Сострадание это роскошь изобилия

     Есть замечательный японский фильм "Легенда о Нараяме". Чем он замечателен? А тем, что там как бы перевёрнуты расположение фигур. В европейской культуре социум требует, чтобы человек был более добрым, более щедрым, чем в среднем есть в действительности. Умел прощать слабому слабость, оступившемуся проступок. Да, и воспитывал себя в том направлении. То есть создаётся впечатление, что человек более жесток и эгоистичен, чем надо социуму. Но оказывается есть культуры, которые требуют от доброго и сострадательного человека жестоких поступков. Любящий сын должен убить свою старую мать — таково требование законов социума, в котором он живёт.
     Но всё дело в том, что такие культуры не мейнстрим в человеческом обществе. Они на обочине, они возникли для возможности выжить в тяжелейших условиях нехватки ресурсов. Когда смерть от голода — это не призрак, это реальность. Сострадание — это роскошь изобилия. Но уж коль скоро есть это изобилие, то социум требует и сострадания к больным, слабым и немощным.
То есть всё завязано на ресурсы. Но есть такая степень нехватки ресурса, когда доброта и щедрость самоубийственны.
     И совесть — это не только продукт воспитания. Всех учат рисованию, но только некоторые становятся великими художниками. Остальные более или менее могут что-то нарисовать, но только некоторые напрочь ничего не могут, не дано и всё тут. Точно так же и с совестью. Не с tabula rasa имеют дело, когда воспитывают в ребёнке совесть. Это ужасно понимать, но да, есть прирождённые убийцы. Хорошо хоть что их доли процента, тех для кого убийство — удовольствие. Это маньяки-садисты.
     А вот психопатов, кто добро и зло приемлет равнодушно, пруд пруди. И задача воспитания — выявлять таких детей, и обучать совести, как детей с синдромом Дауна обучают говорить. Есть замечательная книга Ромены Августовой "Говори! Ты это можешь!". Обычный ребёнок сам начинает говорить. Ребёнка с синдромом Дауна надо учить говорить. И вот она разработала методики обучения языку.
     Обычный среднестатистический ребёнок в обычной семье сам начинает понимать: это хорошо, а это плохо, а вот это и вообще преступление. А психопата этому надо учить, как ребёнка с синдромом Дауна говорить. А пока психопатов начинают "воспитывать" лишь в колонии для несовершеннолетних, когда они набрались силушки не только кошек убивать, но и людей.
     Но бывает и так, что из ребёнка, с изначально средними данными, среда растит социопата. Ему бы других воспитателей, и не вырос бы из него социопат.
     По своим проявлениям психопаты и социопаты схожи. Но у психопатов причины в генетике, у социопатов – в воспитании. А когда плохая генетика и плохое воспитание совпадают, вырастает монстр.


Рецензии