Содержание и предисловия

Содержание:
ПРЕДИСЛОВИЯ
К новому изданию этой книги
Предисловие к девятому изданию
Предисловие к шестому изданию
Предисловие к третьему изданию
ВВЕДЕНИЕ
СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
I. Телесное существо человека
II. Душевное существо человека
III. Духовное существо человека
IV. Тело, душа, дух
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА И СУДЬБА
ТРИ МИРА
I. Мир душ
II. Душа в мире душ после смерти
III. Страна духов
IV. Дух в стране духов после смерти
V. Физический мир и его связь со страной душ и духов
VI. О мыслеформах и человеческой ауре
ПУТЬ ПОЗНАНИЯ

***

ПРЕДИСЛОВИЯ


К новому изданию этой книги

Перед выходом в свет девятого издания этой книги в 1918 году я подверг ее тщательной переработке. С тех пор значительно увеличилось количество публикаций, направленных против изложенного здесь антропософского мировоззрения. В 1918 году в текст были внесены многочисленные дополнения и уточнения (Сноска 1); в этот раз ничего подобного не потребовалось. Проследив, каким образом я в самых разных своих трудах заранее формулировал возможные возражения, чтобы оценить их весомость и опровергнуть, любой желающий сможет составить общее представление о том, как я мог бы ответить на критику. Внутренних же причин дополнять содержание так, как в 1918 году, на сей раз не было, несмотря на то, что с тех пор, особенно за последние четыре года, я во многих отношениях расширил и углубил в своей душе антропософское мировоззрение. Однако это расширение и углубление не заставили меня усомниться в написанном, а лишь укрепили в мысли, что дальнейшие исследования не опровергают, а подтверждают правомерность этих идей и не требуют внесения существенных изменений в это основополагающее изложение.
Рудольф Штайнер
Штутгарт, 24 ноября 1922 года


Предисловие к девятому изданию

При подготовке этого издания, как и перед выходом предыдущих, я снова подверг книгу тщательной проработке, в результате которой в текст было внесено довольно большое число дополнений и уточнений. Особенно серьезные изменения коснулись главы «Перевоплощение духа и судьба», которая была практически заново написана. При этом я не увидел необходимости что-либо менять в том, что было изложено в прошлых изданиях как результат духовно-научных исследований. Таким образом, ничто существенное не было изъято из прежнего содержания книги. Напротив, многое было добавлено. — В области духовной науки постоянно испытываешь потребность придать больше ясности однажды сказанному, освещая его с самых разных сторон. О том, как осознаешь необходимость использовать для выбора более точных слов и поиска более совершенных формулировок то, что дает непрерывно обогащающийся опыт души, я уже писал в предисловии к шестому изданию. Этому принципу я особенно строго следовал при подготовке настоящего издания, и потому именно его по праву можно назвать «значительно расширенным и дополненным».
Рудольф Штайнер
Берлин, июль 1918 года


Предисловие к шестому изданию

Почти каждый раз, когда возникала потребность в новом издании этой книги, я внимательно прорабатывал ее текст. Такая же работа была выполнена и сейчас. Относительно новой редакции я мог бы сказать то же, что и в предисловии к третьему изданию, и потому предпосылаю этой книге текст «Предисловия к третьему изданию». — Однако на сей раз особое внимание я уделил уточнению некоторых деталей, чтобы придать им еще большую ясность, чем это удавалось сделать в прежних изданиях. Я также знаю, что многое, очень многое еще предстоит сделать в этом направлении. Ведь при описании духовного мира подбор точного слова или подходящего оборота, способного передать тот или иной факт или переживание, зависит от путей, по которым идет душа. И на этих путях, когда «приходит срок», само собой находится то выражение, которого тщетно ищут, когда пытаются обрести его намеренным усилием. Я полагаю, что в этом новом издании мне удалось добавить некоторые существенные детали, связанные с познанием духовного мира, и лишь теперь многое представляется мне выраженным так, как должно. Могу сказать, что эта книга в какой-то мере разделила те переживания, которые в течение десяти лет с момента первой публикации испытывала моя душа в стремлении к более глубокому познанию духовного мира.
Хотя композиция книги, а также изложение всего существенного в этом издании полностью соответствуют первой публикации, все же во многих местах можно заметить, что она являлась для мне чем-то живым, чему я передал часть того, что, как полагаю, обрел за десять лет духовных исследований. Поскольку настоящее издание является обновленной версией прежнего, а не совершенно новой книгой, в ее текст были внесены лишь небольшие изменения. Делая дополнения и уточнения, я стремился к тому, чтобы некоторые вопросы, которые могут возникнуть при чтении, находили ответы в самой книги.
В неспокойное время, с взволнованной душой пишу я эти строки, которые должны предшествовать шестому изданию этого труда. Книга уже была напечатана до 189-й страницы, когда над Европой разразилось роковое событие, переживаемое сейчас человечеством. И мне кажется невозможным, работая над этим предисловием, не упомянуть о том, что обрушивается на душу в такие времена.
Рудольф Штайнер
Берлин, 7-го сентября 1914 года


Предисловие к третьему изданию

То, что было сказано по поводу выхода второго издания этой книги, может быть повторено и в отношении третьего. Также и на этот раз текст был дополнен некоторыми пояснениями, которые представляются мне важными для более точной передачи содержания; однако я не увидел необходимости каких-либо существенных изменений в то, что уже содержалось в первом и втором издании. — То, что было сказано о задаче этой книги уже при ее первой публикации, а также добавлено в предисловии ко второму изданию, также не требует изменений, и поэтому здесь будет повторено предисловие к первому изданию, а затем и то, что было добавлено в предисловии ко второму.
В этой книге дается описание некоторых областей сверхчувственного мира. Тот, кто признает лишь чувственный мир, сочтет такое описание иллюзорным порождением фантазии. Однако всякий, кто стремится отыскать пути, ведущие за пределы чувственного, вскоре поймет, что подлинная ценность и значимость человеческой жизни открывается лишь через познание иного мира. Такое познание, вопреки частым опасениям, не отчуждает человека от «реальной» жизни, но, напротив, лишь благодаря проникновению в иной мир он научается твердо и уверенно стоять в этой жизни. Он познаёт причины жизненных событий, тогда как без этого прозрения он, словно слепой, ощупью пробирается сквозь их следствия. Лишь познания сверхчувственного открывают смысл чувственно «реального», и потому они делают человека более пригодным для жизни, а не наоборот, ибо действительно «практическим» может стать лишь тот, кто понимает жизнь.
Автор не описывает ничего, что не мог бы засвидетельствовать на основе собственного, особого рода опыта, какой обретается в духовных сферах. В этой книге изложено лишь то, что в указанном смысле автор пережил лично.
Так, как обыкновенно читаются в наше время книги, ее читать нельзя. В известном отношении здесь придется прорабатывать каждую страницу, а порой и каждую фразу. — Такая цель сознательно ставилась при написании, поскольку лишь так предлагаемая книга может стать для читателя тем, чем должна стать. Тот, кто просто прочтет ее, — по сути не прочтет ее вовсе. Эти истины необходимо пережить, и лишь в указанном смысле духовная наука имеет ценность.
Написанное здесь невозможно оценить с позиций общепринятой науки, не почерпнув точку зрения для такого суждения из самой книги. Но, приняв эту точку зрения, критик, несомненно, увидит, что в изложенном нет ничего противоречащего истинной научности. Автор уверен, что ни единым словом не поступился научной добросовестностью.
Тот, кто пожелал бы искать представленных здесь истин иным путем, может найти таковой в моей «Философии свободы». При всем их различии обе книги преследуют одну и ту же цель. Для понимания одной другая вовсе не обязательна, хотя для некоторых, несомненно, будет полезна.
Тот, кто ищет «самых последних» истин, возможно, отложит эту книгу неудовлетворенным, поскольку из всего, что относится к духовной науке, прежде всего должны быть изложены основные истины.
Конечно, человеческой природе свойственно сразу задавать вопросы о сотворении мира и конце света, о цели бытия и о сущности Бога. Но всякий, кто стремится не к рассудочным формулам, а к практическому знанию, понимает, что в сочинении, посвященном началам духовного познания, неуместно говорить о вещах, относящихся к высшим ступеням мудрости. Лишь усвоение этих начал позволяет понять, как надлежит ставить более высокие вопросы. Дальнейшие сведения по рассматриваемой здесь теме можно найти в моей следующей работе — «Тайноведении» (Сноска 2), продолжающей настоящее исследование.
В предисловии ко второму изданию было добавлено следующее.
Тот, кто в настоящее время излагает сверхчувственные факты, должен уяснить две вещи. Первое — что наша эпоха нуждается в культивировании сверхчувственных знаний; второе же — что в современной духовной жизни распространено множество представлений и ощущений, заставляющие многих людей видеть в подобных описаниях лишь дикую фантазию и грезы. Современность нуждается в сверхчувственных познаниях, ибо все, что человек узнает о мире и жизни обычным путем, пробуждает в нем бесчисленные вопросы, ответ на которые могут дать лишь сверхчувственные истины. На этот счет не следует питать иллюзий: все сообщаемое в русле современных духовных течений об основах бытия для глубоко чувствующей души — это не ответы, а вопросы относительно великих загадках мира и жизни. Какое-то время человек, конечно, может пребывать в убеждении, будто нашел решение загадок бытия в «результатах на основе строго научных фактов» и выводах иных современный мыслителей. Но если душа достигает тех глубин, в которые она должна проникнуть, чтобы по-настоящему понять себя, — тогда то, что сначала казалось решением, предстает ей лишь как побуждение задать истинный вопрос, и ответ на этот вопрос не просто удовлетворяет человеческое любопытство — от него зависит внутреннее спокойствие и целостность душевной жизни. Обретение такого ответа не только утоляет жажду знания, но и делает человека работоспособным и готовым к жизненным задачам, тогда как отсутствие решения соответствующих вопросов обессиливает его душевно, а в конечном счете и физически. Познание сверхчувственного отвечает не только на теоретические вопросы, — оно подлинно необходимо для практического применения. Именно в силу особенностей современной духовной жизни постижение духовного стало для нашей эпохи необходимой областью знания.
С другой стороны, налицо тот факт, что многие сегодня оказывают самое сильное сопротивление именно то, что им больше всего необходимо. Не допускающая противоречий и сомнений убедительная сила господствующих мнений, сложившихся на основе «достоверного научного опыта» столь велика, что некоторые люди просто не могут не счесть содержание такой книги, как эта, полнейшей бессмыслицей. Описывающий сверхчувственное знание способен отнестись к этому без всяких иллюзий. — Разумеется, легко поддаться искушению потребовать от такого автора «непреложных» доказательств его утверждений. При этом, однако, упускают из виду, что впадают в заблуждение, поскольку — часто не осознавая этого — требуют не доказательств, лежащих в самой вещи, а лишь таких, какие сами готовы или способны признать. Автор этой книги уверен, что в ней нет ничего, что не мог бы признать каждый, кто стоит на почве современного естествознания. Он убежден: можно, не поступаясь ни одним из требований естествознания, именно поэтому обрести твердую уверенность в истинности представленного здесь описания сверхчувственного мира. Более того, подлинно естественнонаучный способ мышления должен чувствовать себя в этом изложении как в родной стихии. И тот, кто мыслит подобным образом, ко многим дискуссиям отнесется так, как это охарактеризовано в глубоко верных словах Гете: «Ложное учение не поддается опровержению, ибо оно основывается на убеждении, что ложь — это истина». Бесполезно дискутировать с тем, кто признает лишь доказательства, соответствующие его способу мышления. Всякий, кто знаком с сущностью «доказывания», понимает, что человеческая душа находит истину иными путями, нежели через споры. — Именно в таком умонастроении автор и предлагает читателям это второе издание этой книги.
Рудольф Штайнер, 1910


Сноска 1: Указанные автором здесь и в других предисловиях дополнения и уточнения приведены в концевых сносках в связи с теми фрагментами основного текста, к которым относятся. — Примеч. перев.

Сноска 2: Штайнер Р. «Очерк тайноведения» (ПСС Т. 13).


Рецензии