Ex nostris

Недавно мне пришлось обратиться к воспоминаниям Елены Бонер, жены академика Сахарова.
Интереснейшее, надо признаться, чтиво.
В своих мемуарах, кроме всякого иного и прочего, она описала, как ее дважды спасали во время войны.
Первый раз это произошло при ранении: Бонер пишет прямо, без экивоков: «опекают по блату».
И вторично ее спасают, на этот раз от направления в действующую армию. Почему так поступают совершенно незнакомые с ней люди - Кинович и Дорфман? А потому, что она правильно ответила на их вопрос: «Экс нострис?» (Ex nostris? (лат.) – из наших?)
И эти события в судьбе Бонер – микроскопический пример действия глобальной системы «Ex nostris?» – системы взаимопомощи для опознанных в именно качестве «своих». В ущерб чужим. А по-другому не получается - чудес на этом свете не бывает.
Система спасала некоторых еврейских девушек от смерти, охраняя их от попадания на фронт.
Система активно помогала (до определенного момента) практически всем еврейским юношам и девушкам поступать в престижные ВУЗы СССР.
Система работала для организации протекции при занятии лучших рабочих мест.
Система работала так хорошо, эффективно и качественно, что ее решили сломать. Ничего лучше, чем введение негласных ограничений по «пятому пункту» (это был пункт «национальность» - в типовой анкете советского времени) не придумали.
Если разобраться, то в системе «Ex nostris?» нет ничего принципиально особенного.
Такая система действует и у аристократов, и у бандитов. Не евреи её первооткрыватели, но они единственные, кто распространил её на всю свою общность, вне зависимости от социального положения. Это очень глубокое товарищество на вере (изначально) и поэтому интереснейший феномен нашей Цивилизации.
«Ex nostris?»  - элемент патернализма. Только, в случае с евреями, в отличие от распространенной в мире практики предоставления государством преимуществ титульной нации, оформленных некими законами или формализованными регламентами, здесь действует латентное право, закрепленное обычаем народа.
Но у патернализма (скрытого) есть закономерная обратная сторона – тоталитаризм (тоже скрытый, естественно). В силу этого, еврей, потенциально или реально находящийся под эгидой, обязан быть на стороне еврейства при любых взаимодействиях, затрагивающих интересы этого народа. Иначе – остракизм. 
Бывают ли отступники?
Бывают. Мордухай Вануну, например. 16 лет тюрьмы.
Система «Ex nostris?» - аналог пчелиного улья - действует только в том случае, если «свои» жестко охраняют все, признанное своим   от «чужих». Какое-либо вмешательство «чужих» в пределы интересов «своих» с любыми целями – недопустимо и карается. Поэтому евреи, обремененные высокоразвитой системой опознавания, могут с нами дружить или любить нас. Но при этом, даже в любовном раже, в большинстве своем, они не никогда забудут о том, что они - евреи. А мы – не евреи.


Рецензии