Поездка в Хатынь
О планируемой поездке мне сообщила Почётный гражданин Ивацевичского района Светлана Крек, председатель Совета ветеранов посёлка Телеханы. Она предложила мне принять участие в экскурсии; я с благодарностью согласилась.
Незадолго до планируемой поездки Светлана Андреевна передала мне для прочтения книгу «Штрихи к портретам. Генерал КГБ рассказывает…» Эдуарда Болеславовича Нордмана, советского военного и государственного деятеля, участника первого партизанского боя в истории Великой Отечественной войны. Книга с дарственной надписью автора, изданная в 2003 году в городе Минске, представляет собой «…документальный рассказ о выдающихся людях второй половины двадцатого века. Среди них – легендарный партизанский командир В.З.Корж, руководители СССР и союзных республик… и другие не менее известные личности, с которыми автору приходилось встречаться…».
Мой отец, инвалид Великой Отечественной войны, Лукашевич Гавриил Корнеевич, более двух лет воевавший в партизанских отрядах Брестчины, нередко упоминал Эдуарда Нордмана, всегда похвально отзываясь о его незаурядной личности. Работая после окончания войны на партийной и хозяйственной работе, отец часто взаимодействовал с Эдуардом Нордманом, первым секретарём Телеханского районного комитета Коммунистической партии Белоруссии в 1950- 1955гг.
В разделе книги о С.О.Притыцком*, председателе Президиума Верховного Совета Белорусской ССР в 1968-1971гг., Эдуард Болеславович упомянул свой разговор с Сергеем Осиповичем, касающийся Хатыни (отрывок из книги приведен полностью):
«– Ты был в Чехословакии?
– Да, Сергей Осипович.
– А в Лидице** был?
– Не был. Видел в кинохронике. Читал, слышал.
– Чехословаки сумели сделать мемориал сожжённой деревне, а мы вот до сих пор не смогли. Есть, конечно, обелиски. Есть неплохие памятники в глубинке. А надо бы сделать мемориал, доступный людям, недалеко от Минска. Подумай, партизан, поразмышляй.
– А чего размышлять, Сергей Осипович. Я знаю – целые районы сожжены, люди уничтожены.
Стал перечислять: «На Полесье, в Витебской области и других местах».
– Надо, чтобы было в центре республики, желательно недалеко от Минска и дороги. Мы уже обсуждали этот вопрос с К.Т.Мазуровым, П.М.Машеровым, В.И.Козловым***. Они тоже знают сотни сожжённых деревень. Есть прикидки. Но и ты подумай.
Взялся за дело с радостью. Побывал во многих местах. Вдоль Логойского шоссе много сёл, сожжённых фашистами. Они отстроены заново. В одном селе оккупанты расстреляли около 500 человек. Но на этом месте построили коровник. В другом – многие были в партизанах, но и в полиции было немало.
В воскресенье поехал за грибами в излюбленное место. Кругом молодой сосняк и ельник. Встретил старика. Разговорились:
– Что за деревня была на этом месте? Почему не отстроили заново?
– Деревня Хатынь. Строить некому. Всех людей немцы уничтожили. Долго и подробно рассказывал старик о трагедии Хатыни.
Грустным был рассказ Иосифа Каминского. С него, с натуры, талантливый белорусский скульптор Сергей Селиханов изваял старика с мальчиком на руках.
В понедельник я рассказал С.О.Притыцкому о тех деревнях, где можно было, на мой взгляд, строить мемориал. Рассказ о Хатыни его заинтересовал.
Вскоре К.Т.Мазуров, П.М.Машеров, Т.Я.Киселёв, С.О.Притыцкий, А.Т.Кузьмин, В.Ф.Мицкевич**** поехали смотреть место. Так рождалась всемирно известная Хатынь. Скульпторы и архитекторы просто и гениально увековечили трагедию белорусского народа. Ничего не придумано. Только правда, трагичная, горькая правда. Людская скорбь, символ мужества».
***
5 июля 1969 года на месте сожжённой деревни в Логойском районе Беларуси состоялось торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» – символа и памяти о массовом уничтожении нацистами и предателями Родины мирного населения на оккупированной территории Советского Союза.
Экскурсия нашей делегации началась с посещения музея, который открылся 22 марта 2023 года, к восьмидесятилетней годовщине трагедии Хатыни.
В холле музея оформлены три стенда: «История Хатыни», «Оккупация» и «Трагедия».
Мемориал включает шесть залов. Центральный элемент четырёх павильонов экспозиции – «кровавый ручей», который связывает прошлое и будущее, служит символом бескомпромиссной борьбы и безоговорочной жертвенности.
В первом зале музея жернова памяти вызывают у посетителей воспоминания о военном лихолетьи, порождая волнение, тревогу и душевные страдания…
Во втором зале – вид покинутой в спешке квартиры и громкий голос диктора, объявляющий о начале войны. Голографическое изображение девочки сопровождается её рассказом о нахождении в детском доме, где у воспитанников забирали кровь…
В третьем зале – скульптура молодой девушки, которая идёт на эшафот. Экспозиция раскрывает тему оккупации и массовых расстрелов мирных жителей…
В четвёртом зале светодинамические экраны создают ощущение нахождения в горящем сарае. На обожжённой стене – карта Беларуси с указанием месторасположения сожжённых деревень, разделивших трагическую судьбу Хатыни…
В пятом зале – свет и тишина, заставляющие задуматься о прошлом, настоящем и будущем…
Экспозиция последнего зала посвящена исследованиям и воплощениям в художественных образах, кинематографии и архитектурных комплексах темы геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
– «Наша цель в музее показать людям, как страшна любая агрессия, какой ужас и разрушения она несёт, как превращает в дым человеческие судьбы. Мы даём посетителям ретроспективу, чтобы они осознали, особенно молодёжь, как важно сохранить историческую память о подвиге советского народа, чтобы мы могли созидать своё будущее», – Артур Зельский, кандидат исторических наук, автор идеи и концепции музея мемориального комплекса «Хатынь».
***
После осмотра экспонатов музея группу встретил экскурсовод Алексей, который рассказал об объектах мемориала, расположенных под открытым небом.
В центре композиции мемориального комплекса – шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с ребёнком на руках. Рядом – сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая – последнего пристанища жителей деревни.
На братской могиле из белого мрамора – Венец памяти, на котором размещён наказ погибших живым и ответ живых погибшим.
Вдоль импровизированной улицы деревни, выложенной серыми плитами, символизирующими пепел пожарища, установлено двадцать шесть бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих опалённые огнём печные трубы.
На трубах-обелисках – бронзовые таблички с именами живших в доме людей. Колокола, размещённые на каждом памятнике, одновременно звонят каждые тридцать секунд.
На ветвях «Символических деревьев жизни» перечислены названия четырёхста тридцати трёх белорусских деревень, уничтоженных фашистами вместе с населением и восстановленных после войны.
«Стена памяти» – памятник всем жителям Беларуси, независимо от национальности и вероисповедания, которых уничтожили нацисты. На мемориальных плитах – названия более двухсот шестидесяти лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории республики.
Квадратный траурный постамент с берёзками в трёх его углах; на месте четвёртой берёзки горит «Вечный огонь» в память о каждом четвёртом погибшем жителе Беларуси. Экскурсовод Алексей, завершая изложение темы людских потерь в годы войны, озвучил последние сведения о численности человеческих жертв: «В настоящее время установлено, что в Беларуси погиб каждый третий житель».
На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень», состоящее из ста восьмидесяти пяти могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с жителями; сто восемьдесят шестая – это сама Хатынь.
Накануне поездки в Хатынь председатель Совета ветеранов посёлка Телеханы Светлана Крек и управляющий делами сельисполкома Елена Кайль обсудили некоторые детали подготовки к экскурсии. Активисты посёлка решили приобрести цветы для почтения памяти безвинных жертв – населения находившихся в нашей местности четырёх деревень, сожжённых фашистами вместе с жителями.
По завершении экскурсии члены телеханской делегации, в составе которой было несколько участников историко-патриотического клуба «Память», разыскали на «Кладбище деревень» названия населённых пунктов Бобровичи, Вядо, Тупичицы, Красница***** и возложили к обелискам красные гвоздики.
* Художественный фильм «Красные листья» режиссёра Владимира Корш-Саблина, снятый на киностудии «Беларусьфильм» в 1958 году, рассказывает о революционном движении на территории Западной Белоруссии. Прототип главного героя – Сергей Притыцкий.
**Шахтёрский посёлок в Чехии, уничтоженный фашистами в 1942 году в отместку за убийство Рейнхарда Гейдриха, протектора (лат. – защитник) Богемии и Моравии. В 1945 году на месте Лидице был построен музей.
***К.Т.Мазуров – первый секретарь ЦК КП Белоруссии, 1956-1965гг.; П.М.Машеров - первый секретарь ЦК КП Белоруссии, 1965-1980гг.; В.И.Козлов – председатель Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, 1948-1967гг.
**** Т.Я.Киселёв – первый секретарь ЦК КП Белоруссии, 1980-1983гг.; А.Т.Кузьмин – секретарь ЦК КПБ по идеологии, 1971-1986гг.; В.Ф.Мицкевич – первый заместитель Председателя Совета министров Белорусской ССР, 1974-1983гг.
***** По административному делению территория сожжёных деревень относится к Телеханскому сельскому исполкому. Деревня Бобровичи после войны была восстановлена; деревни Вядо, Тупичицы и Красница не возродились.
Свидетельство о публикации №225070301327
С теплом,
Людмила Нор-Аревян 11.07.2025 17:51 Заявить о нарушении