Пушкин Пиковая Дома. Игорный дом

Повесть Пушкина Пиковая дама  вызывает два вопроса следопыта :
1) где Германн играл в карты
2) где Германн  сидел в психушке

Часть 1

Ищем игорный дом


В каком игорном доме хтонические существа, проявленные в  игроке Чекалинском и старой усатой графине К* (явившейся затем в виде архетипной Белой женщине-призраке и подмигивающей мертвой старухе в гробу на отпевании), заставили героя петербургской повести  «Пиковая дама»  Германна Германа  «обдернуться»?
Кандидатами могут быть следующие известные игорные заведения СПб той поры ;
1. Английский клуб
Это исходно купеческое заведение превратилось быстро в аристократическое и в то время (с 1830-го)  располагалось в доме Демидова (наб. р. Мойки, 64; не сохр.) А.К.  являлся самым элитным клубом города и крупным неофициальным  игорным домом. Его членами были известные в истории  персоны = М. С. Лунин, Н. М. Муравьев, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин В. П. Стасов, Н. И. Гнедич и др. После 1890г обзавелся своим домом  - Дворцовая наб. 16. Не дожил до революции 17-года.
2. Доходные дома на Сенной площади

Это злачное место для лихих людей с Сенным рынком в центре и обрамляющих его притонов, кабаков, контор разных артельщиков ( включая гробовщиков), питейных домов, борделей  и ночлежек во главе с «Вяземской лавкой». Сомнительный кандидат. НГе для Чекалинских …

3. Дом «Большой игры»

Старинный желтый дом с белыми колоннами на Владимирском проспекте, 12, известен как Театр имени Ленсовета. За свою долгую жизнь он успел побывать княжеским особняком, Купеческим клубом, игорным домом и Шахматным собранием. Правда общественным зданием дом стал еще в 1860-е годы, когда наследники князя Голицына были вынуждены продать фамильное гнездо из-за долгов родителей.

Сдаются карты в сотни рук,
Спешите в доску проиграться!
Бюро растратческих наук:
Проспект Владимирский, 12.

Если верить пушкинистам, то часть действия повести происходит в доме графини Голицыной – Малая Морская, 10 на перепутье с Гороховой. Сейчас   это символ картежной игры. Но в доме графини игорного дома не было …

Но не стоит метать  икру. Играли вначале там , где указал Пушкин и где вирус обогащения на везении или романе Случая:
«Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова.»
 …  Далее после заражения и поражения психики немца:
«В Москве составилось общество богатых игроков, под председательством славного Чекалинского, проведшего весь век за картами и нажившего некогда миллионы, выигрывая векселя и проигрывая чистые деньги. Долговременная опытность заслужила ему доверенность товарищей, а открытый дом, славный повар, ласковость и веселость приобрели уважение публики. Он приехал в Петербург. Молодежь к нему нахлынула, забывая балы для карт и предпочитая соблазны фараона обольщениям волокитства. Нарумов привез к нему Германна.

Они прошли ряд великолепных комнат, наполненных учтивыми официантами. Несколько генералов и тайных советников играли в вист; молодые люди сидели, развалясь на штофных диванах, ели мороженое и курили трубки. В гостиной за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк. Он был человек лет шестидесяти, самой почтенной наружности; голова покрыта была серебряной сединою; полное и свежее лицо изображало добродушие; глаза блистали, оживленные всегдашнею улыбкою. Нарумов представил ему Германна. Чекалинский дружески пожал ему руку, просил не церемониться и продолжал метать.
Талья длилась долго. На столе стояло более тридцати карт.»

Как истый картежник, знавший и чтивший Омерту  и «жизнь по конверту», Пушкин не выдал адреса этого игорного дома.  Он оставил лишь живописные отметины: ряд «великолепных комнат, наполненных учтивыми официантами. Несколько генералов и тайных советников играли в вист; молодые люди сидели, развалясь на штофных диванах, ели мороженое и курили трубки. В гостиной за длинным столом, около которого теснилось человек двадцать игроков, сидел хозяин и метал банк.» 
Это какой-то клуб … Уж не Английский ли?

4. Салон графини Лаваль

Английская набережная, 4. Дом графини А. Г. Лаваль (ур. Козицкой) , архитекторы – А. Н. Воронихин, Ж.-Ф. Тома де Томон, годы постройки – 1791–1793, 1806–1809.
С 1817 г здесь бывал и Александр Сергеевич Пушкин. Уже в 1819-м он читал собравшимся оду «Вольность». Впечатления от балов в доме Лавалей Пушкин выразил при описании своей знаменитой сцены бала в романе «Евгений Онегин». 16 февраля 1840 в этом Помпейском зале произошла ссора между Лермонтовым и сыном французского посла Э. де Барантом.
В доме Лавалей часто собирались члены тайного общества: Пестель, Рылеев, Оболенский, Пущин – все они обсуждали свои планы с князем Трубецким, выбранным руководителем восстания.
Александра Григорьевна Лаваль являлась хозяйкой блестящего литературного и музыкального салона.

На балах и приемах у Лавалей бывало все высшее петербургское общество вплоть до царя, а по средам они принимали весь дипломатический корпус .
Сохранилось воспоминание об игре в карты в их доме: за ломберными столами просиживали далеко заполночь и «игра шла просто баснословная».
//Вайнштейн А.Л., Павлова В П. К истории повести Пушкина "Гости съезжались на дачу..."  // Временник Пушкинской комиссии, 1966 / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 36—43. http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v69/v69-036-.htm//


5. Игорный дом в Тюремном переулке

Это доходный дом на углу Офицерской улицы и Тюремного рядом с Литовским замком с тюрьмой, в котором жил палач. Считалось, что именно он дает удачу игрокам.  Однако откуда в нем официанты…  Нарумов мог снимать квартирку в таком доходном доме

***
Капли истории:
А) Во   время   царствования   Александра  I   правительство   начало   очень   энергично
преследовать   азартные   игры.   Указами   Санкт-Петербургскому   военному   губернатору
Голенищеву-Кутузову 11 июля 1801 г «О истреблении непозволительных карточных игр» 1
и Московскому военному губернатору «О принятии мер к открытию и пресечению азартной
карточной игры» от 28 апреля 1806 г. повелевалось: «В связи с тем, что играют в азартные
игры   ...   без   зазора   и   страха»,   признавая   впоследствии   игры   за   «благовидную   отрасль
грабежа»   и   то,   что   разорялись   целые   фамилии   «...   из   рук   неопытного   юношества   или
нерасчетливой алчности, ужесточить меры по запрещению азартных игр, виновных отсылать
к   суду,   а   об   их   именах   докладывать   государю».   15   июня   1808   года   Указом   министра
внутренних дел «Подтверждение гражданским Губернаторам об искоренении запрещенных
карточных   игр»   эти   меры   были   перенесены   и   на   гражданских.   Важные   перемены
императором Александром I были осуществлены в деле высшего управления.
(забыл где взял…  простите…)
Б)  В 1850 году император Николай I издал указ о закрытии всех казино в СПб и Москве. Но еще до этого ревнитель благочестия пытался искоренить азартные игры:  в деле запрещения азартных игр Николай I, ссылаясь на указ от 11 июля 1801 г., 12  марта   1832   г   издал   Именной   указ   «О   строгом   подтверждении,   чтобы   сборища   для запрещенной  карточной игры местными начальствами были открываемы и все найденные игроки были передаваемы суду». Согласно   высочайшего   указа   от   19   октября 1831 г  «Об   устранении   бывшей Шляхты»,  22  января 1834 г был издан  указ  «О   распорядке   воинской   повинности, внутреннего Полицейского и хозяйственного управления в селениях однодворцев и граждан Западных губерний»2, где в обязанности старшины, утвержденного общественным сходом, входило: «искоренять пьянство, мотовство, расточительность, а наипаче всякого рода игры на деньги, вещи или заклады между однодворцами».
// Варлачева А. Правовые основы деятельности СПб полиции по контролю за исполнением законодательства об азартных играх на рубеже первой половины XIX века; Фойницкий И.Я. Мошенничество по русскому праву. СПб., 1871;  Лохвицкий А.В. Курс русского уголовного права. СПб., 1867 //

В) В 1867 году были запрещены все азартные игры за пределами частных домов.

Г) В начале XX века деятельность казино в России практически прекратилась.
***
В Советское время  народ из первопрестольной гонял на игры в Ивантеевку, как за котиками в Кимры…  Но в Ногинске уже в 80-ые играли даже в притворе храма Вознесения. Я знал пару игроков из этого сообщества богородчан – мы встречались в бане в пос. Красный электрик: один был балагуром и притом откровенным, второй – был клириком, гомосеком и молчуном. С приходом Ельцинской банды оба, покачавшись на качелях «успех-неудача», бесследно исчезли.
***
Из «Трех столиц»  В.В. Шульгина (изд. 1991):
«Вот доклад Дзержинского ЦК в августе 1922 года о пьянстве и крупной картежной игре главковерха Каменева, членов Реввоенсовета Склянского, Коссиора, Подвойского, Смилги. Вот заметка в «Дейли мейл» от 9 ноября 1923 года о роскошном съезде господ во фраках и бальных платьях в советское посольство в Берлине в годовщину революции и о том, как голодная толпа немцев смотрела на это.
— Желаете на закуску дня посмотреть нечто интересное? Как вы думаете, какое учреждение в «республике рабочих и крестьян» открыто всегда, т. е. не закрывается ни днем, ни ночью?
Подумав, я сказал:
— Наверное, государственный кинематограф.
— Нет, не угадали.
— Ну так библиотека, родильный приют, Агитпросвет…
Он рассмеялся и сказал:
— Идем.
Пройдя несколько улиц, мы попали на бывший Владимирский проспект, а как он сейчас называется — не поинтересовался. Вошли в освещенный подъезд, где обширная вешалка ломилась от платья. Поднялись по достаточно торжественной, ярко освещенной лестнице. Взяли какие-то билеты и затем вошли в залу. Посередине ее журчал фонтан, ниспадая на какие-то ноздревато-тошнительные камни, как почему-то бывает у таких фонтанов. Кругом стояли столики. Напротив была стена с огромными окнами, через которые виднелась другая зала, еще ярче освещенная, очевидно, концертный зал. На эстраду взошел солидный человек, впрочем, хорошо одетый, который не мог быть не чем иным, как баритоном. Действительно, он массивным голосом стал «просить позволения»:
— Позвольте, позвольте!..
И полился пролог из «Паяцев», нестерпимо надоевший и все же ужасно красивый.
Но мы предоставили ему изъясняться с публикой о страданиях салтимбанков и прошли в другую залу, дверь в которую виднелась налево. И там я увидел нечто, пожалуй, более интересное, чем творение Леонкавалло. Отвратительный, мутный дым стоял в этой зале. От него тускнел яркий свет электричества. И физическая и психическая атмосфера этой комнаты была нестерпима.
Вокруг столов, их было штук десять, больших и малых, сидели люди с характерными выражениями…
— Что это? — сказал я. —   Игорный дом?
— Да. Это то учреждение, которое в пролетарской республике не закрывается ни днем ни ночью!
— Как? Никогда? Даже для уборки?
— Никогда. Республика не может терять золотого времени. В четыре часа утра, в двенадцать часов дня, в шесть часов вечера — когда ни придите, здесь все то же самое: все те же морды и все тот же воздух.
Мы вышли в соседнюю залу и у журчащего фонтана слушали баритонов и теноров, видели пляшущих барышень, воображавших себя балеринами, пили чай с пирожными и философствовали.
И фонтан, не умолкая,
В зале мраморном журчал,
И меня в мечтаньях рая…

Так вот, значит, каков социалистический рай! Не видя ее, я еще лучше улавливал коллективное выражение лица гнусной соседней залы. Мужские и женские лица, старые и молодые, сливались в одну скверную харю, нечто вроде химеры с лицом скотски-отупевшим.
Публика тут была разная. Были хорошо одетые, но большинство было мятых и грязных, очевидно, небогатых. От этого делалось еще сквернее, ибо не с жиру пришли сюда эти люди; их притянула страсть, неумолимая, севшая уже на них верхом, как ведьма на Хому Брута.
— Кто ж содержит этот притон? Неужели государство?
— Почти что. Номинально какое-то общество, но львиная часть доходов идет… на народное просвещение.
— Черт возьми!
»

***

Сыграем?
На кону то … Рая.


Рецензии