Скоморохи и былины
(Отрывки произведений цитируются по книге «Былины» Ленинград. 1984, стр. 78-103,349).
Эпохой скоморохов, учеными считается время с 11в. до 17в. Считается, что скоморошество – явление, общее всем европейским народам в Средние века. Если посмотреть в прошлые века, то в литературе увидим слово «скиник» («мим») – это греко-римлянские предки наших скоморохов. Скоморохи на Руси выступали на пирах и попойках, на улицах и площадях. Ученые считают, что с 11в. это искусство пришло из Византии или с запада и укоренилось в обиходе нашего народа. Скоморохи – древнейшие представители народного эпоса
… Скоморохи на народном языке, в песнях, исторических памятниках именуются «веселыми людьми», «веселыми молодцами»
Былина о госте Терентьище:
«Веселые скоморохи,
Скоморохи люди вежливые,
Скоморохи очестливые».
Былина о Ставре Годиновиче (Ставрова жена спрашивает князя Владимира…)
«Чем ты, Владимир Князь, в Киеве потешаешься?
Есть ли у тебя «веселые молодцы»?
Во второй Новгородской летописи (1571г.) написано – «В те поры в Новгороде, и по всем городам и по волостям, на Государя брали веселых людей…»
Исторические памятники, песни, былины повествуют, что скоморохи в древние времена существовали в виде «гусельников», которые играли на гуслях и пели песни и плясали. Одевались они своеобразно – летописец Переславль-Суздальский (13в.) дает описание этой одежды: носили особо короткое платье и узкие штаны с нашивкою на межиножье…» О скоморошеском платье упоминается в былине о Добрыне Никитиче.
Для утех гусельников приглашали в богатые дома.
«Садились на лавочки,
Заиграли во гусельцы,
Запели они песенку» (отрывок из былины о Терентии)
В былине о Садко рассказывается:
«…А прежде у Садке имущества не было,
Одни были гусли яровчаты.
По пирам ходил – играл Садке…»
Исторические документы повествуют нам о зазывании скоморохов в дома – В поучении Григория Черноризца (13в.) предписывается не вводить в дом скоморохов; В «Слове о Памяти муже, который забавлялся плясками и пением скоморохов; в Памяти митрополита Ионы (1647г.) разрешается пускать скоморохов в дома. В былине о Добрыне говорится, что тот является на пир, наряженный скоморохом:
«Накрутился молодец скоморошиной,
Пошел как на хорошь почестень пир».
Там ему хозяева сказали:
«Ай же ты, детина приезжая,
Скоморошина гусельная!
Для чего же ты долго проживаешься,
Проедаешься, пропиваешься,
Нейдешь к нам на почестень пир.»
Из исторических документов видно, что при Святославе музыка и пение были в обычае при княжеском дворе – скоморохи и были исполнителями.
В «Дворцовых разрядах» написано: «… и его, великаго государя (царь Алексей Михайлович,1674г.) тешили и в арганы играли, а играл в арганы немчин, и в сурны играли, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по литаврам били во все».
В былине о Ставре Годиновиче рассказано и о свадебном торжестве и где не оказалось скомороха-гусельника:
«Зачали играть свадебку,
Некому играть в гусли на честном пиру,
Игр играть, напевок напевать».
В жизни скомороха, как повествует народное предание, не было строгого различия между певцом-гусельником (пел серьезные героические или исторические песни и былины) и певцом-потешником (плясун, поет забавные песни). У них было в народе название – «скоморох», «гудец, веселый молодец».
Певец-гусельник – «Боян». Его высокое значение выражается тем, что «Слово о полку Игореве» называет его «внуком Велесовым» песнетворцем; он слагал свои песни, черпая божественную силу древних богов, «витая мыслями по лесам, серым волком по земле, сизым орлом по поднебесью»; его считали «соловьем времен давно минувших»; он сумел соединить древнюю славу с новой: воспевал деяния Ярослава, Мстислава и славного Романа. В тоже время в одном из списков «Задонщины» Боян называется киевским гудцем (так в «Стоглаве» называли скоморохов-потешников). Эти скоморохи-гусельники на пирах пользовались большим уважением. В былине о Добрыне (который переоделся в платье скомороха) говорится:
«Учель Добрыня по стрункам похаживать,
Учель он голосом поваживать…
Зачал в гусли играть приговаривать, -
И всть на пиру приутихли – сидят,
Сидят – на скоморошину посматривают…
Князю Владимиру игра весьма слюбилася…»
Игра Садка-гусельника на берегу Ильменя-озера тоже была завораживающей. Вышел из озера Царь морской и говорит:
«Ай же ты Садке Новгородский!
Не знаю чем буде тебя пожаловать,
За твои за утехи за великия,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?..»
Ученый мир давно ищет ответ на вопрос – В чем была притягательны игра и пение этих артистов? В былинах часто применяют для гусельников слова: игра, выигрыш, сыгрыш, припевок, тонцы и др. Самим сказателям их значение было понятно, но современные музыканты только могут догадываться о значении древних выражений.
Добрыня «играет, игру играет, берет выигрыш, воспевает, выигрывает наигрыши в том или другом месте или из одного места до другого:
- Играет-то в Царигради,
А на выигрыш берет все в Киеве.
-- Играет ен во Киеве, воспевает от Еросалима…
Ведет тонцы или натягивает струны или припевает припевки от того или другого места:
-Тонцы повел от Нова города,
Другие повел от Царяграда…
Как начал он гуселок налаживати,
Струну натягивал, будто от Киева,
Другу от Царяграда
И третью с Еросолима…»
В этом отрывке видно как мастерство музыканта-скомороха строилось на разнывидах игры того времен. Скоморохи много путешествовали и они в своих песнях рассказывали про дальние страны (Добрыня), пробегать мыслею по всему миру (Боян). По словам былины Добрыня «играет» или «выигрывает свое рожденье», «свои похождения»; «играет» или «натягивает струну» про свои разъезды и похождения; «заводит струны» от разных мест:
«Первый раз играл от Царя-града,
Другой раз от Еросалима,
Третий раз стал наигрывати,
Все свои похождение разсказывати…»
О своих похождениях «выигрывает» Добрыня:
«Струночку играет от синя моря,
Другую играет от Царя-града,
Струну про Киев
А все похожденьице Добрынюшкино.
Натягал он струну про Киев град,
Другую про похожденьицо,
Выигрывал свое рожденьице…»
Рассказывая о далеких местах, где он побывал, добрыня вставляет строки о своей жизни. Содержание песни следует понимать под словами – выигрыщ, наигрыш, гонцы, напевки, припевки и др. Ученые отмечают, что под словом «игра» нередко понимается песня, сопровождаемая ингрой на инструменте.
Соловей Будимирович
«Струну к струночке натягивает,
Тонцы по голосу налаживает,
Тонцы он ведет от Новгорода,
А другие ведет от Еросолима,
А все малые припевки за синя моря,
За синя моря Волынскаго,
Из-за того Кодольскаго острова,
Из-за того Лукоморья зеленаго…»
Ставр
Стал гуселок налаживать, струнок натягивать:
Струнок натягивать от Киева,
Другк от Царя-града,
Третью от Еросолима,
Повел он тонцы великие,
Припевки то припевал…
И зачал тут Ставр поигрывати,
Сыигрыть сыграл Царя-града,
Тонцы навел Иерусалима…»
Садко
«Поигрывает во гуселишки,
Играет-то Садко в Нове-городе,
А выигрыш берет от Царя-града…»
Я привел несколько примеров игры скомарохов-музыкантов, где надо понимать повествование (как говорят ученые) о событиях и обстоятельствах, которые касаются дальних мест – Иерусалима, Царяграда, Новгорода, Киева и др.
Интересны заключительные формы речи о конце былин:
«Тут век про Добрыню старину поют:
А синему морю на тишину,
А вам, добрым тым людям, на послушанье…
Тут век про Дюка старину скажут,
Синему морю …
А с той поры, да с того времени
А стали Дюка стариной сказать…»
Фантастический элемент в былинах со скоморохами хорошо виден в песнях Бояна («Слово о полку Игореве») – «растекался мыслею», давал волю своему воображению, своему «замышлению», соединял действительность с чудным, облекая все в фантастическую форму.
«Веселые молодцы» в былинах славили и прославляли героев времен минувших и современных князей (Боян):
«Про старые времена и про нынешни,
И провсе времена доселющни…»
Заканчивая эту короткую статью, замечу, что представители современной музыки в своем творчестве (не замечая этого) используют приемы, которые пришли к ним из далекой древности от скоморохов.
Литература:
1. Краткая литературная энциклопедия. М., 1978г.
2. Рыбриков. Песни.
3. Фаминыцин А.С. Скоморохи на Руси.2025г.
4. Былины. М., 1984г.
Свидетельство о публикации №225070100580