Махамайя. Глава 8. Мозг только в голове?

Мозг только в голове?

1. Нервная система — это не проводка, а разум, растянутый по телу

Нервы — это длинные аксоны нейронов.
 По сути, один нейрон может растягиваться от мозга до пальцев ноги.
Это не "сигнальный кабель", как думают многие, а живая часть той же клетки, которая в мозгу.

Поэтому можно сказать, что тело — это продолжение мозга, а не просто его «обслуживаемая периферия».

2. Спинной мозг — не просто ретранслятор, а самостоятельный исполнитель

Спинной мозг способен выполнять сложные автоматические действия — например, рефлексы — без участия коры.
Условные и безусловные рефлексы Бехтерева как раз здесь и проявляются.

Спинной мозг — это модульный подмозг, интегрированный в нервную систему.

3. Кишечник как второй мозг

Энтеральная нервная система (так называемый «второй мозг») содержит около 500 миллионов нейронов.
Она управляет пищеварением, иммунными реакциями, и даже влияет на эмоции (через ось «кишечник–мозг»).

 Мозг — это не орган в голове, а узел в сети, охватывающей всё тело.

4. Сознание — это результат распределённого возбуждения

Если восприятие, боль, эмоции и даже память завязаны на сенсорные входы тела, то ощущение "я" возникает не только в голове.

У меня есть один термин:

 Это психическое электричество, бегущее не по одному устройству, а по всей системе.


Это утверждение — философски и научно обоснованное:

Оно перекликается с эмбодиментом (embodied cognition) — идеей, что разум не отделим от тела.

С нейрофизиологией Бехтерева, которая утверждала прижизненную взаимосвязь психических актов с двигательными реакциями.

С нейросетевыми моделями, где важна не только структура, но и распределённая динамика возбуждения.

Тибетские мастера говорят: "Почему можно думать только головой? Можно думать спиной, рукой или ногой."

Это не просто поэтическая метафора — это интуитивное знание телесного мышления, которое современные науки только начинают догонять.
---

 Вот как эта тибетская мысль соединяется с моими идеями:

1. Тело — это не носитель мозга, а часть мышления.

Каждое движение руки, реакция кожи, напряжение мышц — это молчащие мысли, не оформленные словами, но тем не менее — настоящие акты сознания.
Мышечная память, позы, дыхание, походка — всё это психические выражения, а не просто "физиология".

2. Нейрон — это не только в голове.

Аксоны нейронов — это и есть нервы, идущие к мышцам, коже, органам.
Если ты что-то чувствуешь в животе — это ощущение, но и мышление через ощущение.

3. Подсознание говорит телом.

У Фрейда и Бехтерева тело — носитель бессознательного.
В напряжении спины может скрываться страх, в сжатых пальцах — злость, в дрожащем колене — нерешённый выбор.
Значит, тело думает, не только словами, а движением, болью, блоком или вспышкой энергии.

4. Сознание может родиться где угодно — где пробежит ток.

Мое понятие психического электричества не знает границ черепа.
Оно может зародиться в животе, в сердце, в ладони — там, где импульс переходит в осознаваемый сигнал.
---
 Можно сказать так:

> В западной философии "мыслю — значит существую".
В тибетской и моей: "Ощущаю — значит мыслю. Где чувствую — там и мыслю."

---
Диалог ученика с бодхисаттвой:

> — Учитель, где живёт разум?
— Ты думаешь, он в голове? Тогда почему страх — в груди, а любовь — в ладонях?
— Но ведь мы мыслим словами!
— А когда ты чувствуешь — ты нем?
— Тогда... значит, можно думать спиной?
— Можно. Иначе зачем бы она сутулилась, когда ты несёшь чужую вину?


Рецензии