Летать любит, в экстремальных ситуациях в полёте
Из характеристики на Представление к вводу командиром самолета Ан-2.
. В это сумеречное снежное утро он подошёл к своему самолёту с каким-то не совсем понятным ранее ему чувством...
. На предполётной подготовке всё было как всегда: консультация у метеоролога о погоде по маршруту полёта и запасным аэродромам,брифинг-контроль у дежурного штурмана вместе со вторым пилотом,принятие Решения на вылет и подписанное им "Задание на полёт " в АДП,но какое-то неуловимое и дотоле неизведанное им чувство как будто "окружило" его.
Что-то было не так,как прежде,но что? И сейчас он не смог дать ответа на поставленный самому себе вопрос.Этот рейс ему предстояло выполнить самостоятельно всего лишь третий раз в своей командирской жизни с пассажирами.До этого он летал с проверяющим — командиром звена, и вторым пилотом в составе экипажа.
. Он спокойно обошёл самолёт по часовой стрелке,проверяя отсутствие снега и льда на плоскостях крыльев,надёжность крепления лентрасчалок,закрылки и отсутствие у них люфта,недопустимость течи бензина из верхних баков,осмотрел стойки шасси и
лыжи,двигатель и винт,хвостовое оперение и крепление предохранительного троса лыжонка.
Но всё же,что-то было не так...и это заставило его насторожиться.
. Опытный второй пилот доложил о девяти пассажирах на борту,среди которых было двое маленьких детей,и загрузке Службой перевозок кабелей светогого старта для удаленного аэродрома. Загрузка и центровка не выходили за пределы допустимых значений и второй
зачитал "Карту обязательных проверок" пред запуском двигателя.Командир сосредоточился и
прокрутил стартером винт,через несколько оборотов которого переключил магнето в положение "1+2",и двигатель заработал вполне устойчиво.
А вот все те,непонятные ему ещё пять минут назад,ощущения — необходимо было забыть! Предстояла ежедневная работа!Работа,о которой он с шуткой говорил своим коллегам,-Летаем в своё удовольствие,а нам за это ещё и деньги платят!
Двигатель был прогрет и он запросил у диспетчера "Предварительный",на что получил разрешение на руление по первой РД к исполнительному старту.В эфире были слышны переговоры диспетчера и экипажа самолета,запросившего снижение с эшелона и условия подхода и посадки.По разрешению диспетчера экипаж вырулил на взлетную полосу,зачитал
и выполнил Карту обязательных проверок "Перед взлётом".Они ещё раз проверили работу двух магнето на номинальном режиме работы двигателя,как это было заведено по традиции в условиях Арктики.
Командир отпустил тормоза и бортовые часы стали отсчитывать первые секунды полёта.
Взлёт выполнял второй пилот,имеющий на то допуск,а командир контролировал его работу.
На высоте пятьдесят метров второй пятью импульсами кнопки убрал закрылки и двигатель был переведён на номинальный режим.
В "Лётной книжке" командира на тот период значился налёт в 1527 часов вторым пилотом в условиях Арктики и 105 командирских,из которых только 5 часов были с пассажирами.До этого он производил полёты только по перевозке грузов и почты.Второй был ему под стать:1359 часов и имел опыт по тушению пожаров на лесоавиационных работах в количестве 575 часов лётного времени.И частенько командир лётного отряда ставил его в экипаж к таким вот молодым командирам.Скоро и второй пилот займёт своё левое командирское
кресло.
.С высоты пятьдесят метров,после уборки закрылков,второй пилот проконтролировал работу двигателя по датчику температуры,всего пилотажно-навигационного оборудования по приборам,и строго выдерживал скорость набора высоты и курс,а командир в это время посмотрел в закрытую форточку на Ил-14,выполняющий заход на посадку на втором развороте по схеме.
. Набрали сто метров высоты и плавно,очень плавно, начали разворот с креном 15 градусов... и вдруг!
. Движок "обрезало"... винт встал!
Продолжая выдерживать скорость и поддерживать крен для меньшей потери высоты,экипаж стремился зайти на посадочную полосу с обратным курсом.Перед глазами командира в одну секунду промелькнули воспоминания из его детства: а именно,как он играл со своими деревенскими ребятами в футбол и забил мяч в ворота соперников. И это был лишь один миг в его осознании твердой необходимости вернуть самолёт на посадочную полосу ради спасения пассажиров;о себе он и не думал,всё было — "на автомате"...
Навстречу его самолёту...несся "в лоб"...более тяжёлый Ил-14!
Диспетчер молчал...
Только коснувшись основными лыжами посадочной полосы и мчась навстречу Ил-14,краем глаза командир только и успел заметить,что они разошлись на полосе с бортом левыми консолями в каких-то пяти метрах друг от друга... и как у Ила из-под правого крыла летел вверх фонтаном снег,сбиваемый самолётом с бокового снежного бруствера посадочной полосы...
Этот полёт длился всего лишь одну минуту и семнадцать секунд...
p.s.
Кинофильм "Разрешите взлёт" 1971 года, Ленфильм.
О работе пилотов самолёта Ан-2 и аварийной посадке самолёта Ил-14 без правого основного шасси.
Актеры:
Анатолий Папанов,Семён Морозов,Артём Иноземцев,Валентин Гафт,Лариса Малеванная,
Мая Булгакова,Виктор Шульгин,Николай Крюков,Любовь Тищенко,Людмила Старицына
.
.
.
Свидетельство о публикации №225070100684
Александр, прочтите мой маленький рассказ "Весёлый рейс". Правда дело происходило у Ми-8, на котором я вдоволь налеталась, тоже на севере.
Творческих высот Вам!
С уважением к вам и в вашем лице ко всем пилотам и диспетчерам! Тяжелый у вас труд.
Марина
Анагуричи Марина 11.10.2025 20:33 Заявить о нарушении