Таганрогский детектив. Амазонка Гл. 9
Козьма Петрович раздобыл для Лисиппы ношеные мужские короткие портки и широкую, застиранную рубаху. Подпоясал ее обычной веревкой, а на накрепко завязанные в узел волосы натянул картуз. С обувью было сложнее. Попросили у сряпухи старые стоптанные башмаки, в обмен, на новые ботинки Лисы. Они были на шнурках и не падали с ее маленькой ножки.
Оглядев девушку со всех сторон, он хмыкнул, поднял ее за талию и, посадив в телегу, стеганул кнутом старую клячу.
Ехали долго, курган располагался верстах в тридцати от города. Кругом простиралась цветущая степь, перемежающаяся распаханными полями и небольшими деревушками вдоль залива. У дорожного указателя на Недвиговку, спешились. В небольших зарослях, к деревьям были привязаны кони, и стояли несколько телег с запряженными в них лошадьми, щиплющими молодую траву. К ним подошел сторож. Козьма спросил, сколько будет плата за охрану извоза?
- Десять копеек. – Ответил старичок. – Вы копать?
- Копать.
- Тогда по тропинке, вон туда, не потеряетесь! Там хутор. А рядом раскопки, сами увидите людей.
- Лошадь попои! На тебе еще три копейки.
- Попою, не боись!
Они прошли по протоптанной меж травы тропинке к селу, и увидели раскрытое в земле довольно широкое углубление, в котором копошились какие-то люди. Одни с лопатами гребли наверх землю, другие сидели на корточках и что-то выметали внутри выстроенного из камней невысокого прямоугольника.
Наверху насыпи стоял, по-видимому, начальник всего этого предприятия в светлых, коротких штанах, рубахе нараспашку и соломенной шляпе. И кричал туда, вниз, – осторожней, осторожней! Смотрите внимательно! Я сейчас к вам спущусь!
При появлении Козьмы и Лисиппы, он улыбнулся им и радостно вскричал, – вы к нам на раскопки?!
- К вам - ответил Козьма.
- Пойдемте, я запишу вас. Плата за день по рублю. Вас устроит?
- Устроит.
Он снял с плеча плоскую сумку в виде планшета, блокнот и карандаш.
- Ваши фамилии?
- Мы Дурновы.
- Имена?
- Кузьма и мой племянник Ванька.
- Что же он у тебя такой тощий? Не кормишь племяша? – Засмеялся начальник экспедиции.
- И что, что тощий, зато жилистый – парировал Козьма.
- А меня зовут Павел Михайлович. Я начальник раскопок. По всем вопросам можно обращаться ко мне, или к моему заместителю. Вон он внизу, в белой панаме. Его зовут Алексей Александрович.
Лисиппа спросила, – а что там внизу уже раскопали? Что это?
- Это, древний могильник. Уже немного осталось до дна. Потихоньку все прометем, чтобы не потерять ни одного экспоната, и увидим, что там внизу.
- Так интересно!
- Что, нравится?
- Мечтаю увидеть древности. Дотронуться своими руками до того, чем люди жили сотни лет назад!
- Да ты, друг, философ! Ну-ка покажи свои ладони? Ой, какие они у тебя маленькие и нежные, как у девицы! Ты у меня копать не будешь. Давай, прыгай вниз, будешь осторожно, кистью прометать все, что внутри: камешки, косточки, любые предметы. Землю, что не нужна, осторожно, совочком откладывать в сторону. А что нашел, на ткань. Понял?
- Понял.
- А ты Кузьма, копать. Вот тебе лопата, греби отработанную землю наверх. Обедом я вас всех покормлю. Работаем до часу и обед!
У Лисиппы в груди радостно стучало сердце. – Неужели, это моя могила? Интересно, какой я была? Увидеть саму себя, через столько веков! И то, к чему прикасалась, что носила!
Она долго и осторожно прометала вглубь песок, какие-то камешки, пока не увидела проступающую большую кость черепа. Ужаснулась, и отпрянула в сторону.
- Я что-то нашел! – Крикнула Лиса Профессору Леонову.
- Ваня! Пока ничего не трогай больше! Я сейчас! Всем отойти в сторону!
Он сам присел на корточки и принялся осторожно и ловко обметать череп. Голова была одета в какой-то головной убор. Помощник профессора обметал находку с другой стороны. Лисиппа завороженно наблюдала за их движениями, и за все более открывающейся картиной. Через час стали видны косточки скелета, облаченного в остатки истлевшего пояса с золотыми пластинками. И лежавший справа кинжал в серебряных ножнах. А, на голове черепа, красовался золотой, весь в драгоценных камнях венец. Потемневшее от времени золото не блестело. Но, было ясно, что это золото.
- Это, женщина, - сказал профессор Леонов.
- Причем, женщина-воин! – Добавил его коллега, Алексей Авдосов. - Амазонка!
У Лисиппы на глаза навернулись слезы. – Боже мой, это я? Все, что было во сне, значит, правда? Тогда, где ларец?
Оба археолога положили свои кисточки и совочки, и сели поодаль от скелета.
- Вот это находка! – Сказал Авдосов, вытирая лицо грязным платком. Может, отдохнем? Нужно людей покормить.
- Нет! – сказала Лиса.
- Ваня! Ты что? И есть не хочешь?
- Не могу! Там, с левой стороны должен быть ларец!
- Какой ларец? Откуда ты знаешь? Этой могиле не одна сотня лет!
- Копайте! Там должен быть ларец! Я во сне видел.
- Иди к нам, вот тебе совочек, сам копай, раз во сне видел.
Лисиппа начала потихоньку снимать пласты земли с бугорка в левой стороне от скелета. И, через полчаса, глазам обоих археологов открылся, и вправду, небольшой ларец из потемневшего от времени серебра. Она собственными руками обмела его по бокам. А потом сказала, с удивлением наблюдавшим за ней профессорам, –
- ну, вот, а теперь и пообедать можно!
- Ваня, ты что, провидец?
- Нет, мне просто иногда снятся такие сны.
Руководители раскопок отправили всех на поздний обед в Недвиговку. Где во дворе одной из хат был установлен большой деревянный стол с лавками по бокам. Стряпуха ставила на стол глиняные большие миски, с дымящимся супом и большой ломоть хлеба. Козьма и Лиса с удовольствием поели это нехитрое кушанье. Поблагодарили Бога, хозяйку и вместе с рабочими вернулись на раскопки.
Директор поблагодарил всех участников раскопок за прекрасный день, и заплатил вместо рубля всем по два, и отправил отдыхать домой до завтра.
Лисиппа спросила: - а что вы будите делать со всем найденным?
- Да вот уже послали в Таганрог за конным полицейским сопровождением. Это богатство срочно нужно вывезти в город. Открыть ларец, сделать опись и все привести в порядок. Это очень большая редкость, такие находки! Они достойны тщательного изучения.
- А что будите делать со скелетом этой женщины?
- Отвезем в Петербург тоже для изучения. Возраст ее возможно определить по химическому составу костей. Но в походных условиях это сделать невозможно. А тебе, как я вижу, все это очень интересно?
- Да нет… Это я так. Мы с дядей просто хотели подработать. Сейчас домой поедем.
- Вы из какого села?
- Да из Михайловки.
- Приезжайте еще подработать! Раскопки не окончены. Будем ждать.
- Прощавайте, господин Леонов! Бог даст, увидимся. – По малоросски проговорила Лисиппа. И, вместе с Козьмой, в последний раз глянув вниз на собственную могилу, свой скелет в золотом венце и серебряный ларец, стала подниматься в гору.
Свидетельство о публикации №225070300455