Номадические толпы съёмщиков и отказников

Лет двадцать назад социологи стали называть современную молодёжь «поколением съёма». Поначалу под этим определением понималось отношение молодых к недвижимости: молодь ни в какую не желала обретать права собственников на жилищные помещения, предпочитая снимать его на какое-то ограниченное время. С чем этот отказ от собственности был связан? С активным вовлечением российской молодёжи в поток всемирного номадизма. Ответственность за владение недвижимым имуществом превращалась в фактор, резко ограничивающий свободу спонтанного перемещения по миру без каких-либо законодательных обязательств, накладываемых правовой системой государства на собственников недвижимости. Впоследствии подобный отказ молоди владеть недвижимостью распространился и на движимое имущество, что в ещё большей степени освободило новообращённых в номады от их привязки к миру материального вещизма, позволив им «летать» по миру подобно птицам, «владеющим» только собственным телом.

Вообще же, хоть феномену номадизма и присуща многоплановая многослойность, в целом же его главной стержневой основой являются психологические процессы, воздействию которых подвергаются люди, присоединяющиеся к этому общемировому движению. Это воздействие сродни тому, которое испытывает психика человека в сайентологической  среде во исполнение идейного наставления Рона Хаббарта о том, что тот, кто хоть раз ступит на палубу корабля сайентологии, необходимо его обработать таким образом, чтобы тот уже никогда не смог покинуть этот корабль, незримыми канатами привязанный к команде этого призрачного корабля. Так и с «новыми кочевниками»: молодой человек, даже краем своего сознания прикоснувшийся к идеологической концепции номадизма, по прошествии весьма короткого времени оказывается полностью без остатка погружённым в её тёмные глубины.

Это погружение в глубины номадической идеологии представляет собой всемерное расширение понятия «съёма», которым определялось отношение к своему бытию молодёжи нулевых годов нового века. Расширение этого понятия достигалось, прежде всего, за счёт нематериальных сфер человеческой жизни в результате осознания номадами различных жизненных явлений. При этом понятие «съёма», довольно точно отражающее суть поведения молодых номадов по отношению к материальным объектам, в мире нематериальной ситуативности в значительной степени утрачивало свою достоверность, в связи с чем оно было заменено понятием «отказ», которое фиксировало абсолютную недоверчивость молодых к словам и поступкам других людей, что проистекало из собственной легкомысленности в словах и делах. То есть молодой номад в принципе отказывается нести хоть какую-то ответственность за свои слова, суждения, обещания, уверения и т.д. по причине того, что у него полностью отсутствует смысловая основа  его личности, которую можно сравнить с каплями ртути от разбитого медицинского градусника – их невозможно ухватить, чтобы собрать воедино. 

Другими словами, номады, актив которых состоит из особей до сорокалетнего возраста, не имеют какого-то устоявшегося мировоззрения, они не понимают смысла череды событий вокруг себя, их слова и поступки бессмысленны, хотя внешне могут звучать или выглядеть весьма грозно и производить внушительное впечатление. При изменении внешних обстоятельств или из-за требований отвечать за свои жизнепроявления номады без колебаний отказываются от своих слов и обесценивают свои поступки, поскольку эта человеческая поросль аморальна по своему существу. По сути, для них важно только наличие стадного рефлекса и инстинкта самосохранения.

Всем, кто ещё не попал в номады, надо чётко понимать, что на сегодня российское общество практически в полном составе состоит из явных или не осознающих в самих себе номадов, включая большую часть граждан до шестидесятилетнего возраста, имея в виду, что многие из них после сорока лет составляют действующий резерв номадических толп.


21.10.2024



Сергей БОРОДИН


Рецензии