О каунасских фортепианных концертах Ал. Унинского

1.Александр Унинский.
2.Афиша концерта 27 сентября 1932 г.
3.Афиша на литовском языке концерта 27 сентября 1932 г.
4.Здание и зрительный зал (на 500 человек) Государственного театра.
5.Афиша на идише концерта 27 сентября 1932 г.
6.Афиша концерта 15 января 1938 г.
7.Афиша на литовском языке концерта15 января 1938 г.
8.Афиша на идише концерта 15 января 1938 г.
9.Здание к/т “Metropoltian” с залом на 800 человек.



  О каунасских фортепианных концертах Александра Унинского — победителя Второго международного конкурса имени Фридерика Шопена   

 Унинский Александр (2. II 1910 — 19. XII 1972)
В сознании многих любителей фортепианного искусства и даже критиков Александр Унинский настолько тесно ассоциируется с музыкой Ф. Шопена, что кое-где о нем упоминают как о польском пианисте. Между тем А. Унинский родился на Украине и первые шаги в музыке сделал в Киевской консерватории, в классе профессора С. Тарновского. Позднее родители увезли его за границу, и после нескольких лет странствий он обосновался в столице Франции, где возобновил учёбу под руководством Л. Леви. В 1927 году артист окончил консерваторию с первой премией, получил лестный отзыв А. Корто, напутствовавшего его на профессиональную стезю.
Дебют А. Унинского состоялся в Париже в 1928 г. Даже на фоне множества блестящих артистов, выступавших тогда в концертных залах французской столицы, он произвёл отличное впечатление своей технической уверенностью, сочетавшейся с высокой музыкальной культурой. Последовали гастроли в Испании и странах Южной Америки, укрепившие его репутацию. В 1932 г. уже опытным, зрелым артистом молодой Унинский приезжает в Варшаву и становится победителем Второго международного конкурса имени Фридерика Шопена; позади остались 88 пианистов из 18 стран; ему была вручена также премия Польского радио за исполнение мазурок.
Уже тогда А. Унинский завоевал славу отличного шопениста и сохранил её до конца своих дней. «Ф. Шопен — уникальная личность в истории музыки, — говорил он. Вычитывать его мысли из мертвых нотных строчек доставляет мне величайшую радость». Но и в ту пору, и позже, А. Унинский не ограничивался Шопеном: в его программах значительное место занимали также произведения Листа, Брамса, он играл многие романтические концерты, в том числе и Первый П. Чайковского. Артист не отличался масштабностью концепций, размахом игры; его сильной стороной была техническая законченность исполнения, естественность чувства. «Крепкие мускулы и пальцы А. Унинского обеспечивают абсолютную техническую чистоту и достоверность исполнения; общее впечатление скорее тонкости, точности и обаяния, чем внутреннего драматизма». Так оценил его игру А. Чесинс, много лет спустя, когда А. Унинский переселился в США.
В 30-е годы Унинский жил во Франции, много гастролировал. Война застала его на Дальнем Востоке. Оттуда он не без приключений добрался до Парижа, некоторое время служил во французской армии, а после её поражения успел выехать в Южную Америку. Почти год продолжалось турне артиста по странам Латинской Америки, а в 1942 г. он выступил в Нью-Йорке, в зале «Карнеги-холл». Пресса отметила его интерпретацию Вариаций на тему Паганини Брамса, этюдов Паганини-Листа и Ф. Шопена, но потребовалось ещё несколько лет, пока его признали слушатели.
В дальнейшем артистическая карьера А. Унинского протекала главным образом в Западном полушарии. Он активно концертировал, занимался преподавательской деятельностью в США и Канаде (в числе его учеников — Джеффри Сванн), сделал немало записей на пластинки. В начале 1973 года маститый музыкант собрался (с некоторым опозданием) отметить полувековой юбилей своей победы на Шопеновском конкурсе гастролями в Варшаве. Но осуществить эту мечту помешала скоропостижная смерть.
Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.
 
youtube (Alexander Uninsky | 1932 | Studio) First Recordings

             

 6 – 23 марта 1932 г. в Варшаве проходил Второй  международный конкурс имени Фридерика Шопена, в котором приняли участие 67 пианистов из 14 стран. Во время финала конкурса произошло беспрецедентное событие: из-за протеста слепого венгерского пианиста Имре Унгара, не пожелавшего согласиться разделить 1-е место вместе с Александром Унинским, была проведена жеребьёвка для определения победителя. Победителем конкурса стал А. Унинский, а обладателем второго приза И. Унгар.               

Конечно же, ценители классической музыки втайне надеялись, что оба победителя конкурса выступят и в Литве. Но сохранилась ли искренняя вера в такой подарок судьбы после следующей информации 20 мая 1932 г.: «После гастролей  в Риге обещавший приехать в Каунас А. Унинский свой приезд отложил».

Но бог музыки Аполлон был милосердным к меломанам Литвы, и 2 сентября их обрадовали ошеломляющей новостью: «27-го числа в Государственном театре состоится единственный концерт известного пианиста, получившего первый приз на Шопеновском конкурсе. Концерты его в европейских столицах прошли с громадным успехом. Печать дала об его игре самые лестные отзывы»
Эхо, 1932, 27 сентября.


«В Государственном театре состоялся концерт пианиста Александра Унинского. А. Унинский всесторонне, богато одарённый артист, обладает прекрасной техникой. К достоинствам надо отнести — лёгкий, верный, чистый и звучный удар, отчётливый музыкальный рисунок, живую, выразительную нюансировку. Прелюд и фуга Баха — Бузони в его исполнении были не чужды стиля, были исполнены с хорошей фразировкой, надлежащей живостью. Коротенькие изящные сонаты Скарлатти сыграны им легко, грациозно, в стиле близком старым клавесинам. Индивидуальность А. Унинского склонна к романтизму, затушевности, глубине переживаний. Его настроению близок Ф. Шопен, которого он исполняет с благоговением, с искренним чувством. В сонате b-moll Ф. Шопена он сумел захватить слушателей мечтательным грустным, вместе с тем, сладостным настроением. Туше, тонкость и поэтичность интонации scherco, в траурном марше чаровали своим обаянием. Мазурки Ф. Шопена привлекали к себе жизнерадостным тембром, этюды — искрились,  журчали мелодическими, прозрачными пассажами. Немного больше активного темперамента хотелось бы в балладе Ф. Шопена. Художественно А. Унинский сыграл — Triana и Cordoba Альбениса. В рапсодии Ф. Листа и знаменитой кампанелле пианист показал свою артистическую зрелость и виртуозность. Пианист имел выдающийся успех у ковенской публики.Театр был переполнен.
Эхо, 1932, 1 октября.

И вновь меломаны не помнили себя от радости, когда почти через пять с половиной лет всей Литве сообщили: «15 января 1938 г. в к/т “Metropolitain” Александр Унинский выступает с композициями Ф. Шопена. Исполняется соната b-moll с похоронным маршем, скерцо h-moll, две баллады, 3 этюда оп. 10 и знаменитый полонез as-dur. Каунасская публика получит возможность послушать одного из лучших шопенистов в избранных композициях».
Предполагалось, что после концерта 15 января газ. «Эхо» опубликует его рецензию. Но получилось «с глаз долой — из сердца вон», так как на следующий день А. Унинский повторял этот концерт в Риге.
В этом же 1938 г. 26 февраля Литовский радиофон ретранслировал из Страсбурга фортепианный концерт А. Унинского.
Слышали ли пианиста в Литве когда-либо ещё?
P.S. Имре Унгар выступал в Литве в 1932 и 1938 гг.


Рецензии