Летать любит, в экстремальных ситуациях в полёте
"Летать любит,в экстремальных ситуациях действует грамотно и хладнокровно":
Из характеристики-Представления к вводу командиром самолета Ан-2.
. В это сумеречное снежное утро он подошёл к своему самолёту с каким-то непонятным
дотоле ему чувством...
. На предварительной подготовке всё было как всегда: консультация у метеоролога о погоде по маршруту полёта и запасным аэродромам,брифинг-контроль у дежурного штурмана вместе со вторым пилотом,принятие Решения на вылет и подписанное им "Задание на полёт " в АДП,но какое-то неуловимое и дотоле неизведанное им чувство как будто "окружило" его.
Что-то было не так,как прежде,но что? И сейчас он не смог дать себе ответа на поставленный самому себе вопрос.Этот рейс ему предстояло выполнить самостоятельно всего лишь третий раз в своей командирской жизни и с пассажирами.До этого он летал с проверяющим — командиром звена, и вторым пилотом в составе экипажа.
. Он спокойно обошёл самолёт по часовой стрелке,проверяя отсутствие снега и льда на плоскостях крыльев,надёжность крепления лентрасчалок полукрыльев,закрылки и отсутствие у них люфта,недопустимость течи бензина из верхних баков крыльев,осмотрел стойки шасси и
лыжи,двигатель и винт,хвостовое оперение и крепление предохранительного троса лыжонка.
Но всё-таки что-то было не так и это заставило его насторожиться!
. Опытный второй пилот доложил о девяти пассажирах на борту,среди которых было двое маленьких детей,и загрузке Службой перевозок кабелей светогого старта для удаленного аэродрома. Загрузка и центровка не выходили за пределы допустимых значений и второй
зачитал "Карту обязательных проверок" пред запуском двигателя.Командир сосредоточился и
прокрутил стартером винт,через несколько проворотов которого переключил магнето в положение "1+2",и двигатель заработал вполне устойчиво.
Все те,непонятные ему ещё пять минут назад ощущения...необходимо было забыть! Предстояла ежедневная работа!Работа,о которой он с шуткой говорил своим коллегам,-Летаем в своё удовольствие,а нам за это ещё и деньги платят!
Двигатель был прогрет и он запросил у диспетчера "Предварительный",на что получил разрешение на руление по первой РД к исполнительному старту.В эфире были слышны переговоры диспетчера и экипажа самолета,запросившего снижение с эшелона и условия подхода и посадки.По разрешению диспетчера экипаж вырулил на взлетную полосу,зачитал
и выполнил Карту обязательных проверок "Перед взлётом".Ещё раз они проверили работу двух магнето на взлётном режиме двигателя,как это было заведено по традиции в условиях Арктики.
Командир отпустил тормоза и бортовые часы стали отсчитывать первые секунды полёта.
Взлёт выполнял второй пилот,имеющий на то допуск,а командир контролировал его работу.
На высоте пятьдесят метров второй несколькими импульсами кнопки убрал закрылки и двигатель был переведён на номинальный режим.
В "Лётной книжке" командира на тот период значился налёт 1500 часов вторым пилотом в условиях Арктики и 120 командирских,из которых только 20 часов были с пассажирами.До этого он производил полёты по перевозке грузов и почты.Второй был ему под стать:1350 часов и имел опыт по тушению пожаров на лесоавиационных работах в количестве 570 часов лётного времени.И частенько командир лётного отряда ставил его в экипаж к таким вот молодым командирам.Скоро и второй пилот займёт левое командирское
кресло.
.Секунды после отрыва от полосы шли быстро:второй пилот контролировал работу двигателя и всех систем по приборам,строго выдерживал скорость набора высоты и курс,а командир посмотрел в закрытую форточку на Ил-14 выполняющий заход на посадку по схеме.
. Набрали сто метров высоты и плавно,очень плавно, начали разворот с креном 15 градусов... и вдруг!
. Движок "обрезало"... винт встал!
Продолжая выдерживать эволютивную скорость и поддерживать крен для меньшей потери высоты,экипаж стремился зайти на посадочную полосу с обратным курсом.Перед глазами командира в одну секунду промелькнули воспоминания из его детства: а именно,как он играл со своими деревенскими ребятами в футбол и забил противнику гол в ворота. И это был лишь один миг в его осознании твердой необходимости вернуть самолёт на посадочную полосу ради спасения пассажиров;о себе он и не думал,всё было — "на автомате"...
Навстречу самолёту...несся "в лоб"...более тяжёлый Ил-14!
Диспетчер молчал...
Только коснувшись основными лыжами посадочной полосы и мчась навстречу Ил-14,"краем глаза" успел заметить,что разошлись на полосе с бортом консолями в каких-то пяти метрах друг от друга... и как у Ила из-под правого крыла летел снег,сбиваемый им с бокового бруствера посадочной полосы...
.
.
.
Свидетельство о публикации №225070100684