение даром, но для получения спасения предлагает и сделать некоторые шаги. А после получения спасения призывает к труду. Так или иначе, верующие из первой группы сидят, сложа руки, и съедают плоть свою – их духовный рост не прогрессирует, но идет на убыль.

Когда одному мальчику было три года, у него случился нарыв на пальце. Ему наложили мазь Вишневского, замотали пальчик, и он гордо ходил по дому с забинтованным пальчиком. Его папа уже был верующим, а мама еще нет. Папа подозвал его и сказал: «Артем, давай помолимся Богу, чтобы Он уврачевал твой пальчик». «Давай». Помолились. И папа сказал: «Все, Артем, теперь Иисус занимается твоим пальчиком». Мальчик воспринял это всерьез, и когда через время мама сказала ему: «Давай размотаем бинт и посмотрим, что с пальчиком», мальчик ответил: «Мама, нельзя, сейчас Иисус занимается моим пальчиком». Правда в том, что молиться надо, но и лечить надо. Часто Бог решает наши проблемы через наши или чьи-то действия.

Как сказал Джон Пайпер, «что касается умерщвления греха, то я не ожидаю пассивно, когда это чудо со мной произойдет, – я сам совершаю это чудо». Крестьянин пашет, сеет, удобряет землю и ухаживает за полем, сознавая, что, в конечном счете, он полностью зависит от внешних сил. Он понимает, что не его усилиями прорастает семя, не от него зависит, пойдет ли дождь и выглянет ли солнце, созреют ли хлеба и удачна ли будет жатва. Но понимает он также, что если он не будет ухаживать за землей, удобрять ее, пахать и сеять, не стоит ждать жатвы. В определенном смысле крестьянин находится с Богом в деловом союзе, выгоду от которого он получит лишь тогда, когда сделает то, что должен. Сельское хозяйство – совместное дело Бога и земледельца. Крестьянину не под силу сделать то, что делает Бог, а Бог не занимается тем, чем следует заниматься земледельцу. Никто не может добиться даже малой доли святости, если сила Божья не приходит на помощь, но и, не приложив усилий, ее вряд ли достигнешь.

Б. Пригоршни с трудом

Другая крайность – это те, кто для своего спасения делают очень много. Они прилагают неимоверные усилия, соблюдают самые строгие установления, стараются исполнять библейские заповеди и местные предания в самых мелких деталях. Они много трудятся в служении для Бога. Это все хорошо, но беда, когда человек начинает думать, что спасается благодаря этому. Правда в том, что зарабатывая «пригоршни с трудом», эти верующие не входят в покой и наследуют «томление духа».

Когда я был руководителем молодежи, то рискнул провернуть такую иллюстрацию во время одной беседы с сестрами. Сейчас я такого не сделал бы. Говорил как-то с сестрами о женственности и попросил самую невысокую и худенькую из них подать мне стул. А этот стул с металлическими ножками я заранее поднял на вешалку. Сестра сняла тяжелый стул с высоты выше своего роста и подала мне. Спустя много лет она сказала мне, что запомнила этот урок. Быть женственной – это признавать свою слабость и ограниченность в каких-то вопросах, это уметь просить. Так и с нашим спасением. Есть вещи, которые мы понести не смогли бы и не можем. Их совершил Христос. Есть часть пути, которую Христос прошел в одиночку, в Гефсимании и на Голгофе Он был максимально одинок. И нам нужна вера для принятия Его труда.

В. Горсть с покоем

И золотая середина, то, что «лучше» – это «горсть с покоем». Христос все сделал для нашего спасения, и Евангелие заключается в том, что мы принимаем с благодарностью эту горсть и входим в Его покой. Христиане – глубоко спокойные люди. Это люди, активность которых начинается из покоя. Они трудятся и делают многое, но если бы их отношения с Богом строились на успешности этих трудов, то они были бы самыми беспокойными людьми. Но это не так. Точка начала христианства – это покой во Христе.

01.07.2025


Рецензии