Квадрат Малевича

В Америке белый, желтый или краснокожий человек, назвавший афроамериканца "черным" или "негром", рискует нарваться на серьезные неприятности. Ирония в том, что в своем кругу сами афроамериканцы часто используют табуированное слово "nigger" как братское, почти ласковое обращение. Одно и то же слово – полярно разная реакция.

Парадоксы языка окружают нас повсюду. Вот мать кричит на малолетнего сына посреди толпы: "Паразит! Я тебя убью!" Люди лишь обходят их стороной. Никто не вступается, не звонит в полицию, защищая ребенка от угрозы. Слова звучат страшно, но действие не следует. Почему?

Я теряюсь. Как извлечь из слов правильный смысл? Почему одно и то же сочетание звуков означает разное? Кручу слово в голове, верчу его, пытаясь понять его истинную суть...

И прихожу к выводу: само по себе слово не имеет абсолютного значения. Оно обретает смысл только через призму того, кто его произнес и в какой ситуации. Лишь узнав автора и контекст, мы можем придать звукам значение.

Осознание этого не упрощает жизнь. Напротив: на нас льется непрерывный поток слов. И каждый говорящий ждет, что мы поймем их "правильно". Потому что за этим "правильным" пониманием часто скрывается желание продать товар, услугу или идею.

История Пети-маляра – яркая иллюстрация власти контекста и авторитета. Его выгнали с работы за то, что он нарисовал на стене спальни заказчика большой черный квадрат. Но ведь ровно такой же квадрат в 1915 году изобразил Казимир Малевич! Петин квадрат технически не хуже: углы прямые, цвет глубоко-черный. Однако квадрат Малевича считается шедевром и стоит десятки миллионов. Уже век люди платят музеям, чтобы на него посмотреть. В чем разница?

Петя нервно курит в сторонке. Он все сделал "правильно"! Но ему не хватило главного – Слова авторитета, которое возвело бы его квадрат в ранг гения. Без этого магического Слова его работа – всего лишь неудачный ремонт.

Силу этого "пустого" Слова демонстрируют и другие истории. Недавно в нью-йоркской галерее свежий банан, приклеенный к стене изолентой, был продан за 120 тысяч долларов как "шедевр современного искусства". Не сам банан ценен, а Слово, сказанное о нем в нужном месте и нужными людьми.

Вот она, поразительная сила Слова, которое само по себе может быть лишено конкретного смысла, но обретает мощь через контекст и авторитет говорящего.


Рецензии