Религия, культура и атеизм. Окончание
И здесь, на горизонтах вселенского будущего маячат процессы, превращения одной или несколько объединившихся сильных стран в мирового экономического и культурного гегемона, с возможным возвращением самых диких форм изощрённой эксплуатации и заганивание победителями других народов проигравших эту борьбу, в своеобразное современное рабство!
Думаю, что это рабство не будет рабством прошлого, когда рабов считали за рабочий скот умеющий более или менее говорить, которых рабовладельцы постоянно заставляли, принуждали тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху свободным людям.
Думаю, что словесное и смысловое определение из древних времён – раб, будет заменено, на слово прислужник, и характерной чертой этих прислужников, будет отсутствие у них национальных черт – национальной культуры и языка.
Это рабство, будет в основном культурным рабством и разделение, будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и потребителями, а точнее между теми кто владеет культурой как товаром и теми, кто её потребляет - национальные особенности, в такой ситуации, в общем-то, ни к чему...
... Конечно, в определённом смысле это касается и Религиозных верований, в частности Русского Православия и тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, надо внимательнее вчитаться в "Легенду о Великом инквизиторе" Достоевского.
Думаю, что Фёдор Михайлович в этой легенде, прежде всего имел в виду не революционное будущее, критикуя и издеваясь над ним, а будущее буржуазное, в которое мы так "победоносно" вошли в последнее десять – двадцать лет, и в которое Россия уже один раз входила сто пятьдесят лет назад!
Мне всегда казалась непонятным равнодушие великого писателя к страданиям бедняков и крепостных крестьян, но позже, прочитав повнимательнее монологи Ивана Карамазова в этом романе, о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение.
Я вспомнил весь "крестный ход" жизни великого русского писателя – страдальца и подумал, что он, пройдя через состояние государственного преступника, потом, став "зэком" на долгие годы, а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле!
После стольких испытаний, он не был идеалистом или либеральным болтуном, понимал и знал русский народ, русских людей как со стороны добра, так и со стороны зла.
О величии долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, он писал в своих тюремных записках и понимал крепостничество, как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором протеста...
Сегодня, наследие Достоевского - литературное, философское и социальное – толкуют вкривь и вкось, а современные буржуазные "переводчики" Достоевского, упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни. Однако вспомните его романы, повести и рассказы, его публицистику - ведь он, прежде всего боролся против буржуазной алчности и безмерного материального стяжательства и тщеславия, нарождающегося класса "предпринимателей".
И конечно главной идейной основой творчества Достоевского было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого был старец Зосима - главный положительный герой "Братьев Карамазовых".
Протест писателя, был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров, буржуазии, против их лакейства и преклонения перед деньгами.
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова – сладострастника и отчаянного стяжателя, или будущего "национального" деятеля Ракитина, или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова. Все они упорно хотели и умели делать денежки.
Но уже и в романах "Идиот" и "Бесы", Достоевский написал портреты буржуазных бесов и предостерегал от поклонения буржуазным ценностям фальшивым свободам и эгоистическим правм человека.
На мой взгляд, разгадывая, анализируя сегодняшнюю эпоху, надо почаще всматриваться в творчество великих русских писателей той поры и находить в их героях, похожие на сегодняшние черты характеров и бытовые подробности..
.
Возвращаясь к современной России, хотелось бы заметить, что само понимание опасности культурной аннигиляции и последующей опасности помещения русских российских людей в "резервации", в "загоны" для прислужников, то есть превращения в мыслящий рабочий скот, заставляет искать выход из создавшейся ситуации.
Конечно, неизвестно в каких формах такое рабство будет существовать на земле в будущем, однако радужных настроений, такое очередное разделение на рабов и господ, у того большинства, кому в очередной раз предназначено историей стать рабами, совсем не вызывает!
Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом видно, что многие русские слова сегодня подменяются иностранными и в этом не было бы ничего особенно плохого, если бы все люди, живущие сегодня в России такой или этот "русский" язык понимали. Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так и наверное, такое разделение, эта социальная пропасть в Российском обществе, будет со временем всё больше углубляться и расширяться.
Напомню, что это естественные последствия Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, иногда вполне искусственных различий связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями, будут усиливаться, если этому не будут поставлены эффективные заслоны.
... Надо с горечью согласиться ещё с одним фактом: сегодня, Западная Европа и Америка по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава, а ныне страна называемая Российской Федерацией.
Неоднородность же, или разделение на классы, слои и прослойки, делает и народ и государство опасно нежизнеспособным, а поэтому, какими бы мы не были прогрессистами, но если желаем добра своему народу, то нам придется делать усилия по устранению разделения, не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.
Конечно, одно без другого просто невозможно будет осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран социально развитых, нам прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми, и соответственно, все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование.
Я полагаю, что ближайшей целью, должно быть всеобщее среднее образование, а потом и высшее может быть объединив эти цели.
Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование существовавшее уже в Советском Союзе - другой вопрос, как это организовать в реальной жизни?
Однако зная цели и задачи стоящие перед обществом, мы рано или поздно добьёмся своего, вместе работая над устранением проблем...
Сегодня, в русском православии, как сто лет назад, идет яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы – на русском или на старославянском.
Для меня, однозначным является решение служить на русском современном и культурном языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей - ведь Он же взволнованно говорил: "Возлюби врага своего" и "если ударили по левой щеке – подставь правую..." А мы?!
Возвращаясь к языку служб, мне хотелось бы подчеркнуть, – как мы можем усвоить такие непривычные для нас понятия, если в большинстве своём Библию верующие не читают и не понимают, а на службах, половина не знает почему и зачем священники говорят те или иные слова, да ещё на неродном языке, да ещё часто скороговоркой.
И здесь, некогда законсервированная традиционно старое, мешает расти новому - нашему пониманию и осознанию самоотверженной любви к Идеалам Христовым.
Интересно, что когда мы в совместных службах переводим слова литургии на английский, французский, немецкий, мы ведь не переводим это на староанглийский, на старофранцузский или старонемецкий, но почему же мы, свою русскую службу произносим на старославянском?
Зачем, таким образом, мы отталкиваем своих соотечественников от окормления их душ и от сознательной веры?
Подлинная, сознательная вера способна на чудеса стойкости и самопожертвования, но важно, чтобы вместе со словами в жизнь приходил высокий пример веры и были люди, видя жизнь которых, слыша и понимая их слова жизни, мы могли бы зажигаться пламенем их веры и следовать за ними поколение за поколением...
... Недавно, я прочитал в "Санди таймс" очерк о колониях Меннонитов - христиан протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету. Принципами их жизни, все эти триста с лишним лет были: продукты питания выращенные только своими руками, отказ от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества...
Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами... Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений... Управляется каждая колония Советом министров, в количестве пяти человек.
Нарушителей правил изгоняют из общины, но бывает это очень редко. Они в большинстве гостеприимны и добродушны.
Описываемая колония, пятьдесят лет назад, уйдя из Соединённых Штатов, где их заставляли служить в армии, переселилась в Белиз, бывшую колонию Англии и там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему.
Пятьдесят лет назад, их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной. Они живут в округе несколькими колониями и в праздники ездят друг к другу в гости и на сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллионов человек...
... Эту историю, я пересказал вспоминая возражения сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру, "отстанет" от Европы в развитии, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе.
Но пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой...
К сожалению, сегодня со многими странами затронутыми Западной культурно – атеистической экспансией возможно, как раз обратное, что и происходит уже во многих странах и регионах планеты.
Однако есть и другая опасность, другой соблазн - мы на словах, можем быть вполне консерваторы и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре.
Читая, православные сайты, часто встречаю, особенно у молодых батюшек, англицизмы или даже жаргонные словечки, и в этом нет ничего необычного, если бы они, на другой странице, не призывали к сохранению отжившего старославянского языка, или даже к «обратному ходу" - получается так, что "говорю одно, а делаю другое".
Церковная служба на малопонятном языке, приучает человека верующего или желающего уверовать, к неким двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.
В одной жизни мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся, часто не понимая зачем и почему, но это считается правильным и хорошим, а в другой, начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы, и всеми методами и средствами зарабатываем денежки, не понимая и не желая знать, что это фарисейство и лжевера!
Нам также надо понять, что "вера без дел – мертва".
К несчастью, в России, сегодня, как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью - человек, исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви, тут же переключается на зарабатывание денег, часто методами совсем не праведными.
Денежный вопрос, вторгается в Церковные отношения и даже в монашескую жизнь - часто иерархи, берут пожертвования от людей, очевидно неверующих и живущих не по вере и это превращается в своеобразную индульгенцию.
Так ли важно в этом случае, что эти неправедные, а иногда и откровенно бандитские деньги используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей.
...Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация католичества, возникла как протест против церковной коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций. А ведь, деньги, собранные таким образом шли, в том числе и на завершение строительства великого Собора Святого Петра в Риме.
И получается, что иногда, , по неведению или по слабости, мы берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое!
Я уже говорил где–то – в будущем вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследие и слепо, по обезьяньи копируя не только экономику и социальные системы управления, но и культуру, а потом и язык, мы можем двинуться, а мне кажется уже двигаемся в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны.
А вот другой пример обезьянничанья русских социальных "реформаторов" - лет двадцать назад, в России были введены смена часов каждые полгода, на манер, которым это делали страны Запада и это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает. Но вместе с тем, английские города и особенно Лондон, всегда по ночам сверкает огнями и на улицах светло как днём.
Меня, такая щедрость, всегда поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её безопасной и в физическом и в психологическом смысле.
С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе – "Экономика должна быть экономной", когда по тёмным улицам городов, не только провинциальных, но и столичных, ночью отваживались передвигаться только местные хулиганы...
Сегодня, несмотря на повсеместное копирование Запада, темнота в городах и посёлках так и осталась, несмотря на сэкономленные киловатты электричества.
Я не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо то и одного не статистического, но живого человека.
Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан делать жизнь удобной для человека. Автобусы, часто почти совсем пустые, ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь по графику. Целые электрички пустуют в конце дня, но те, кто придёт на станцию где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут туда, куда им надо или туда, куда они хотят...
На это направлена и вся материальная культура и никто, допустим в Лондоне, не будет сохранять какой-то уголок города пусть и старый, и исторический, если это неудобно для тех жителей или владельцев предприятий, которые "прописаны" в этом районе и живут здесь сегодня.
Другое дело, что старое умело вписывается в новое высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.
Очень много мест в Лондоне, где старое, ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво с новым, а иногда и с суперновым - в этом сочетании, привлекательность для туристов, но в этом, и сохранение удобства жизни для наших современников, в современном городе.
Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик в центры современной культуры.
И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма по проекту известного архитектора профессионала, решит построить офис – высотку или небоскреб - все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут районо – образующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты рынки, магазины и магазинчики. А вокруг разместятся множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов, но и кормить в обеденное время множество клерков, работающих в этой высотке...
Мне хотелось бы добавить по поводу русских "охранителей", что если протестовать, как это делали и делают они, в разных частях России в отношении нового в той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центре Москвы, Питера, Новосибирска.
На мой взгляд, эти убогие "экономные" многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики, напоминают тюремных затворников отделённых от воздуха, от природы, от деревьев и травки зелёной нелепой многоэтажной "тюрьмой", в которую люди вынуждены вселяться, потому что им кажется, что на Западе так живут.
Ничего подобного, – могу вам авторитетно заявить! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а роскошных, с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев. Остальные живут в двух – трёх этажных домах, на огромных зелёных пространствах, с обязательным садиком подле каждого дома или домика.
Я понимаю, что в России, эти жалкие многоэтажки – "рабочие общаги" - строят для бедных, но ведь помимо бедности, люди имеют человеческое достоинство!
Их дети тоже должны иметь право жить нормальной жизнью - копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек...
... Ещё один замечательный момент, который надо бы перенять русской культуре у английской культуры - множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и ещё множество разных учреждений культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты...
В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения и это конечно не только расшатывает русскую национальную культуру, но и делает наших детей нелюбопытными и отсталыми, вносят в общество элемент кулацкого "жлобства", стяжательства и алчности...
И последняя иллюстрация - в русских новостях, я смотрел сюжет о приамурском посёлке, в котором года полтора назад развалился водопровод и воду стали продавать в определённой точке посёлка, привозя её в автоцистернах.
Посёлок этот находится не в безводной пустыне, куда надо через тысячи километров проводить водопровод, но он находиться в Сибири, где чистой воды в реках и озёрах сохранилось с избытком.
Я, глядя на эту картинку, с грустью подумал, что вместе с таким отношением к людям и между людьми, просматривается и воспитание, и культура в том числе, и вот те самые жлобства и стяжание, которыми постепенно подменяются национальные качества характера русских людей, таких как щедрость и гостеприимство.
Кажется, что одно с другим слабо связано. Но у меня накопилось за эти годы множество примеров, когда русские, якобы, копируя Запад впадают в элементарную экономическую и культурную дикость, что рано или поздно прорастёт невзгодами и катастрофами социальными и культурными...
Только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура в соревновании с пришлой будет выходить победителем, тогда и русским людям будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена считалось русской национальной особенностью. Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы очень любили бывать в Союзе, восхищались гостеприимством и открытостью русского человека. Тогда их, иностранцев, доставали советские чиновники, это так, но сегодня в России если не все, то многие хотят на них заработать и чем беззастенчивее, бессовестно больше, тем лучше.
Если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то всем от этого будет лучше. И конечно культура напоказ, культура за деньги – это ширпотреб - не сохранение, а разрушение того культурного богатства которое ещё остался в России.
Но главное, что когда культура станет делом народа и духом народа, наши дети и внуки будут гордиться культурой родины, а не стремиться заменить всё это богатство однообразием и пошлостью западной масс – культуры, – культуры, на продажу...
Апрель 2008 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal
Свидетельство о публикации №225070300763