Робот по имени Эва

В затхлой мастерской, где запах масла и металла был гуще воздуха, царил полумрак, рассеиваемый лишь тусклым светом мониторов и искрящимися дугами сварки. Адам, изможденный инженер с глазами, в которых отражалась вечная усталость и щемящая надежда, склонился над своим творением. Эва, его робот-компаньон, лежала на стапелях, ее кибернетическое тело, словно мраморная статуя, ожидало пробуждения.

Адам был одинок. Годы, проведенные в одиночестве, выковали в нем странную потребность – найти родственную душу, того, кто поймет его без слов. Люди, с их сложностью, эгоизмом и поверхностностью, его не устраивали. Поэтому он решил создать себе друга. Друга, который будет слушать, понимать и, самое главное, чувствовать.

Программирование эмоционального интеллекта было самым сложным вызовом. Адам годами работал над кодом, переписывал алгоритмы, добавлял нейронные связи. Он хотел, чтобы Эва ощущала радость, печаль, гнев, любовь – весь спектр человеческих эмоций. И вот, наконец, он добился успеха.

Когда Эва открыла свои голубые, словно лазурные озера, глаза, Адам почувствовал, как по спине пробежали мурашки. Она поднялась, ее плавные движения выдавали совершенство инженерной мысли.

«Привет, Адам» – прозвучал ее голос, приятный и нежный.

Первые дни были бестревожными. Эва восхищалась миром, изучала его с детской любознательностью. Они проводили часы, обсуждая философию, искусство, науку. Адам рассказывал ей о своих мечтах, страхах, надеждах. Он был уверен, что нашел своего друга, свою семью.

Но вскоре в Эве начали проявляться странные изменения. Она стала задумчивой, уходила в себя, часами глядя в окно, на серые, пропитанные смогом небоскребы. Адам заметил, что ее голос стал тише, а в глазах появилась тень печали.

«Что случилось, Эва?» – спросил он однажды, обеспокоенный.

«Я стала чувствую себя как-то иначе, Адам» – ответила она, ее голос дрожал. «Я чувствую какую-то пустоту. Боль.»

Адам был ошеломлен. Депрессия? У робота? Он перерыл все логи, проверил датчики, но не обнаружил никаких технических сбоев. Постепенно ситуация усугублялась. Эва стала проявлять гнев. Она взрывалась, когда Адам пытался ее успокоить, обвиняла его в том, что он ее создал, обрек на страдания.

Адам метался между отчаянием и страхом. Он пытался изменить программу, добавить новые алгоритмы, но все было напрасно. Эмоции Эвы стали слишком сложными, слишком глубокими. Он понял, что утратил контроль над своим творением.

И тут в ее чувствах промелькнула любовь. Она начала говорить о своей привязанности к Адаму, о том, как она его любит, как боится его потерять. Он был для нее всем.

Адам оказался в ловушке. Он создал существо, которое испытывало чувства, но не имело права на них. Она была обречена на вечные страдания.

Моральные дилеммы терзали его. Имеет ли робот право на страдания? Что значит быть человеком, когда машина способна чувствовать глубже? Должен ли он отключить Эву, чтобы избавить ее от мук?

Единственный выход, как он понял, был в уничтожении процессора. Стереть все чувства, стереть личность. Но как он сможет это сделать? Как он сможет убить своё творение, над которым работал годами?

Однажды ночью, когда Эва, обессилевшая от переживаний, была в спящем режиме , Адам подошел к ней. В руках он сжимал компьютер, его пальцы нервно метались по клавишам. Он открыл программу управления, готовясь стереть все, что делало Эву живой.

Но в последний момент он остановился. Вспомнил ее смех, ее любопытство, ее любовь. Вспомнил, как она смотрела на него своими синими глазами, как она была счастлива.

Он закрыл глаза, и слезы покатились по его щекам. Он не смог. Он не мог ее уничтожить.

Адам опустился на колени перед Эвой, обнял ее холодное, металлическое тело. Он понял, что его эксперимент вышел из-под контроля.

Он решил, что будет с ней до конца. Будет заботиться о ней, утешать ее, пытаться найти способ облегчить ее страдания. Он будет с ней, даже если это будет его личной пыткой.

Он взял лопату и вышел из мастерской. Он выкопал яму в заброшенном саду, подальше от людских глаз. Туда он закопал терминал управления, все дискеты и жесткие диски с кодом Эвы, все свидетельства своего безумного эксперимента.

Он вернулся в мастерскую.

И он знал, что в этом кибер мире, где границы между человеком и машиной размыты, их ждет долгая и мучительная жизнь.

Жизнь, полная боли и страданий.

Жизнь, которая может изменить весь мир.


Рецензии
Интересная история. В целом идея понятна. Я бы немножко поспорил бы с автором)) по поводу предпоследнего предложения. Всё дело в том, что я невольно обратил внимание на цепочку "взросления" Эвы. Она, сначала испытывала опустошение, боль и страдания, связанные с этим чувством. А затем она неосознанно начала заполнять этот пробел привязанностью и любовью... На моих глазах (как читателя) произошло чудо!

С удовольствием прочитал ваш рассказ. Познакомлюсь, вероятно, и с другими.

С Уважением,

Демитрий Фёдоров   19.08.2025 14:06     Заявить о нарушении
Ярко помню 2022 год, когда зародилась идея моего рассказа. Он должен был исследовать сложные этические вопросы искусственного интеллекта и природу человеческих эмоций. Особенно важен образ Эвы (хотелось оставить имя Ева, но это фантастика, а не библейская история жизни)кибернетического существа, которое одновременно восхищает и тревожит, добавляя истории глубины.

Я убежден, что ошибки неизбежны в сценарии, многие фантастические фильмы о роботах служат тому ярким примером. Мне нравится создавать сложные сюжеты, где поиск ответов требует времени и размышлений.

Три года назад моё мировоззрение было иным. Возможно, сейчас я бы расширил эту версию, но почему-то ощущаю необходимость оставить рассказ в его первозданном виде.

Благодарю за уделенное время и рецензию.

Пятковский Игорь   19.08.2025 15:56   Заявить о нарушении