Воспоминания о Ноябрьске. гл. 1 Первый поезд

                Воспоминания о Ноябрьске
               
                гл.1  Первый поезд
    
      

         17 мая 1978 года путеукладчик строительно-монтажного поезда № 524 достиг станции Ноябрьская, что ознаменовало собой переход границы между Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
         Накануне торжества на станцию Ноябрьская прибыло руководство Пуровского района. По связи сообщили, что из Сургута вышел первый поезд, в котором ехали руководители стройки.
      
         20 мая на станции Ноябрьская состоялся торжественный митинг, посвящённый этому важному  событию. Два автомобиля «Урал» придвинули друг к другу бортами, образовав импровизированную трибуну. Вкопали пограничный столб с двумя указателями. Пошёл мелкий снег, но быстро прекратился, не желая омрачать праздник.
         На место торжества собралось так много людей, что к путеукладчику было не подойти. Многие держали в руках фотоаппараты. Настроение было приподнятым, люди чувствовали, что присутствуют при историческом событии.

         К часу дня вертолёт доставил музыкантов из Сургута. Под звуки духового оркестра путейцы из СМП-524 уложили последнее эстафетное звено. После чего, под звуки оваций, кто-то из женщин начал разливать шампанское в белые монтажные каски. Затем председатель Пуровского районного Совета народных депутатов Г.Г.Кулинич разрезал красную ленточку.
Первому поезду был открыт путь на землю Ямало-Ненецкого округа. По старинному русскому обычаю строителей и железнодорожников встретили хлебом и солью заведующая клубом СМП-329 Светлана Черкашина, зверовод Нелли Питьевна Айваседо и плотник Владимир Конев.
       
         На торжественном митинге под туш духового оркестра обменялись монтажными касками работники двух смежных строительно-монтажных поездов. Путейцы Виктора Давиденко из СМП-524 вручили коллегам из Ноябрьской памятные «серебряные костыли» и «тёщу». Руководство района, а также газовики, нефтяники и почётные гости, прибывшие с первым поездом, поздравили строителей с трудовой победой и поблагодарили за такой долгожданный и бесценный подарок.
         Бойцы студенческих строительных отрядов спели под гитару свою песню:
               «Мы с тобою навек мой отряд, наш «Десант»
                Мы смолою пропахшая раса»
    
         Когда митинг закончился, жители Ноябрьской собрались около оркестра, образовали свободное пространство и начали танцевать. А один мужик с чёрной бородой, похлопывая себя ладонями по груди и коленям, пустился в разудалую русскую присядку. Обычные медленные танцы в этот день его не устраивали.
             
         Железная дорога Сургут — Уренгой имела огромное значение для освоения территории не только Ямало-Ненецкого автономного округа, но и всей Сибири. Магистраль пронизывала основные нефтяные и газовые месторождения, способствовала ускорению их разведки и обустройству, созданию социальной и производственной инфраструктуры: возникали новые предприятия, аэродромы, речные порты, вокзалы, высоковольтные ЛЭП, росло жилищное строительство. Дорога позволяла вывозить жидкие углеводороды и продукцию нефтепереработки.
         Появилась возможность доставлять вахтовые бригады к месторождениям. А ведь иногда приходилось везти рабочих аж
с Западной Украины! В корне изменила жизненный уклад местных жителей.

         К сожалению, очень мало сохранилось фотографий этого памятного дня. Но одна стала настоящим шедевром, украсив
в своё время обложку журнала «Юность». Эту фотография так и называлась: «Даёшь, Уренгой!».
         Как-то я спросил питерского фотографа Бориса Кузьмина, жившего в то время в Ноябрьске, как ему это удалось.
         -- Я долго искал нужный ракурс, менял точку съёмки, но всё равно было не то, -- вспоминал Борис. -- Ведь это не просто дорога, идущая на север. Это дорога, идущая в будущее. Стал перебирать разные варианты, -- и тут меня осенило. Я снял с одной из машин плакат «Даёшь, Уренгой!» и попросил детишек, что были на митинге, его подержать на фоне пограничного столба. Но всё равно чего-то не хватало. Тогда я надел на малышню строительные каски и, оказалось, попал в точку.
            


Рецензии