Будни и лица глубинки

               
Об авторской книге рассказов «Один оборот»

     Часть 1
      
     Усть-Сыровск – авторский образ,  городок  вымышленный,  проживающий свою выдуманную жизнь где-то в северных краях российской глубинки. Характер города негромкий  и, можно сказать,  подчиненно терпеливый. Здесь рубят и пилят на доски сосну и березу, меньше – осину и ель. На противоположных окраинах города дымят трубы двух комбинатов, на одном варят из щепы бумагу, на другом, с соответствующим запахом,  – техническое полотно. Вырос и окреп городок из погоста возле устья реки Сырой, по которой раньше спускали молевым сплавом  бревна.
    Со временем,  Усть-Сыровск превратился в административный центр нефтегазодобывающего края.  Потому,  здесь много больших и безвкусных офисов, а также дорожащих своим местом  чиновников. В целом Усть-Сыровск  -   скучноватый, неяркий, как говорят, город без изюминки.  Нет в нем каких-то особенных традиций, мифов.  Ни своего цирка с  умными, ладными  клоунами, ни футбольной команды, ни даже простенького джаз-клуба. Малоулыбчивый трудяга, терпила… Берег реки запущен, без набережной и летнего кафе. На другом, затапливаемом весенней водой берегу – поселок, где доживают свой век дети бывших переселенцев, сосланных сюда еще в довоенные годы.
    Впрочем, здесь много зеленых тополей, есть свои драматический театр и пединститут, пара фонтанов  и несколько памятников. Что до малой скульптуры на лужайках,   Усть-Сыровск  до такого еще не дорос. Местная молодежь старается, по возможности,  вырваться  в мегаполисы, откуда иногда возвращается наведать предков и дворы детства.
      Сравнивая  свой город с другими селениями глубинки,  усть- сыровцы считают здешнюю жизнь сносной и голосуют практично за правящую партию, не доплачивающую им годами.  Провинциалам, особенно женщинам,  важна стабильность, хоть бы такая. А что тут мало развлечений, так в том и польза,- не селятся мигранты,  нет скинхедов и террористов (что здесь взрывать?), а также проституток на дорогах.  Писать о таком городе невыгодно, - ярких историй не выдумать.  Вот только живут в этих  домах  пусть и   послушные, но – обыкновенные, живые люди.  Рождаются здесь,  учатся, работают и умирают.  О них то, об их мыслях, поступках, выражениях глаз и пойдет речь.

      ...Человек, укрываясь воротником и сопротивляясь встречной пурге, идет по городской улице.  На душе  у него  тоска, почти отчаяние.  С некоторых пор он счел себя неудачником и винит в том  поспешную женитьбу и болезненного  ребенка. Состояние знакомое многим. Главное, не задерживаться в обиде, не застрять в депрессии…
      Случайно он забредает в старенький Дом культуры, на стене которого  прикреплена занесенная снегом надтреснувшая   вывеска.   Сегодня здесь дает концерт     приезжая музыкальная группа.  Поначалу ему неуютно, плохо  в зале. Он не верит артистам и просто согревается, отдыхая от пурги. Но затем тихая мелодия захватывает его, возвращая в прошлое и рисуя будущее.  Человек понимает, что музыка не осуждает его за шествие по жизни прямо и честно, без расталкивания других локтями.   Музыканты, оказывается, могут думать не только о себе. В финале Живков ощущает духовную поддержку (ведь нам большего не надо!) и –  возрождается к жизни. Короткий, непритязательный рассказ («Концерт»).
     В этой истории  музыканты, хоть и косвенно, нематериально, помогают тоскующей душе.  Иную развязку предлагает короткая новелла «В нашем квартале».  Здесь сильный целеустремленный мужчина не протягивает руку помощи поварихе пельменной. Боится сломать карьеру, хотя женщина и не желает его  «захомутать»…
     Почти в каждом рассказе об Усть-Сыровске, люди ищут поддержку или помогают другому городчинцу. Иногда это помощь деньгами, чаще - советом, словом или участливым взглядом. Порой доброго кивка достаточно  сутулой душе,  чтобы распрямиться. Люди и сильны, и слабы одновременно. Эти просьбы участия как невидимый, но ощущаемый воздух времени витает над ними…
      Так ли всесильна навязанная нам идея эпохи – Руби бабло! Каждый за себя… Какой процент человечности мы утратили, приобретя   шубу, машину или поездку на острова? И пусть властные верхи и обслуживающие их журналисты лгут, набивая мошну.  Останься человеком! Не дай себя выпотрошить, сделать куклой, чужой самому себе…

  Герой рассказа «Воскресный день в морге» патологоанатом Багиров  подавлен неустроенностью быта, трудными условиями работы. В жуткой тесноте  страдает качество  его труда. Не важно, что на столе здесь – мертвые… Он болеет за дело, которому предан. Ведь его работа дает направление следствию. А по отношению к умершим, судят и о живых… И хотя  ничего он не в силах изменить,  совесть не дает ему  работать спустя рукава.  Горькая улыбка самоиронии завершает эту  «трупную» историю.
      Музейный сантехник вступает в неравную схватку с руководством очага культуры, отказываясь развешивать  картины «гадкого», на его взгляд, конъюнктурного художника. Не важно, что художник уже миллионер и позволяет музею добывать деньгу. Честный вкус людей не должен страдать! (рассказ «Бунт хранителя»).
     Приходится выступить против Системы (хоть не так радикально) и офицеру полиции.  Под напором семьи он увольняется, хотя сделать это ему, ох как непросто. («Трудный выбор майора»).
    А вот молодой водитель самосвала  Леха, недавно получивший комнатку в общежитии строителей,  пока ни с кем не ссорится. Он почти счастлив в своей клетухе  «три на четыре». Сколько ему жить в ней, пять лет, десять, всю жизнь?  Как похожа жизнь этого общего дома  на общее бытие провинциальной России! (рассказ «В общаге»). Автор отнюдь не ставит цель нагнать чернухи в свои рассказы. Но что делать, если так выходит, описывая жизнь российской глубинки.  Лгать, не замечая правды? 
     Бывший журналист (рассказ «Бродяга и правитель»),  после ссоры с женой, вынужден жить в стареньком гараже. Супруга, упрямая «тетка», постоянно голосует за лживого правителя.  Вот откуда его победы, а не в результате подтасовки бюллетеней. Просто ей нравится хитрая слащавая физиономия кандидата, а не его безмолвная программа.  Не изменить этих «теток»,  не исправить, пока не пришло историческое время, Пока не грянул  тот Час Икс, - то ли конец света, то ли перелом в сознании обывателя.
     Студентка колледжа Сима, девушка «не попсовая», размышляет о закономерностях исторического развития.  Почему в некий период  приходит Ренессанс, люди горят наукой и культурой, стремятся возвысить дух, а  в  другую эпоху –  уныние и застой.  Кто движет эту синусоиду?   Как и почему люди замерзают, а потом просыпаются от спячки бездуховности?
    А как жить  художнику, поэту, когда общество накрывает пандемия стяжательства, потребительства?  Сима слушает ясновидца, которому самому нелегко жить, осмысливает действительность, чувствуя жизнь простых горожан (рассказ «Час ИКС»). Нельзя принять неравноправие жизни, как бы его ни возносили  учителя «рыночной экономики»…

      Во многих рассказах о  житии «усть-сыровцев»,  так или иначе, заметны мистические мотивы. Но мистика эта – не из желтых безответственных журналов.  В текстах не встретишь ни бредущих зомби, ни клыкастых привидений…  Мистика авторская – светлая, ободряющая.
      …Женщина – экстрасенс помогает правоохранителям отыскивать притоны наркоманов. И – неожиданно, встретив одноклассницу, сама попадает в трудное положение. 
     …Городской рабочий наблюдает акт вампиризма, когда  вечный начальник подавляет свою подчиненную. Впоследствии,  «кровосос»  оказывается в кресле  правительственной Думы («Плотник и вампиры»).
    …Механика кинозала настигает кармическое наказание за грехи юности («Карма Терентия Лихоимова»).
     …Слесарь Вася-сан разгадывает тайну отверстия, появившегося в обшивке космического корабля и прервавшую орбитальный полет (рассказ «Дырка»).
   …Девушка рассказывает о своей бабушке, пострадавшей в 30–е годы за участие в космологическом кружке «Орден Света» («Моя бабушка – рыцарь»).
   …Начинающий астролог борется за чистоту своего искусства с глупыми СМИ, помогает оперу полиции в личной жизни и чуть не получает пинок от сытой бизнесменши…
     Элементы мистики тесно сплетены с нашей социалкой, еще живой, но  униженной и обманутой.  Мистика привлечена не ради читательского интереса. Автор, сам интересующийся эзотерическими знаниями, уверен, - мы на переломе астрологических эпох. А отсюда и смена миропонимания, мировоззрения.  Новая парадигма уже у дверей. Мы признаем Творца и роль Тонкого мира, управляемого нами, И мистические события будут не пугать, а подсказывать нам  законы бытия и  наши ошибки.

         Цель автора, его сверхзадача – показать внутренние, тонкие связи взаимоотношений жителей небольшого города страны. Мотивы поступков, разговоров, - то, что составляет характер кровотока  сегодняшнего бытования людей. Остановить на бумаге мимолетное и значимое.
       Держи свой курс, не поддавайся обстоятельствам и соблазнам, не топчи других… Можно победить без фанфар и криков в телешоу. Внутреннюю победу человека можно показать в обыкновенной жизни, в обычном труде…
      Кружится Усть-Сыровск вокруг Солнца вместе с другими городами, вместе с земным шаром.  Минули унылая осень, суровая северная зима. Вдохнула новые надежды весна…
     Ты идешь по улицам, вглядываясь в лица прохожих. Так мало на них улыбок! Чаще – усталость, отчуждение… Ты желаешь дарить людям поддержку, опасаясь,  –  примут ли?
     Завершился еще один оборот вокруг светила. Мы облетели его вместе с соседом по подъезду. Необязательно поздравлять друг друга.  Достаточно поздороваться чуть теплей.
     -  Привет, мол…  Снова -  весна?
     -  Да я…то,  да се… И тебе не болеть.
     -  Спасибо. Летим дальше?

Часть 2

   Без ужасов и ржаки
   Пять причин, по которым не стоит покупать эту книгу.

      В сыктывкарском «Букинисте» продается последний экземпляр книги рассказов «Один оборот». В ней рассказывается о жизни простых людей северного городка Усть-Сыровска. А поскольку автор - эзотерик, то рассказы подкрашены мистическим оттенком. Мистика, впрочем, здесь светлая и человечная. Мы собрали 5 причин, не советующих приобретать это странное произведение.
1. В книге нет убийств, изнасилований и всяких зубастых монстров, какими богаты популярные «фентези». В ней живут и трудятся люди за свои окладики и думают о своих близких. А это, как вы понимаете, мало увлекает читателя.
2. Здесь нет предсказаний о конце света, о приходе сатаны, людей в черном, красном и зеленом... Есть жизнь официантки, медсестры, провинциального фотографа, слесаря, столяра, музейного хранителя и прочих негромких городчинцев.
3. Также, вы не найдете здесь шоу-пупсов и «острот» в духе камеди-клаба, которые так любит 1 канал ТВ. Книга не развлекательная. Хотя и не депрессивная. В ней, то и дело, вспыхивают лучи надежды, - то в серых облаках, то в глазах горожан.
     4. Автор (так получилось) не сидел в тюрьме, не лечился от алкоголизма    и наркомании, не летал на Сириус и не ест лягушек. Также, не прострелен, да и драться не умеет.
5. Наконец, у автора нет второй головы. Совсем нет. Всего одна. Две руки и одно сердце. Таким уродился. И стоит ли тогда покупать такую книгу?  Надеемся, эти подробности помогут вам не потратить 300 рублей за книжку без ходячих мертвецов.  Спасибо за понимание.


Рецензии