Елена Поленова

Неизвестно, состоялся ли без неё во всей полноте и мощи феномен Поленовых. Одного из самых глубоких и ярких явлений в истории русской культуры конца XIX- начала XX. Если ограничиться в характеристике этого феномена лишь именем выдающегося художника Василия Дмитриевича Поленова, то это было явным обеднением события. Речь идёт в первую очередь о всей - щедрой на таланты его большой семье. И, может быть, в первую очередь - младшей его сестры - Елены Дмитриевны, выставка к 175-летию  которой открылась в Музее-заповеднике в Поленово.

Трудно найти вид творчества, где бы Елена Дмитриевна не преуспела и не достигла бы выдающихся высот. Её живописные полотна покупает П.Третьяков. Её иллюстрации книг признаются классическими. Её росписи фарфора - драгоценные музейные редкости. Её абрамцевскую мастерскую резьбы по дереву у С. Мамонтова признают во всей России. Её художественное мастерство отмечается Золотой медалью на Всемирной выставке в Париже. Она - непременный участник, по сути - талисман, знаменитых рисовальных вечеров в доме своего великого брата. Там оттачивют мастерство И.Левитан, К.Коровин, В.Серов, А.Головин, И.Остроухов... От одного перечисление имен друзей Елены Дмитриевны захватывает дух...

В Елене Поленовой реализовался целый букет талантов, скажем так, "внешних", но был и ещё один, который можно было бы условно охарактеризовать, как "внутренний" - это потрясающая по силе творческая и духовная связь со свои великим братом Василием Поленовым. Эта связь не разрушалась ни временем, ни расстоянием. И всякий раз духовно близкие брат и сестра находили возможность жить и творить вместе.

Силу неразрывности этой связи подметил и И. Репин - близкий друг и однокурсник по Академии художества В. Поленова. Когда Василий Дмитриевич отважно ринулся защищать сербов в русско-турецкой войне и рисковал поставить свою голову под османские пули, И. Репин не нашёл другого более влиятельного адресата, как сестру художника - Елену Дмитриевну - дабы попытаться убедить Василия Поленова перестать испытывать судьбу и не угрожать оставить русскую живопись без поленовского гения сиротливой. "И если Вы будете столь великодушны, - итожит в письме Елене Поленовой свою мольбу во спасение своего великого друга И. Репин, - то попадёте во святые..."


Рецензии