Религия, культура и атеизм. Часть-1
ЭПИГРАФ 1:
"Вся человеческая жизнь, и личная, и семейная, и общественная, и государственная может и должна быть согласована с христианской правдой. Наша вера и наша жизнь может и должна составлять единое целое...\"
Священник Сергей Четвериков; Вестник РСХД, №1, 1935 г.
ЭПИГРФ 2:
"Все творческие силы, действующие на культуру и через культуру должны быть по воле Божией, а не по капризу их вдохновения, \"пущены в ход\"...Если мне дан музыкальный, научный или иной дар, я должен его развивать, как Божий дар...Христианство, таким образом, побуждает и даже обязывает участвовать в культуре...\"
Лев Зандер. 1938 г.
…Культура Запада, к которому стремится и уже, отчасти, принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения своих культурных оснований. Этот процесс, по сути, является культурной революцией, наподобие той научно–технической революции, о начале которой говорили так много ещё тридцать лет назад.
Сегодня, этот научно–технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном Интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и детали к ним, на специальных фабриках и заводах; научно–техническим обновлением охвачен весь мир и это сегодня называется глобализацией.
И научно–техническая революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру, как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений...
Но с самого начала научно–технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно–технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру – дехристианизацией.
Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать, что для многих западных идеологов Бог не только умер, но он больше не нужен западному миру.
В недавних опросах общественного мнения многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.
Пропаганда антихристианской, то есть современной жизни, за последние годы усилилась неимоверно и для тридцатилетних, а тем более для двадцатилетних, вера и христианство ничего не значат или даже враждебны, по их мнению, современности.
Наверное поэтому религиозные конфессии в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни и на место религиозности приходит научность.
Один из моих знакомых правильно подмечал, что вся система образования сегодня на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания.
И несмотря на взаимодействия школы и церкви в нравственных вопросах в той же Англии, из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и мы незаметно становимся фанатами и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.
Кто делает из нас атеистов – на этот вопрос затруднительно ответить - скорее всего, причиной такого отношения к Богу, служат новые общественные ценности и идеалы, главным из которых можно, обобщая, назвать – потребительство!
Купля – продажа, деньги, которые надо заработать, чтобы купить – всё это сегодня, словно накануне великого крушения, затмило наш взор и кроме вещей мы почти ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество – даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажённый слепым зеркалом рекламы...
Человечество устало от борьбы за высокое и святое и согласилось следовать по направлению к самоуничтожению, как по пути наиболее безболезненному и лёгкому.
Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма служению Богу или Авторитету. А так, развлекаясь и наслаждаясь, можно, потакая слабостям и инстинкту, какое–то время двигаться по инерции, словно засыпая, в сладком наркотическом сне временного материального достатка и самообольщения...
Вместо обожения – приближения образа человеческого внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу, к Богу - мы всё больше становимся плотью и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону озверения, всячески отрекаясь от человеческой природы...
Очевидно также, что мы усвоили главные тезисы евро–центризма, которые ещё Гитлер очень уверенно и цинично провозгласил и которые, после поражения Гитлера и его союзников во Второй мировой войне, были осуждены.
Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены не только внешне, но и внутренне, душевно?
Я уже говорил и писал, что современный западный "национальный капитализм", мало, чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но осталась агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех "не наших", не западных, не евроцентристов...
Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее - люди гибнут не только от природных катаклизмов, от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы.
Идут войны, в Афганистане и в Ираке, возможно военное вторжение в Иран и отношения между евро – центристами и несогласными с их диктатурой самоубийственного эгоизма, во всем мире, принимают всё более острые формы. Мир уже не ужасается стихийным бедствиям, которые происходят в странах соперниках, а начинает злорадствовать – мол, так им и надо!
Но одной из самых больших опасностей в современном мире, представляются мне войны культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами доминантными и "отсталыми". Здесь, борьба за национально-капиталистические ценности - рынки сбыта и за прибыли, перетекает в культурное русло.
Очевидно, что экспансия англосаксонской культуры, иногда даже подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн. Но чаще, западный стиль жизни и его ценности внедряются в другие культуры заметно, но безболезненно, через средства информации и рекламу, наиболее эффективно пропагандируя набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков.
Одной из основных противоречий породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром, была давняя, но необъявленная война культуры западной, исламскому миру и исламской, арабской культуре.
В этой "холодной", культурно – цивилизационной войне жизненных ценностей Запада, против бытового многовекового уклада жизни Востока, выстроенного на религиозных принципах буддизма и ислама, страны Восточной Азии и прежде всего арабского мира, благодаря своим древним корням и религиозному традиционализму, пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в свои страны1
Я не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в недавнем прошлом Запада от Востока, но думаю, что все мы понимаем - религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации, произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока. Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена вторичного европейского одичания; и порох, и книгопечатание, и счёт тоже с Востока - всех заимствований оттуда не перечислить.
(Отсылаю за подробностями к моей статье: "Евроцентризм и глобализация", напечатанной в № 12, Интернет – журнале "Что есть истина")
Однако, постепенно ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная культурная политика, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни, является орудием экспансии западного мира, по отношению ко всем государствам Ойкумены, от Китая и России, до Индии и Бразилии...
Сегодня, сила экономическая переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя "развитыми" – прежде всего это Америка, и ставшая новой культурой сила, требует новых пространств и новых неофитов.
Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, вначале на уровне жизненных, эстетических ценностей – как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке, разговаривать – иначе говоря, все приметы «внешней культуры", а потом и далее.
И если вглядываться и анализировать процессы, происходящие в сегодняшнем западнистком мире, то культура стала мягкой формой боевых действий по захвату и овладению новых территорий и новых людских, рабочих ресурсов.
Глобализм и глобализация, как процесс глубинных перемен, в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой, на пространствах всего мира явное предпочтение, сегодня отдано английскому языку и образу жизни который ведут англосаксонские страны.
Однако я хочу поговорить о воздействии этой мировой "доминантной" культуры, прежде всего на культуру русскую и буду пытаться, проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие – то выходы и способы противостояния этому иноземному "мягкому плену"!
И наконец всем умным людям надо осознать, что носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность культурных традиций и национальных искусств.
Ярким примером тому служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся экспансии не только экономической, но и наступлению на их традиционный уклад жизни и её религиозные основы, и во многих местах, несмотря на давление, делают это успешно.
Кое-кто уже всплёскивает руками, и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане...
Действительно – жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
Вечным примером для подражания в этом смысле, является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму – одной из древнейших религий - смогла не только выжить, но и расшириться, сохраняя всё свое своеобразие. вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду.
К несчастью, благодаря "промыванию мозгов", во времена холодной войны, социалистические страны стали странами изгоями и сегодня, когда Советский Союз давно перестал существовать, это наследие холодной войны по-прежнему находится в силе.
Я уже писал и говорил что, на мой взгляд русские, советские люди, СССР и Россия его правопреемница, были и остаться новыми "евреями", на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада... да и Востока.
Но в отличие от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме, в Законе, русские, кроме православия, ослабленного внутренними смутами и расколами, ничего не могут противопоставить экспансии мира потребления...
В сегодняшней России, очевидно влияние западной культуры и даже вытеснение ею национальных культурных и языковых традиций и установлений. Особенно это заметно в среде российских образованцев, общающихся на своеобразной смеси английского и русского!
Безусловно, эта подковёрная, незаметная для глаза, но постоянная борьба продолжается, и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, мы утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в "Иванов не помнящих родства".
Начнём разбор ситуации с языка, может быть главного инструмента социально – культурной жизни и человеческой жизни, как таковой...
Сегодня, наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования. Более того, язык вновь становиться основой классового разделения связанного с образованием и доступностью к культурному полю, и вообще к благам современной жизни.
Богатые русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти отпрыски "новых русских", изучают английский язык и одновременно впитывают англосаксонскую культуру, становясь англоманами. Естественно, в этом случае происходит их отрыв от родной почвы, от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
Происходит своеобразная социальная люмпенизация целой нации, когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.
Оставаясь в Англии, в первом поколении, такие люди становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им не удается.
В этом случае, чтобы чувствовать себя комфортно, большинство стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде. А для этого надо поскорее забыть и привычки, и главное поменять родной язык на новый, в данном случае английский.
Это и удобнее потому что сегодня, английский язык становиться или уже стал языком мирового общенияди и единственные семьи, в которых русский язык более или менее сохраняется – это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем, и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб...
Однако, для того, чтобы сердце не болело об оставленной Родине, о прошлом, надо и о православииЮ как о религии предков, забыть в первую очередь. Это почти всегда легко удаётся сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоверием, чем православным христианством.
И уж тем паче, если вы, в нескольких поколениях были инстинктивными атеистами.
К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах - контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег. Деньги и богатство, постепенно становятся, если уже не стали, главным Идолом, в который верят и которому поклоняются русские люди.
Ав отсутствии идеала религиозного (Иисуса Христа) и идеологии советской системы (коммунизм – светлое завтра), главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние.
А где сегодня личное преуспеяние имеется, спрашивают они себя и отвечают - это развитые страны, и прежде всего Германия, Англия, Франция и Америка.
Естественным и даже необходимым для тех, кто исповедует буржуазность как социальный идеал, становиться и привыкание, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре – её основному носителю.
... Слабость православия сегодня, помимо слабости экономической, это ещё одна причина, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и интересных иностранцев.
Ведь если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане в отношении к своей вере, ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, сохраняют не только веру, но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.
Совершенно не так с Русским православием за границей. Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше религиозных и культурных компромиссов совершаются и в службах, и в духовном окормлении.
В результате, русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким. Русского языка, даже русские и православные в обиходе стесняются и многие, на неродном языке говорят даже в церкви.
В самой России, на бытовом уровне, постепенно создается искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место.
Этот язык, невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течение долгих столетий со времён Петра Первого, до Октябрьской Революции. Тогда дворяне, составляющие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных, и начинали говорить уже с детства по-французски и тем самым, переставали быть носителями русского языка и даже русской культуры.
Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты, и начали дискуссию о корнях и национальных особенностей не только русских людей, но и всего славянского мира...
В какой – то степени, это возрождение русскости, над которым откровенно потешались русские западники, помогло России как в культурном, так и в экономическом развитии, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой...
Пролетарская Революция, сменившая буржуазную, на мой взгляд стала следствием не только экономического неравенства, но и разделения культурного, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию вылилась в противостояние большинства простого народа, меньшинству богатых и учёных, что подрывало не только основы экономической жизни, но грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства.
В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации, а потому, и её саморазрушение!
И сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится очень велика.
Но с другой стороны, с развитием глобализации появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.
Необходимость унификации, создание одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории тоже придётся.
Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки других разных народов мира – и больших и малых.
Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной особенности, атеизации народа и утраты глубинных смыслов существования - тот или иной народ, становиться безымянным, без роду без племени, иначе говоря населением..!
Начало процесса национальной аннигиляции мы видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым если не первым, которым владеют практически все люди окончившие школу в последние двадцать лет.
А создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между странами малыми и большими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур - сегодня, культура как никогда служит если не прислуживает личному Успеху!
Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда для многих стран, языком международных отношений, языком культуры, был язык греческий, во времена Римской Империи, а уже в новое время – французский.
Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений, утратила своё значение и вместо них на мировую культурную сцену вышел английский язык и вместе - англосаксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономическим, уже американская культура стала определять культурное развитие мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан...
Язык, конечно в первую очередь является носителем национальной культуры, и потому, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран, и вопрос предсказаний сегодня сводится в основном к угадыванию временных рамок окончания такого процесса…
Апрель 2008 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Свидетельство о публикации №225070300003