В сиянье ночи лунной...
(рассказ)
Кампания, еще не совсем старческая, но и далеко не молодая: пять человек, все примерно одинакового возраста – шестидесяти-семидесяти лет – расположилась в беседке на дачном участке Восторгина. Гости разместились, конечно, не так вольготно, как хотелось бы, но вполне терпимо – во всяком случае коленками и локтями не задевали друг друга.
На столе две бутылки полусладкого вина и початая полтарушка самогона – экслюзивное творение хозяина дачи, по цвету и вкусу напоминающее не самогон, а, скорее всего, «Чивас Ригал» двенадцатилетней выдержки.
Закуска также не затейливая – бутерброды, хамса и два вида салатов, купленные в театральном буфете. Лишь в последний момент, когда уже гости заняли места, стараниями Эллы Марсовны, которая все еще играла в оркестре на скрипке, стол удалось украсить свежими огурцами из теплицы, да листьями самосевного горчичного салата, уже успевшего оккупировать грядку с помидорами.
Гости собралась по воле случая – экспромтом и на скорую руку.
Театр, в котором они когда-то работали, отмечал свое девяностопятилетие. По этому поводу закатили торжество – скучное, шаблонное, зато c обильным листопадом благодарственных писем, вручение которых в области приняло характер эпидемии.
Приглашенные, особенно ветераны сцены, надеялись на фуршет, но и он не оправдал надежд. Вот почему в тот день многие пленники высокого искусства, для которых сцена всегда была важнее квартирного ремонта, не скрывали своего разочарования. Именно поэтому предложение Восторгина – не совсем продуманное, сказанное в порыве души – ехать к нему на дачу для продолжения фуршета, вызвало массовый энтузиазм.
Ехать захотели многие, но старенький «Форд» Восторгина вмещал всего пять человек, а потому чести быть приглашенным удостоились лишь четыре человека из вокальной труппы, включая самого хозяина автомобиля, да Элла Марсовна.
Дача находилась в пригороде, а потому уже через полчаса кампания оказалась на месте.
Быстро накрыли стол. Открыли бутылки. Выпили. Первый тост, конечно, был за театр.
Со стороны могло показаться, что собралась крепкая и дружная кампания. Впрочем, так оно и было – все долго вместе работали и хорошо знали друг друга. Но не зря говорят: «Самые сложные коллективы – это коллективы учителей и артистов». Насчет учителей, конечно, немного загнули, но тезис об артистах в общем-то не далек от истины. И тому есть объяснение.
Как известно, служители искусства – люди с тонкой натурой и очень ранимые. Боже упаси, сказать кому-либо из них: «Вы вчера плохо выступили» – обид не наберешься. А потому уместнее сказать так: «Вчерашнее ваше выступление показало, что у вас большой творческий потенциал. Но вы его используете недостаточно, а потому вас ждет блестящее будущее».
Нет, в артисты идут вовсе не плохие люди. Это сцена их перемолола, превратив характер, подаренный родителями, в малоуправляемую психологическую субстанцию. От того и беды в семье, как у Вероники Сергеевны, которая в беседке уселась рядом с Юнаковским – со своим бывшим сценическим партнером.
У Вероники Сергеевны дома тоже вначале все было хорошо – конечно, не идеально, но почти как у всех: муж, пьющий только по необходимости, свекровь – наполовину сварливая, наполовину нормальная и дочь – умница, красавица – вся в маму.
Первая трещина в отношениях супругов появилась, когда Вероника Сергеевна, еще не остывшая от оперных страстей, бушевавших на сцене, после премьеры «Евгения Онегина» пришла домой.
Она зашла в квартиру, но никто ее не встретил. И шубу никто не снял с плеч, хотя муж сидел на диване и смотрел телевизор. Но как можно было терпеть такое: только что, на сцене, ради нее Ленский отдал жизнь, а тут, в собственной семье, собственный муж даже признаки дежурного внимания не оказывает! В общем, пришлось развестись…
Но вернемся к нашей кампании…
После третьего тоста, который экспромтом выдал Восторгин, эмоций – пока еще положительных – стало еще больше. Но…ничто не вечно под луной.
С нее – с луны – и началось.
Серегин – бывший ведущий тенор – так расторгался гостеприимством хозяина дачи, что решил попутно выразить свое восхищение и садовым участком, особенно обилием хрена, листья которых не заменимы в банных процедурах при лечении подагры.
Услышав комплимент, довольно заулыбался и Восторгин.
– Я на днях, в субботу, – начал он, – ночевал на даче.
Заметив удивленный взгляд Эллы Марсовны, Восторгин поспешил вставить:
–…ночевал, конечно, один. И, вот, уже ночью, где-то в районе пол-одиннадцатого вышел на крыльцо. Погода – я вам скажу – была изумительная: тепло, солнце уже село, а в небе сияла луна.
И в это время, когда все удивленно слушали лирические воспоминания Восторгина, слывшего сухарем и тихоней, неожиданно запел Серегин:
– В сиянье ночи лунной ее я увидал,
И арфой многострунной чудный голос прозвучал…
Серегин умолк и победоносным видом оглядел коллег. Но… Наступило молчание – хотя и не тягостное, но не совсем понятное.
Разрядить обстановку вызвалась Вероника Сергеевна.
– Браво, Федор Палыч! – похлопала она ладошки.– Вы, как я погляжу, все еще в тонусе…поете не хуже Собинова.
Ах, зачем она это сказала?! Лучше промолчала бы…
Серегин – и не по годам, и не очень уместно – кокетливо улыбнулся:
– Спасибо! Мне особенно приятно слышать эти слова именно сейчас. Ведь именно сегодня, ровно сорок лет назад, я дебютировал на сцене арией Надира. С этого и начался мой творческий путь, так сказать, восхождение к славе.
И тут неожиданно что-то нашло на Восторгина. Он вытер бумажной салфеткой рот и выкинул руку в сторону Серегина:
– А ведь в тот день эту партию должен был исполнять я!
– Вы это серьезно, Александр Борисыч? – удивилась Элла Марсовна. – А я и не знала…
– Я тоже не знал, – растерянно развел руками Юнаковский. – Но почему так получилось?
– А вы спросите ее, – бросил Восторгин вопрошающий взгляд на Веронику Сергеевну.
– Меня!? – удивленно воскликнула Вероника Сергеенва. – А я -то причем?
– Как причем? Вы же были тогда членом парткома.
– Ну, и что? Подумаешь, член парткома! Это еще ни о чем не говорит…Все мы тогда были членами партии.
Восторгин грустно покачал головой.
– Как ни о чем не говорит? Вы ведь тоже тогда проголосовали за выговор. Причем, наказали меня совершенно несправедливо, из-за какой пустяковой анонимки. Именно из-за этого решения…из-за вашего выговора перед самой премьерой меня заменили. А я ведь в вас, Вероника Сергеевна, даже был влюблен. Но вы, конечно, об этом не знали.
Теперь растерялась Вероника Сергеевна.
– Александр Борисыч, ради бога простите меня – я не думала, что дело так обернется. Только теперь до меня дошла вся глубина трагизма ситуации.
– А вы, Александр Борисыч, в жизни так ни разу и не исполнили арию Надира? – поинтересовался Юнаковский.
– Нет... Ни на сцене, ни дома.
– А хотелось?
– Кончено, – тяжко выдохнув, признался Восторгин. – Обидно…Ведь все могло сложиться иначе…
– Так, в чем же дело? – радостно всплеснула руками Вероника Сергеевна, которой явно было не по себе. – Давайте, исправим несправедливость – пойте Александр Борисыч! Пойте свою любимую арию! Прямо сейчас!
– Я, право, не знаю…Получится ли? Ведь годы уже не те…
– Получится, Саша! – фамильярно похлопал Серегин по спине Восторгина. – У меня же получилось.
– Я тоже такого же мнения, – пробасил Юнаковский, самый солидный участник застолья – и по габаритам, и по количеству почетных званий. – Пусть Федор Палыч не обижается на меня, но, по-моему, Александр Борисыч исполнил бы арию Надира не хуже него…а, может, даже лучше.
– Не спорю, – несколько обиженно пробормотал Серегин. – Но какой толк от этого?
Заметив, как недовольно нахмурился Юнаковский и как встревоженно привстал с места Восторгин, Элла Марсовна решила спасти ситуацию.
– Стоп! Стоп! – замахала она руками. – Я предлагаю так! Давайте, устроим творческий конкурс. Мы все, – Элла Марсовна обвела рукой троих, – сейчас встанем спинами к столу, то есть отвернемся. А Александр Борисыч и Федор Палыч по очереди будут исполнять арию Надира. Таким образом, мы вслепую будем выявлять победителя. Александр Борисыч! Федор Палыч! Ну, прошу вас: соглашайтесь! Мы же проведем конкурс понарошку…Это же просто игра! Так что, никому не будет обидно.
– А я не согласен! – неожиданно возразил Юнаковский. – Почему понарошку? Конкурс – он и есть конкурс: с выявлением победителя, с призами. Мы же не дети, в конце концов.
– И что же вы, Феликс Андреич, предлагаете? – спросила Элла Марсовна.
– А вот что предлагаю!
Юнаковский нагнулся, достал из своего старого кожаного портфеля, который стоял на полу у его ног, красивую коробку.
– Вот здесь, внутри, находится бутылка французского коньяка, – объявил он с торжественным видом. – Ее мне сегодня подарил мой бывший ученик, если так можно выразиться, в знак благодарности. Вот эта бутылка и будет призом для победителя.
- Согласны?
Ответ был предсказуем:
– Согласны!
– Коли так, – сделал резюме Юнаковский, – начинаем!
Гости вышли из-за стола. Члены комиссии – Элла Марсовна, Вероника Сергеевна и Феликс Андреевич встали в шеренгу – лицами к дачному дому.
– Участники конкурса, вы готовы? – спросил Юнаковский.
– Готовы!
– Тогда приступаем! Федор Палыч, начинаем с вас!
– Стоп-стоп! – подняла руки Элла Марсовна. – Феликс Андреич, вы опять все испортили! Мы же вслепую, то есть анонимно, должны определить победителя!
Шеренга рассыпалась.
Юнаковский обескураженно почесал затылок.
– Прошу прощения…Я как-то не сообразил…дал петуха.
Только один из всей кампании, а именно Восторгин, обрадовался срыву конкурса.
– Тогда, может, ничего не будем проводить? Пусть победителем будет Федор Палыч. – И чуть слышно, робко добавил. – Я согласен – он лучше поет.
И тут не выдержала Вероника Сергеевна. Она подошла к Восторгину и взяла его под руку.
– Александр Борисыч! Саша! Да что с тобой? Хватит быть мямлей! Ты же, – Вероника Сергеевна закатила глаза, – ты же…звезда! Таких профессионалов надо еще поискать. Не тушуйся! Давай! Я за тебя буду болеть.
– Хорошо, – с застенчивой улыбкой согласился Восторгин. – Я согласен. Только сначала мы с Феликсом Палычем кинем жребий кому первым выступать.
Снова выстроилась шеренга, снова встали рядом два тенора.
– Все готовы! Тогда начали! – подал команду Юнаковский.
Все затаили дыхание, даже малая мухоловка, которая только что рядом, на груше, самозабвенно посвистывала незатейливую песенку, вдруг умолкла.
И вдруг тишину взорвало громкое урчание вдруг ожившей газонокосилки. Треск работающего мотора заглушил все звуки вокруг.
– Да что это такое!? – возмущенно воскликнул Юнаковский. – Кто это мешает нам?
Источник шума обнаружился сразу – на соседнем участке парень-иммигрант косил траву.
Юнаковский решительно шагнул к сетчатому забору.
– Эй, ты! Заглуши свою тарахтелку!
Косарь ничего не расслышал, но на всякий случай заглушил мотор.
– Что случилось? – спросил он.
– Вы нам мешаете. Мы тут специально собрались, чтобы посидеть. А из-за вас теперь мы даже не можем разговаривать. Нельзя ли отложить ваше мероприятие?
– Нельзя, уважаемый, – спокойно ответил иммигрант. – Меня хозяин нанял. Я должен сегодня все здесь скосить. Я могу помочь немного – начать косить не здесь, а, вон, с того угла. Тогда не так будет слышно.
– Хорошо, – нехотя согласился Юнаковский. – Пусть будет так.
О продолжении конкурса можно было забыть. И это всем стало сразу же ясно, а потому гости снова заняли свои места в беседке.
Уселись…Посмотрели друг на друга. Попытались реанимировать прежнюю атмосферу, но не получилось – газонокосилка отчаянно жужжала, вытягивая все жилы из себя, а также из соседей по дачному участку.
Первым не выдержал Юнаковский.
Он снова пузом уперся об забор.
– Эй, любезнейший!
Иммигрант заглушил мотор и подошел к забору.
– Я вас слушаю.
– Сколько времени вы намерены нас мучить?
– Пока не закончу работу.
– Понятно. Тогда скажите мне, сколько денег вам пообещали заплатить за эту работу?
Иммигрант – парень лет двадцати – улыбнулся.
– Зачем вам это знать?
– А затем, – громко и твердо сказал Юнаковский, – что я заплачу вам два раза больше – лишь бы вы убрались отсюда и не мешали нашему творческому вечеру.
Парень с сожалением, как на неразумного мальца, посмотрел на Юнаковского.
– Я так не могу…Я пообещал. Пока не закончу, не уйду.
Юнаковский ни с чем вернулся в беседку.
– Бесполезно. Он не уйдет, пока не закончит работу. Вот ведь как не повезло нам сегодня! В кои разы собрались вместе и вот те на! Ни спеть, ни поговорить…Обидно!
– Друзья! Уважаемые коллеги! – неожиданно замахала руками Вероника Сергеевна. – А, давайте, поможем этому узбеку! Александр Борисыч, у вас есть косы и лопаты.
– Должны быть. Я все старые орудия труда еще в прошлом году перевез сюда из отцовского дома. Кажется, даже и серпы сохранились. Они все в хозблоке.
Вероника Сергеевна – уже разгоряченная, но в меру – захлопала в ладоши.
– Вот и отлично! Друзья, берем в руки орудия труда и устроим субботник! Все! Пошли! Возражения не принимаются!
Часа через два все было покончено: трава и сорняки на соседнем участке скошены; ростки клена, липы, коих из-за близости леса было великое множество, особенно вдоль забора, срублены; старые ветки яблони, валявшиеся на земле, убраны; иммигрант с почетом выпровожен.
Артисты вернулись обратно, вымыли руки, отряхнулись от мусора и с чувством исполненного долга заняли свои места.
Юнковский с довольным видом открыл коньяк и разлил по бокалам. Тост был один – за дружбу. После выпитого всем вдруг захотелось сказать что-то доброе, навеки запоминающее, но всех опередил Серегин.
Он встал и положил руку на плечо Востргину.
– А сейчас будет сенсация – мы с Сашей дуэтом исполним арию Надира!
Все в ожидании представления радостно захлопали в ладоши. Кроме Эллы Марсовны. Она то ли не расслышала, то ли была занята своей прической, сбившейся после субботника, вдруг затянула приятным голосом: «Напилася я пьяна…». Серегин и Восторгин сначала опешили, но быстро оправились и дуэтом запели: «В сиянье ночи лунной…». Но на помощь первой скрипачке поспешила Венера Сергеевна: «…не дойду я до дома». Расклад сил окончательно преломил в пользу певиц Юнаковский, чей бархатный голос, вырвавшись из беседки, широкой рекой разлился по всему коллективном саду: «Завела меня тропка дальняя…».
Серегин и Восторгин переглянулись друг с другом и присоединились к ансамблю.
А после были «По диким степям Забайкалья», «Степь, да степь кругом», «Ой, да не вечер» и еще несколько хитов. В общем, когда по вызову приехало такси, стало довольно темно.
…Проводив гостей, Восторгин вернулся на дачу. Зашел в беседку. Сел на скамейку. Включил подсветку в виде стилизованной свечи.
Было тихо, только где-то, возле опушки леса, какая-то ночная птица запоздало, безнадежно вереща, то ли звала друга, то ли искала птенцов.
Восторгин ничего не чувствовал: ни радости, ни боли – он просто сидел. А куда ему спешить? Жена умерла, дети разъехались…И дома пусто, и здесь – на даче – пусто.
И вдруг рядом, почти за спиной послышалось знакомое «чви-чви-чви». Александр Борисович поднял голову и при свете увидел знакомую малую мухоловку, которая сидела на ветке.
– А ты, подруга, почему не спишь? – невольно улыбнулся Вострогин. – Птички сейчас все спят. Или ты тоже одинока? Хочешь я тебе спою? Кроме тебя мне теперь некому петь.
Восторгин поднялся на второй этаж и распахнул окно. Солнце давно закатилось за стеной леса, лишь небольшой кусок облака еще чуть заметно колыхался в золотистом плену на темном небе, да сквозь густые короны яблонь кое-где пробивались городские огни.
Луны еще не было…
Восторгин привычным движением поправил воротник рубашки, набрал воздуха и нежно запел: «В сиянье ночи лунной тебя я увидал…». Ему казалось, что он поет так, как никогда еще не пел – даже не слышал, как стукнула щеколда калитки.
Александр Борисович пришел в себя только тогда, когда услышал хлопанье в ладоши и восторженный отклик:
– Брависсимо!
Восторгин посмотрел вниз. Там, в нежно-серебристом сиянии света, стояла Вероника Сергеевна.
Июль, 2025 г.
Свидетельство о публикации №225070201600