Мемориал памяти инвалидов ч3 Каким ему быть?
ч.3 Мемориал – каким ему быть?
О необходимости такого Мемориала, как напоминание гражданам мира об ужасных последствиях всех войн, сказано в предыдущих статьях.
Если кто из читателей считает, что такой Мемориал не нужен, убедительная просьба к ним писать своё мнение в рецензиях, замечаниях к опубликованным ранее частям 1 и 2.
В данной статье вашему вниманию предлагается для обсуждения один из вариантов Мемориала. Напишите, чем он вам не нравится, что бы вы в нём изменили, дополнили. Либо предложите свой вариант, который может и будет взят за основу инициативной группой, работающей сейчас над проектом (можно описать своё видение, лучше, если приложите эскиз, рисунок).
Один из художников дал мне такой совет: определись, что ты хочешь сказать этим Мемориалом? Тогда ты и поймешь, как он должен выглядеть.
Возможно, и вы воспользуетесь его советом, как это попробовал сделать я.
…………………………
Памятники воинам обычно отражают ту или иную сторону войны: героизм, самопожертвование, иногда страдания, смерть. Поскольку памятников Великой Отечественной войне тысячи, вместе они дают общую, довольно реальную картину того, что такое «война», как там «на войне».
И если бы сейчас речь шла об очередном: сотом, тысячном памятнике инвалидам войн, на нем также можно было бы показать что-то одно, например, вклад инвалидов в восстановление страны; или трудности жизни жертв войны в восстанавливаемой и бедной стране; или напомнить о том, что некоторым так и не удалось приспособиться к жизни инвалидов, и это стало трагедией миллионов людей – инвалидов, их близких. (1)
Однако, мы рассматриваем вариант возможно на сегодня единственного обсуждаемого в стране Мемориала такого рода, поэтому в нём нужно изобразить историю послевоенной жизни инвалидов в том многообразии, в каком она была в действительности, как показано выше, и в предыдущих статьях.
Наверное, это непросто, но возможно. Вспомните хотя бы панораму «Бородинская битва». В ней, как и некоторых других произведениях, война показана со многих своих сторон: мы видим и героизм, и смерть, и страдания.
Для написания статей мне часто приходится обращаться к материалам той, Великой войны, к последствиям, жертвам войн: Первой и Второй мировой, афганской.
Теперь, с высоты прожитых лет, прошлое – тяжелая жизнь миллионов людей, перенесших ужасы нескольких лет войны, а потом ещё и тяготы послевоенной жизни инвалида в разрушенной, бедной, восстанавливаемой стране, геройский труд одних, отчаяние других – видится мне гораздо масштабнее, шире.
Вновь вижу их: инвалидов, с орденами за труд; многодетных отцов, сумевших вырастить прекрасных детей; и других, не работающих, целыми днями сидящих во дворах с другими алкашами за столами - с картами, домино, водкой; пьяниц, валяющихся на земле «танкистов» без обеих ног.
Эти картины из детства, юности, явственно стоят перед глазами, поэтому, наверное, и Мемориал мне видится таким, как я его описываю ниже.
……………………………
На широком, просторном основании, фундаменте:
- стол, небольшой, вытянутый, прямоугольный, сколоченный из досок, чуть оструганных, четыре ножки (либо типа «кОзлы»), такие и сейчас иногда можно видеть у домов, во дворах, в селах и окраинных районах небольших городов. На столе граненый стакан, пепельница, полная смятых окурков дешевых папирос, костяшки домино.
- за столом, на старых самодельных деревянных табуретках сидят трое:
посередине, мужчина без обеих ног (таких называли «танкистами»), рядом на земле его тележка, на 4-х небольших подшипниках (с которой он запрыгнул на табурет, держась сильными руками за край стола) и две ручки, «утюги», которыми он отталкивается от земли, двигая таким образом тележку и своё тело (часто довольно мощное, в связи с работой мышц). Он, видно, прилично выпил, его разморило, голова и чуть расставленные руки – на поверхности стола.
справа от него инвалид без руки, один рукав рубашки согнут и пришпилен (булавкой), перед ним, на столе, поставленные в «стойку» костяшки домино (в которые они играли втроём, а теперь, вероятно, начали новую после того, как один «выпал» из игры). За одну из костяшек он, в раздумье, взялся пальцами, собираясь ввести её в игру.
напротив безрукого - инвалид без одной ноги, костыли прислонены к столу со свободной от персонажей стороны. К табуретке прислонен небольшой складной стульчик, рядом, на земле, рабочая сумка, из которой торчат сапожная лапа и рукоятка молотка. В руке у него стакан, другой он машет инвалиду на костылях, проходящему мимо, за спиной безрукого, (видимо их знакомому) и кричит приветствие.
- этот персонаж – без одной ноги, на двух костылях. Он в форменной фуражке, через плечо перекинута сумка сельского почтальона, туго набитая. Повернув голову, без укора, но и не совсем приветливо, он смотрит на сидящих за столом.
Сопровождающая его небольшая собачонка лает в сторону приятелей.
…………………
Здесь представлены инвалиды разной степени инвалидности и живущих, предположительно, по-разному.
«Танкист», возможно уже спившийся от тоски, от того, что не смог найти в себе силы терпеть условия жизни, в которых оказался.
Безногий сапожник, который, думается, не проводит всё время в безделье.
Безрукий, один за столом - не пьющий, возможно, работает.
Почтальон, из «не поддающихся». В советские времена сумка почтальона была очень тяжела: набита газетами, журналами, письмами и обойти с нею село было нелегко даже здоровому.
……………………
Мне кажется, что в данном варианте Мемориала нет явного осуждения изображенных лиц, то есть там как бы понимание их, значит и жалость. Но некоторое осуждение присутствует: не совсем приветливый взгляд находящегося на работе почтальона на сидящих за столом, яростный лай на них собачонки.
Каким вы видите такой памятник? Опишите простым, обычным языком, как в данной статье (позднее приложу эскизы, рисунки)
Возможно, у вас друзья, родные – скульпторы, художники, архитекторы. Познакомьте их со статьями о Мемориале, у них могут быть интересные мысли на эту тему.
Надеюсь на ваш интерес и содержательный отклик: замечания, предложения, дополнительная информация.
Присылать на проза.ру, либо на адрес проекта: fond.pamyati.geroev@mail.ru
Если переписка будет обширной, то ответы, оценки, будут даваться, в основном, не каждому автору, а в обзорах, в новых статьях.
Особая просьба к читателям с художественным талантом: может кто-нибудь сделает эскиз, рисунок к описанному мною варианту. Сам я … Словом, свои детям и внукам старался не рисовать даже собачонку или зайчишку, чтобы не пугать их, особенно на ночь.
Заранее благодарен всем неравнодушным.
Саша Щедрый (Курамшин)
03.07.2025 г.
_____________________
(1) Например;
Герой Труда, без одной руки, на трибуне съезда;
или: «танкист» на своей «тележке» (у двери в автобус, у лестницы со множеством ступенек), беспомощный, ждёт, когда люди ему помогут;
или: на траве у пенька, на котором какая-то закуска, и стакан, сидит, чуть понурив голову, инвалид без руки, держит стакан, другой инвалид, без ноги, уже пьяный, лежит на земле, рядом его костыли (напоминание о тех, которые не смогли осилить тяжкий груз жизни инвалида).
(2) Возможно нужно показать и женщину, но с видимой инвалидностью, например без конечностей, их было немного.
Выпивающих во дворе, за столиком с мужчинами, в те времена я видел. Но это не те, что пережили войну и стали инвалидами.
При обсуждении до публикации статьи, предложили показать слепую, стоящую у стола.
Чтобы было понятно - с собакой-поводырём. Но реалистично ли для того времени? Мы не видели таких. В 1960 году в Москве открыли единственную на всю страну школу по подготовке собак-проводников, она передавала инвалидам по зрению максимум по сто собак в год на весь Советский Союз. А в стране слепых было!
Вариант: с повязкой на глазах.
Не будет ли мемориал, небольшой по площади – перенасыщен фигурами?
Возможно я ошибаюсь.
Свидетельство о публикации №225070301347