К 5. Глава 20 Амореи

Амореи (аморреи, амориты, сутии) — кочевой западносемитский народ древней Передней Азии, говоривший на аморейском языке. Этот язык относится к западно-семитской группе, но его точное соотношение с другими языками этой группы, из-за отсутствия текстов, пока не установлено. Основной источник информации о нём — несколько аморейских слов и около 6000 имён собственных, найденных в аккадских клинописных текстах. Сутии, (самоназвание амореев, по некоторым источникам — самоназвание одного из трёх союзов аморейских племён), возводили свою родословную к легендарному праотцу Суту, который отождествлялся с третьим сыном Адама и Евы, Сифом. Согласно Библии, Аморей был четвёртым сыном Ханаана (сына Хама), братом Хета и Иевусея (Быт. 10:15).

В шумерских литературных текстах амореи часто изображались как люди, не знавшие цивилизации: они не хоронили умерших, ели сырую пищу и жили в шатрах. Амореи жили патриархальными родами и кочевали в основном на ослах, так как верблюды ещё не были широко распространены как домашние животные. Это подтверждает то, что вплоть до XVIII века до нашей эры ослы использовались у этого народа для жертвоприношений.

На арену мировой истории будущие амореи выходят как скотоводы-семиты, кочующие в Аравийской степи, в IV тысячелетии до нашей эры. Рост населения, ухудшение природных условий и появление новых этнических групп в конце IV — начале III тысячелетия до нашей эры вызвали массовую миграцию. Первыми переселились в Месопотамию и стали предками аккадцев, восточные семиты. Следующими переселенцами стали северные семиты, больше известные как эблаиты, которые распространились в Сирии и Верхней Месопотамии. Последними переселились западные семиты, ставшие предками амореев, ханаанеев и древних евреев. Часть западно-семитских племён перешла к оседлому земледелию, что привело к формированию народности ханаанеев. Остальные племена остались в степях и занялись кочевым скотоводством, что стало основой этноса сутиев. Около 2250 года до нашей эры, во времена правления Саргона, сутии уже были известны шумерам как соседи.

В начале XXII века до нашей эры сутии широко расселились вдоль Евфрата на северо-западе, заняв нагорье Джебель-Бишри, ставшее их центром, и сопредельные области Сирии. Там они ассимилировали местный западно-семитский народ эблаитов, ослабленных аккадскими походами. После этого на сутиев перешло месопотамское название «амореи» (буквально «западные люди»), ранее использовавшееся для эблаитов. В ходе этого расселения выделились три племенных союза сутиев: собственно, сутии (они же диданы) на северо-западе, ханеи в центре и бин-ямина на юге и юго-востоке.

Во второй половине XXI века до нашей эры одна группа кочевых племён амореев начала переселение в Месопотамию (Аккад). Цари III династии Ура построили стену вдоль края «гипсовой» пустыни от Евфрата до Тигра, чтобы защитить Нижнюю Месопотамию от этого нашествия. Однако аморейские пастухи не пытались прорваться через пустыню и стену, а перешли в Верхнюю Месопотамию с запада на восток, переправились через Тигр и реку Диялу, попав на поля Нижней Месопотамии.

На реке Хабур поселилось племя идамарац, на Среднем Евфрате пасли своих овец — бин-симала, ханейцы (анейцы) и бин-ямина, причём их ответвления под другими названиями также держались и южнее. Между Евфратом и Тигром в Южном Двуречье кочевали племена амнанум, яхрурум, рабабум, а может быть, и ряд других, и в то же время они были частью племён бини-ямина и ханейцев. Часть племени амнанум пасла скот даже далеко на юге страны, в степи Ан-эдена, между Уруком и Уммой, а севернее их в Центральном Двуречье, восточнее и западнее Ниппура держалось племя нумхум. Пастбища же вдоль Тигра и за Тигром были заняты ниже долины реки Диялы племенами мутиябаль и ямутбала, а выше Диялы, до гряды Джебель-Хамрин — второй частью племени идамарац.

Аморейские племена в Месопотамии не составляли единого союза. Они были разобщены и часто враждовали. Амореи не стремились завоёвывать земли и кого-то подчинять, а лишь пасли скот на полях между городами. Из-за этих «пастбищ» и возникали конфликты. Амореи так¬же не стеснялись наниматься на во¬ин¬скую служ¬бу к ме¬ст¬ным правителям.

В период с 2100 по 1800 годы до н.э. вожди амореев пришли к власти в разных городах Месопотамии и основали множество царств. Вавилонское царство основали вожди бини-яминицкого племени яхрурум. Царство Мари создали вожди племени бин-сималь. Царство Ларсы было создано в 1932 году до н.э. вождями племени ямутбала. Немного позже сложилось еще два крупных царства амореев – Ямхад в Сирии со столицей в Халебе и верхнемесопотамская держава удачливого завоевателя-ханейца Шамшиадада. Для всех царств амореев характерен симбиоз скотоводов-амореев с городами, сохранившими (особенно в Месопотамии) старое население, а богатое наследие племенных отношений, лишь постепенно замещаемое централизацией, и, именно отсюда полуконфедеративный характер государственного строительства всех аморейских государств.

Расселение хурритов в Сирии, Палестине и Верхней Месопотамии в конце XVIII-XVII веков до н.э. изменило судьбу амореев. Их территории сузились до Нижней Месопотамии, Сирийской степи и Заиорданья. В северной части их ареала остались лишь отдельные племена. Тем не менее, за землями современных Ливана и Сирии закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев), где позже возник союз Ямхад.

После разрушения Вавилона хеттами в 1595 году до н.э. и падения I вавилонской династии упоминания об амореях в Месопотамии исчезли. Часть из них покинула регион после прихода к власти касситской династии. Амореи перебрались на правый берег Евфрата и вернулись на свои прежние земли к западу от Месопотамии. Со временем они смешались с населением Аравии, Сирии и Восточного Средиземноморья, став предками многих семитских народов, включая евреев и арабов.

В заключение можно сказать то, что аморейские племена сыграли значительную роль в мировой истории. Они не только влияли на политическую и социальную обстановку региона, но и оставили свой след в культуре и религии. А взаимодействие этого народа с другими народами и цивилизациями дало новые импульсы для развития всего региона.


Рецензии