О Таланте

*
Ахматова и Львова. Как на примере похожих стихотворений видна разница в таланте
26 марта 2024.
Скопировано из Интернета. Материк книг. Канал в Дзене
*
*
*
Анна Ахматова в представлении не нуждается. Считаю, что из всех женщин-поэтесс было всего два Больших Поэта. Это Ахматова и Цветаева (не будем вспоминать, какой она была, стихи действительно гениальны). Это мнение подтвердило и время. В Серебряном веке звездой была Мирра Лохвицкая, а ныне почти забыта. Были и другие. Одна из них - Надежда Львова.

У меня есть сборник "Поэзия Серебряного века", очень удачный. Все основные течения, поэты, по 2-3 стихотворения, но сразу можно понять и стиль, и особенности.

Так вот, в этом сборнике есть пара стихотворений Надежды Львовой. Они не произвели на меня особого впечатления, но одно из них очень напомнило Ахматову по сюжету, но не по таланту:
*
Анна Ахматова (1889 - 1966 )

Я научилась мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

1912 г.
*
*
Надежда Григорьевна Львова (1891—1913)

Вновь извивы знакомой дороги
Я спокойна... Быть может, бледна,
Да иду почему-то одна,
Но в походке не видно тревоги,
И задорно откинут берет.
Я умею пить чашу — до дна:
Мне не страшно последнего «нет».

Чутко дышит пред утром прохлада,
И прозрачен свод неба стальной…
Что же, сердце, ты споришь со мной!
Ничего тебе, сердце, не надо!
Дома — я затворю свою дверь,
И когда постучит он с мольбой,
Я ему не открою — поверь.

Когда видишь два этих стихотворения вместе, отчетливо понимаешь, "что хорошо, что плохо", даже не особо разбираясь в поэзии. Ахматова пишет просто, но ясно. Слова самые повседневные, но каким-то чудом складно ложатся в строки, попутно рисуя четкую картинку и создавая настроение.

У Львовой же какой-то поток сознания. Попытки украшательства, ненужного усложнения - "извивы дороги", "след неба стальной". И даже рифма в конце хромает, обилие тире, опять же, затыкает нехватку слов, а вовсе не служит эффектным приемом.

Оба стихотворения посвящены мужчинам. Про Ахматову и ее историю я уже писала здесь, не буду повторяться. Скажу лишь, что посвящено оно, видимо, Гумилеву, который частенько оставлял молодую жену и в итоге пара рассталась. Ахматова уже в этом стихотворении смирилась и нашла для себя другие радости, что говорит о ее стойкой психике.

Чего не скажешь про Надежду Львову. Беда ее была в том, что девушка была восторженной и увлекающейся. Сначала увлеклась большевизмом, участвовала в подпольной организации еще в то время, когда ей было всего 17. Затем встретила, на свою беду, Валерия Брюсова. Старше ее на 18 лет, это был мэтр и состоявшийся писатель и поэт. Надежда тоже писала стихи. Брюсову польстило внимание юной девы.

Короткий их роман закончился самоубийством Львовой. Она застрелилась из пистолета, который Брюсов подарил ей на прощанье. Каков подарочек? Впрочем, надо было знать Брюсова, замеченного в употреблении всего, что можно употребить, спиритических сеансах и прочих развлечениях того времени. И историю этого самого пистолета, из которого сначала в Андрея Белого, а потом в самого Брюсова, стреляла Нина Петровская, бывшая любовница обоих. Вот такая запутанная история.

Печально войти в историю таким образом. Ведь Львовой было всего 22 года. А стихи, все же, были ни о чем. Нашла еще одно, явное подражание Блоку:

*
Знаю я, ты вчера в ресторане
Опьянённый приветом огней
Как во сне, как в бреду, как в тумане
Наклонялся взволнованно к ней.

И она отдавалась - улыбкой
И она побеждённо ждала
И казалась печальной, и гибкой,
И томящей, как летняя мгла

Золотая симфония света
И блестящих волос, и луна
Обжигала, - как зов без ответа,
Как молчание вечного сна

Но глазам, что молили и ждали
Скрипки сладостно бросили: "Нет!"
...А вино - хохотало в бокале,
Золотое, как волосы Кэт.

Сделала неожиданный вывод. В стихах действует правило: чем проще, тем лучше. А вот как не скатится в примитивизм, об этом знали, а точнее чувствовали, только самые талантливые. И мы до сих пор цитируем именно их стихи.


Рецензии