ИСИН Пятнадцатый
Она постучала в дверь.
– Открыто! – глухо донеслось откуда -то из комнаты.
Гостья слегка толкнула дверь, и та поддалась, мягко и плавно, без скрипа, заскользила внутрь.
Заглянула внутрь, нерешительно ожидая приглашения войти. Комната была, видимо, небольшая, но светлая и уютная. Глаза сразу уткнулись в шкаф-стеллаж с открытыми полками от потолка до пола, на которых не было беспорядка, но и абсолютной упорядоченности тоже. Сразу было понятно, что им постоянно пользуются - некоторые книги и журналы, не успевшие занять свое место, стояли несколько небрежно, будто их только что прислонили, со словами: «Пусть пока здесь полежат». А инструменты, располагавшиеся полкой ниже, казалось с любопытством выглядывали из своих ящичков и боксов. Справа от входной двери располагался еще один шкаф, тоже от потолка до пола и тоже бездверный, хотя и прикрытый наполовину зеркалом «во весь рост». Шкаф, скорее всего, был платяной. Из неприкрытой половины выглядывали обувь, зонтики, плащ, кепи и стопка каких -то вещей. Шкаф прикрывал собой часть комнаты, а в данный момент и её обитателя, поэтому, выждав еще пару секунд, она сделала шаг в комнату, почти шепотом поздоровалась (скорее, с собственным отражением) и также шепотом позвала:
– Федора можно?
Кто-то пригласительно промычал: «М-гм», потом слегка вздохнув, откатился от стола, выбрался из кресла и, выглянув, вежливо бросил:
– Здрасьте.
Удивленно посмотрел на гостью, затем на книжную полку, где притаившись меж журналов, подмигивал красным огоньком робот-сканер. Уже отсканировав и сравнив изображение с базой всех ему знакомых лиц, робот состроил смешную экранную рожицу и виртуально пожал плечами, мол, «не знаком».
– Чем могу помочь? – спросил обитатель комнаты.
– Я от «Сильвера», – продолжая говорить шепотом, сказала гостья, и зачем-то оглянулась на коридор и лестничную площадку.
Фёдор подошел, заглянул ей за плечо, но в коридоре никого не увидел.
– А почему шепотом? - спросил он.
– «Сильвер» просил не афишировать, - ответила гостья.
– А, – кивнул задумчивый Федор и пошел в комнату, решив вернуться к своим делам.
– Я звонила, – сказала гостья погромче.
Тут, умная колонка, услышав, наконец, знакомый голос, замигала огоньками и подтвердила:
– Ирина звонила 14 минут назад.
– Так вы Ирина, – догадался обитатель комнаты, – Проходи…те, - немного замявшись, но оставшись все же на вежливо дистантной форме, пригласил он. – Я – Федор, можно на «ты». Дверь закрывать не надо, она сама.
Дверь, услышав разрешение, начала плавное движение.
– Выбирай любой стул, только не у стола, – продолжил политес Федор, и сам рухнул в компьютерное кресло, словно пара вежливых фраз отняла кучу его сил. Он придвинул себя к столу и уставился в один из мониторов.
Ирина бегло осмотрелась. У окна стояли пуф, табурет и высокий барный стул. На подоконнике лежало покрывало. Вероятно, подоконник тоже использовался, как место для сиденья. Комната оказалась просторней, чем показалась сначала. Посреди комнаты, почти поперек, и с её точки зрения, очень неудобно стоял большой стол. На нем был как раз идеальный, почти стерильный порядок – ничего лишнего. Ноутбук, дополнительная клавиатура, еще какие-то два интересных, но безликих прибора, стоящих строго по линейке друг за другом. Над столом возвышались четыре неодинаковых монитора, в один из которых вглядывался Федор, на минуту, казалось, забывший о её присутствии. Сканер пискнул. Напомнил. Федор посмотрел на Ирину, выбравшую высокий стул:
– Ты за Исином, – не сколько спросил, сколько предположил Федор, вспомнив как Сильвер почти умолял его помочь сестренке. Ей, якобы страдающей от неразделенной любви, ну, очень нужно было произвести впечатление на какого- то мальчика из школьного литературного кружка, написав, то ли супер- сочинение, то ли пупер-рассказ. Федор вздохнул. Ох, уж, эта любовь. – Твой брат говорил что-то про сочинение.
Ирина кивнула.
– На какой день?
– Послезавтра, – вздохнула Ира, – во вторую смену.
Федор повернулся к другому монитору:
– Послеза-автра. После обеда, значт?
– А-га.
– Та-ак. Давай свой телефон сюда. Я тебя пока синхронизирую. А за этим «проводником» зайдешь послезавтра, с утра, до школы. – Федор показал ей коробок, который лежал на одном из безликих приборов, стоявших на столе.
– Это - он? ИсИн?
– Это - проводник, который будет тебя синхронизировать с моим облаком, на случай, если Интернета не будет, или специально его заглушат. А «ИсИн15-й» – это программа, – Федор посмотрел на коробочку и улыбнулся, - и ей нужны мощности и объемы побольше. Все -таки, искусственный интеллект. Хоть и из «креативщиков».
– Из кого?
– «Творческий интеллект», богема, – произнес Федор с некоторой усмешкой, и объяснил: – Это не моя классификация. Так сложилось исторически, что в первой семерке - умные бытовые приборы оказались, те, что моют, стирают, пылесосят, убирают, развлекают. Во второй семерке - в основном, умные системы по мониторингу и отслеживанию, от уличных регулировщиков до автоматических синоптических аппаратов и навигаторов. Вот. А уже «Креативные» роботы, созидающие в области искусства: робо-художники, -дизайнеры, стилисты, сценаристы и иже с ними, те- уже в третьей семерке. Поэтому наш Литературный ИсИн, получается пятнадцатый в этой классификации.
– Он что, правда любой рассказ может написать, в любом стиле? И сочинение на любую тему? – с сомнением в голосе, спросила Ира.
– А что в этом удивительного, – задал встречный вопрос Федор , пожав плечами. Ну, ведь роботы -художники, давно уже никого не удивляют. А они, между прочим, не просто копируют какую-то определенную картину, а копируют манеру заданного художника, - Федор махнул рукой в сторону стены, на которой висела иллюстрация с морским пейзажем и парусником. В изображении, вероятно, нужно было увидеть стиль Айвазовского, и Ира кивнула – она не очень хорошо разбиралась в маринистах. Федор же продолжил комментарий: – А современные Исины-художники, освоив манеру художника, рисуют «свои» шедевры. А некоторые, вообще уже создают собственный стиль, в котором пишут совершенно новые , «уникальные» картины. Ну, это… от программы зависит.
– А пятнадцатый? Тоже своим стилем?
– Нет. Мой пока только в заданном стиле. Например.. - Федор на секунду задумался, вспоминая школьную программу, – Пришвина , если о природе писать, или Пушкина. Тебе чей стиль запрограммировать?
– Мне… А обязательно из классиков?
Федор посмотрел на Иру, наверно впервые отвернувшись от всех мониторов сразу. Затем пожал плечами и что -то нажав, развернул один монитор к ней.
– Пока вот из этого списка.
Ира принялась с интересом изучать список.
– А нет, лучше вот так. – Федор опять «пробежался» пальцами по клавиатуре и список разбился на столбики. – Тебе только первый столбик авторов подойдет. Остальные скорее научные работники. Они… мм-м, это… курсовые пишут.
– Тут столько поэтов, – … Ира. – Он что еще и стихи пишет?
– Еще как строчит. По тыщ пять в сутки, м-м… когда не занят более срочными делами.
– То есть , берет по списку.. поэта, манеру которого копирует, и просто сочиняет? А темы где берет?
– Я его на литературные сайты посадил. Берет в качестве рабочего материала любой стих и пишет в заданном стиле «свое» произведение на эту же тему.
– С сайта? Уже опубликованные? А, если кто-нибудь узнает свой «переписанный» стих.
– Как? Во-первых, поэты, которые публикуют свои стихи, малознакомы с творчеством друг друга. Да и по количеству публикуемых произведений- это невозможно. Исин «сидит» сразу на нескольких поэтических сайтах, которые в день публикуют в сумме по десять тысяч стихов. А если, допустим, переписывать опубликованные не сегодня, а скажем, вчера, месяц или год назад. Ни один человек не сможет столько перечесть. И вероятность «узнать»-минимальная.. Я ж не все подряд, а только удачные «опусы» Исина15 потом забрасываю обратно, на те же сайты, под каким-нибудь именем: «Кузи Пупкина» или «Лизы Непревзойденной».
– Но, если тема совпадает… – все еще сомневаясь, недоверчиво проговорила Ирина.
– Так, - предложил Федор, устав объяснять: – Прочти какой-нибудь стишок, - придвинул к ней микрофон и пробежался по клавиатуре.
– Мм… – В голове у Ирины вдруг образовалась поэтическая тишина. – А! Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
– Стиль Агнии Барто, - прокомментировала колонка.
– Не мешай, – бросил Федор в сторону колонки, а Ирине сказал: – Теперь давай тему.
Ирина посмотрела в окно:
– Тучи.
– И-и.. – покрутил рукой Федор, мол, продолжай, – Можно несколькими словами.
– Тучки закрыли небо, м-м, дождик, по пути… – начала перечислять Ирина и осеклась, увидев, как Федор приложил палец к губам, мол, хватит.
– Туча пыжится, растет, Закрывает небосвод. Что не спрячет по кармашкам – По пути дождем прольет, – продекларировала колонка.
Федор ухмыльнулся.
– Ну, и кто догадается, что это мы с тобой сочинили?
Ирина засмеялась и, включившись в игру, попросила:
– А про солнце, можно? Чтоб после дождя, лучами лужи просушило?
– Давай, – разрешил Федор и колонка выдала:
– Солнце разгребает облака, Лучиками-ручками и ножками, Чтоб, взглянув на землю свысока, Просушить все лужи на дорожках.
– А про цветы и бабочку…
– Бабочка – узорчатые крылья… – начала бодро декламировать колонка.
– Ууу! Ну, ладно вам, засорять эфир стишатами, – остановил игру Федор.
Колонка с готовностью, замолчала.
Федор горестно вздохнул. Тратить Исин на цветочки – бабочки. Детский сад какой-то! Эх, как же влюбленные сентиментальны -то все. А вслух напомнил о сочинении:
– Ты писателя выбрала? Лучше, если я его здесь сам в программу впишу.
– Я еще подумаю, можно? – как- то уклончиво ответила Ира.
Федор пожал плечами.
– До послезавтра время есть.
– А завтра за «проводником» нельзя заехать?
Федор замотал головой:
– Он завтра занят. Завтра консультации у третьих курсов. По курсовым. Все, как всегда, в последний момент, – вздохнул Федор. – К пятнице Исину тридцать курсовых накатать нужно.
– Тридцать две, – уточнила колонка.
Федор усмехнулся.
– Все умничают, – покачал он головой.
– А как же он успеет то? – удивилась Ира
– Время тут, как раз, не главное. Он же по шаблону, одновременно. Тут главное вводные данные не перепутать. Чтоб практика с теорией срослась.
– А при проверке не выявят, что робот писал?
– Ха! Кто выявлять- то будет? У него ж там программа «антиплагиат» заложена, которую я научил его изяШно обходить. А программа «антиИсИн» еще не придумана. Не, теоретически, конечно, и ее можно сотворить. Но кому это нужно? Сейчас на носу сдача курсовых. Значит, нужно студентам помочь. – Федор улыбнулся.
– А сами студенты не пишут?
– А зачем? У кого есть возможность – нет. Все-равно лучше, чем у ИсИн15го, не получится. У него ж база научных работ, и опубликованных статей больше чем в Ленинке. И ту, постоянно обновляет. Теперь студентам лучше тупо сидеть пробирки в лаборатории перебирать, а ИсИн будет доклады красиво писать и выводы правильно формулировать.
– Как -то это…
– Нуу, да. Что-то в этом непривычное есть. Но что делать? Будущее, о котором так долго предупреждали фантасты – пришло. Назад, как говорится, не родишь. Надо приспосабливаться к новым реалиям. Теперь новая «реалия» - поголовная компьютерная грамотность и умение писать программы. Это как в начале 20 века - ликбез был. Ликвидация безграмотности населения. Теперь вот, ликпрогбез. – Федя отвлекся, наконец, от мониторов, чтоб посмотреть на притихшую Иру, не слишком ли он загрузил её своими рассуждениями.
Ира молчала, задумчиво глядя на свой смартфон, который ей вернул Федор.
Федор пробарабанил пальцами по столу, понимая, что задумчивость Иры связана не с ликбезом. Делать утром такой крюк по пробкам, чтоб заехать за «проводником», значит выехать с запасом времени, на час раньше.
– Ладно, завтра фамилию писателя скажешь брату, а он уж знает по какому каналу мне передать, а «проводник» он тебе сразу после второй «пары» сам завезет в школу. Должен успеть. Только сейчас придется заучить весь алгоритм действий: как, в каком порядке, за чем, чтоб не напутать. Запомнишь?
Ира с готовностью кивнула. Затем, повторила за Федором все манипуляции с «проводником» и её смартфоном, с которым «проводник» уже, похоже, спелся. Еще пару раз повторила весь порядок действий самостоятельно. Запомнила.
– На всякий случай, в час икс, у тебя в телефоне высветиться временной порядок, но там только цифры, - предупредил Федор.
– А почему я не могу последовательность действий просто записать или сфотографировать?
– Потому что конспирация, - напомнил Федор и приложил палец к губам.
– А, – Ира вспомнила наставления брата и перешла на шепот: – Поняла.
Еще раз проверив себя и согласовав время, Ира попрощалась и уже, уходя, поблагодарила, все еще шепотом:
– Спа-си-бо.
Федор кивнул и махнул рукой, мол «Пока».
Сканер в шкафу вновь состроил рожицу «неузнавания» и пискнул.
Федя сурово взглянул на сканер: «Опять перестал распознавать шепот - «вредная пластмассовая погремушка». Покрашу и выброшу! - мысленно пригрозил он сканеру, показав ему кулак. Сканер тут же состроил удивленно возмущенную рожицу, мол, а что я такого сделал? Федор не обратил на него внимания, опять нырнув в свои мониторы.
Ира тоже не обратила на их немой диалог внимания, мысленно уже предвосхищая реакцию литературного кружка на её «супер-пупер» сочинение. А главное, на реакцию того, ради кого и затевалась вся история. Наверняка, теперь, ОН посмотрит на нее другими глазами. С мечтательным выражением, Ира тихонько вышла из комнаты, кивнув двери, которая плавно вильнула собой. Смартфон непривычно пискнул, почти как сканер Федора. Ира с удивлением посмотрела на экран смартфона. Там красовалось сообщение от неизвестного номера: «Бабочка – узорчатые крылья.
К завитку – изящный завиток.
Хрупкость красоты и обаянья.
Над цветком, порхающий «цветок».
Ира улыбнулась и послала мысленно воздушный поцелуй Исину15-му. А Исин15-й «мысленно» показал язык мировой литературе, оставив её без еще одного по/читателя.
Свидетельство о публикации №225070201258