Любовь и привязанность

Стерпится – слюбится, - так еще наши прабабки говорили в стародавние времена. Снаряжали своих несовершеннолетних, по нынешним стандартам, дочек-внучек в объятья какого-нибудь купчишки о шести десятках лет. Это сегодня шестидесятилетний богатырь даст форы юнцам по многим параметрам - харизма, статус, возможности, манеры, - да еще и опыт в разы увеличивает преимущество. А в те времена молодая сразу после свадьбы превращалась в сиделку – чарку перцовки утром подать, плед подоткнуть да судно поменять.
Прогоняли сватьи бабы бабарихи (от «сватать» и «бабить», то есть принимать роды) молодиц на выданье через все окна Овертона и стадии Кюблера-Росса вперемешку.  Через неприятие-отрицание, через радикальный гнев, через торг-обсуждение, через депрессию-принятие до стадии «любовь как действующая норма».
Девица напоена, девица накормлена, девица не бита, трудами не измучена, долгами не обложена – и все благодаря купчишке, ну как такого не полюбить, а возраст, что возраст – у каждого свои недостатки. Обретаясь в относительном комфорте и безопасности, молодая жена проникалась к супругу уважением, охотно рожала ему детей, вела хозяйство, обращалась по имени-отчеству и называла все это любовью. Любовь в те времена именно так и выглядела, так что сватьи бабы бабарихи оказывались правы: стерпевалось и слюблялось.
Нет смысла противопоставлять и даже сравнивать отношения, что бытовали в эпоху старины глубокой, с той легкостью и беззаботностью, которую иллюстративно воспевают «фабричные» девушки, тоже, кстати, старлетки по стародавним нормам ( «Ну а мне двадцать лет»): «Лелик, солнце, я тебя люблю, но замуж не пойду – я немного погулять хочу». А «погулять» — это, как помните, «романтика в самолетах, в машинах, на курортах, на гастролях…» Где тут любовь? Тут и привязанностью не назовешь. Но таковы времена и нравы – все по верхам, на скорую руку, с расчетом, но каким-то недальновидным, не стратегическим – на здесь и сейчас, крайний горизонт – курорт и машина.
Вот только любовь во все времена неизменна - по сути и содержанию. Ее легко отличить от привязанности. Нет, сам не отличишь, тут нужен взгляд со стороны. Или правильно заданный самому себе вопрос. Если уверен, что только ты сумеешь сделать человека счастливым, если делаешь все для того, чтобы человек гордился тобой, то это… никак не любовь, это всего лишь привязанность. А любовь – она проще, вокруг тебя не зациклена. Привязанность говорит: «Тебя сделаю счастливым (счастливой) только я». Любовь отвечает: «Не только я - пусть весь мир дарит тебе счастье». Привязанность говорит: «Хочу, чтобы ты гордился (лась) мной». Любовь отвечает: «Не знаю, как ты, но я просто горжусь тобой». Любовь безусловна, безотносительна и бескорыстна. Привязанность обусловлена, конкретизирована и меркантильна.


Рецензии