Вера истинная и вера по-своему

Проблема нашего спасения всегда была и есть только в нас самих и нашей вере в Бога. Но действенной и спасительной является далеко не всякая вера, а только вера в Господа - Любовь, рожденная в нас любовью к Нему! Любовью истинной, предметной, деятельной. Лишь такая любовь существует в духе и истине Его. Только ей мы обретаем способность услышать слово Господа и принять помощь Его. Всякая иная вера в Господа порожденная не любовью, а иными чувствами: страхом, корыстью, вожделениями и т.д. - есть порождение страстей и поэтому полностью бесполезна для нас! Но именно к такой вере располагают захватившие нас страсти.
 
По их хотениям и соблазнам в людях неосознанно для них возникает лукавое подменное понимание как Самого Господа, так и всего и сказанного Им. Так по обману страстей многие люди оказались не истинно, но вполне искренне, по-своему, верующими в Господа. Эти люди могут быть разными - добрыми и злыми, но проблема понимания Бога и служения Ему у всех у них общая. Вот добрый человек по-своему верующий в Господа согрешил на близкого своего раздражением. Он искренне огорчен, расстроен, корит себя за грех и просит у него прощения. Все правильно! Нужно чтобы обиженный им тоже страстной человек простил его. Но вот дальше уже в молитве и на исповеди у священника этот человек просит Господа о том же самом!

Господи, - молит он, - прости мне грех раздражения и возмущения, избави меня от гнева Твоего и благослови…. Человек не понимает, что прощение его греха зависит не от «каприза» Господа, а от него самого, от изменения его любовью и его отношения к другим людям и природному миру. Получается, что на бесстрастного Бога еще на Кресте простившего всем и все прошлые и будущие грехи им неосознанно накладываются страстные человеческие отношения. И человек просит у Господа то, что никак не относится к Нему и не просит у Него самое нужное. То, что действительно может дать только Он один - это помощь людям в борьбе и победе над эгоизмом и себялюбием страстей! Без этого все уже прощеные грехи и прошения их снова простить будут бесконечно повторяться, множиться, что собственно с нами и происходит….

Есть и совсем другие люди никак не желающие расставаться со своими страстями, видящие в них лишь простые человеческие слабости. Тоже неосознанно они не могут, не хотят смириться с промыслом Бога о человеке. От Господа эти люди хотят себе спасения вместе со своими неразлучными страстями, желая вечно получать от них уже привычное удовольствие. Не видя в них ничего плохого и по-своему понимая Бога эти люди искренне верят, что Господь по милосердию Своему спасет их за веру и усердие! Совсем не вникая в то, что истинная любовь к Богу не только подавляет страсти себялюбия и определяет поступки человека, но и сама проверяется всем этим, они по-своему понимают слова Блаженного Августина: «Возлюби Бога и поступай, как хочешь»! Они вполне искренне верят, что Бога можно любить отдельно, независимо от своего отношения к людям и окружающему миру.

Именно по такой своей «любви» они постоянно ходят в Храм, по-хозяйски проталкиваются на «свое» место, часто исповедуются и причащаются Святых Таинств, строго соблюдают посты и все правила церкви. По этим своим «заслугам» они во время службы ходят, разговаривают, шепчутся, игнорируя всякие к ним просьбы и пожелания. Вполне искренне считая себя у Господа «своими» они даже не подозревают, что желая такого спасения, хотят себе вечного существования в своей смерти. Это и есть планы дьявола о человеке!

Такое лукавое по страстям понимание Бога было в древней ветхозаветной еврейской церкви, о которой сказал пророк: «Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). Именно там было разделение отношений к Богу и людям! Страстной образ этой церкви, всегда искавший причину всех проблем вне себя, тогда и породил понимание Бога - как грозного, мстительного, долго не прощающего грешного человека. Грозного судью, которому для Его «умилостивления» над человеком и прощения его грехов требовались многие внешние видимые Ему сокрушения душ человеческих: обильные и частые жертвоприношения, плач, стенания и растерзание одежд, посыпание прахом голов, посты, и все тому подобное. Вопрос об изменении самих себя перед людьми даже не стоял!

И ныне как тогда не измененное любовью и раскаянием душевное состояние людей упрямо понимающих причину отпущения их грехов не в самих себе, а в милосердии Господа ничего доброго им не сулит. Такой человек говорит в себе: Господи, я вообще-то хороший, но из-за обстоятельств моей жизни я поступаю не так. Прости меня Господи, - думает он без всякого раскаяния, - благослови и будь милостив ко мне, отпусти мне грехи, ибо я вынужден совершать их из-за этих обстоятельств, измени их и тогда я не буду больше грешить и стану поступать хорошо! Здесь нет и тени раскаяния, потребности – «в смирении и терпении понимать, принимать и исполнять волю Его», но зато есть полная уверенность в своей правоте….

Тут мольбы о благословении - это мольбы о сохранении, а не изменении себя, а мольбы о помиловании - это мольбы об изменении «плохих» внешних для человека обстоятельств не соответствующих его себялюбию, не устраивающих его страсти, никак не потакающих им и препятствующих их удовлетворению. И вот такой человек просит: «Спаси Господи!».

Давайте вдумаемся в смысл этого прошения. Если оно касается его текущего земного бытия, то здесь все понятно и об этом уже сказано выше. Но если прошение касается истинного спасения от смерти, тогда тут ничего не понятно! Человек не хотящий расставаться со  своими страстями желает вместе с ними - таким, какой он есть попасть в Царство Небесное и так же как страстями Им наслаждаться…?? И вот об этом он молитвенно уповает на Господа! Но ведь Царство Божие это есть, прежде всего, внутренний мир человека, сформированный ценностями именно этого царства, и Царство Любви вообще не знает «внешних обстоятельств», ибо у любви нет, и не может быть никаких условий, как нет, и не может быть угождения себе. Что же будет делать его себялюбие в Царстве Любви…?!

Представить себе наслаждение такого человека Царством Божьим - так же невозможно, как и его появление в нем. Ну тогда, - скажет человек, - пусть Господь Сам изменит меня. Никак невозможно, - ответит учение Господа, - это будешь уже не ты! Бог никогда и не в чем не подменяет волю человека Своей волей, ибо тогда это будет совсем иное – не самостоятельное, уже не богоподобное творение. Даже временное изменение изначального телесного обличия человека, по его грехопадению, было лишь милостивой спасительной помощью ему и никак не затронуло его сущности!

Для Бога воля человека даже утратившая свободу по страстям его, тем не менее, оставалась его личной волей. Любой его выбор и волеизъявление, какими бы они ни были, всегда принимались Богом. Но по Своей любви к человеку Бог никогда не оставлял его. Пророческими словами и попущением порожденных его грехами разных обстоятельств в его жизни, здоровье и благополучии Бог вразумлял человека, но дел и поступков его никогда не исправлял! Это должен был делать сам уразумевший свою неправду и захотевший обращения к Богу человек. Уразумевший, что любовь к Богу выражается только в его любви к другим людям и всему природному миру и проверяется только ей! Именно человек, добровольно, по своей воле избравший любовь, раскаяние и обращение к Господу, становится прежним промысленным Богом соработником Ему. Только по любви, взысканной в своем изначальном образе, и никак иначе, способен человек принять милость и спасительную помощь Его!

Но рабство страстям и грехам, и в угоду им утрата истинного понимания Бога, запутанность человека и самой его веры сделали человека неспособным к обращению только своими силами. Вот почему так нужна была страшная Искупительная жертва любви, принесенная людям Господом! И тогда всемогущество любви победившей страсти себялюбия и все грехи его явило всесилие жизни победившей смерть….

Победное Воскресение Господа в нетленном теле, полное освобождение от гнета обреченности душевного и телесного рабства дьяволу и, наконец, сам путь спасения в Нем - Победителе смерти - все это было милостиво дано человеку Господом. Но дальнейший личный выбор пути был опять оставлен за человеком! Иначе для человека невозможно. Даже с Божьей помощью, но это должен быть только его личный выбор! И, как известно, спасение выбрали далеко не все. Бог никогда ни над чьей волей не творит насилия, тем более - волей человека, по промыслу Своему - соработника и хранителя Его земного мира. Всегда все дело только в самом человеке и его хоть уже несвободном от страстей, но осознанном самостоятельном личном выборе, происходящем по его вере и намерению….


Рецензии