Анатолий. Открывает шестое поколение. Детство 2
В начале 1945 года вернулась из Нагорска в дом тетя Анюта. Толику повезло больше, чем его братьям. Бабушка решила оставить его одного, как старшего внука, который должен был помогать ей по хозяйству и скрасить ее одиночество. Так что до двенадцати лет бабушка была для Толика не только бабушкой, но и фактически заменила ему мать. Поэтому все жители в округе Пантылки хорошо знали Евдокию (Авдотью), как воспитавшую собственных четверых детей и внука Анатолия. Чем запомнились ему эти годы с шести лет и до двенадцати?
Во-первых тем, что в 1946 году Анатолий пошел в первый класс в возрасте восьми лет. Он просился отправить его в школу год назад, но бабушка с тетей почему-то решили, что еще год надо подождать. Чем они рукодствовались, Толику было не понятно. То ли его старая одежда не пригодна для школы, то ли нужны новые валенки, но его убедили, что в школу он пойдет на следующий год.
И вот и наступило первое сентября 1946 года. Толик вместе со своей двоюродной сестрой Тамарой и с остальными деревенскими школьниками отправились в Ивакинскую начальную школу. Школа была в пяти километрах от Пантылки. Как всегда для первоклассников это был праздник, они ждали чего-то нового, что наконец-то научатся читать и писать и кто будет их учить. И вдруг перед ними появляется Василий Осипович Бабайлов в красивом черно-синем костюме, при галстуке, на которого можно было смотреть и любоваться и пока только слушать его. Он поздравил ребят с началом их школьной жизни, назвал свое имя и отчество и сказал, что он будет их учителем и воспитателем. После двух уроков появилась перед классом директор школы Татьяна Васильевна Якимова, поздравила их первым в и жизни учебным годом, нажелала всего им хорошего и сказала, что сейчас их покормят гречневой кашей. Видимо, кашу приготовили хозяева дома на первом этаже, потому что наверху был первый класс школы. Татьяна Васильевна попросила всех ребят сидеть за своими партами и ждать их с кашей. Учитель принес большую кастрюлю, а директор алюминиевые маленькие тарелки с поварешкой (половником), с ложками и они начали накладывать кашу в тарелки. Попросили девочек разносить тарелки с кашей по партам. Дальше учитель и директор пожелали ребятам отличного аппетита и покинули класс. Каша была жидкая, и Толику казалось что это и не каша, а что-то похожее на густой суп. Но он и все школьники, молча и быстро съели кашу. Кто-то спросил, а куда девать пустые тарелки? Кто-то из учеников даже попросил выбросить их к окно на улицу. Пока они обсуждали этот вопрос, появился учитель, назвал двух девочек как дежурных на сегодня и поручил отнести не мытую посуду вниз на первый этаж. Затем учитель раздал ученикам по одной тетрадке и попросил их беречь их, так как других тетрадей дальше не предвидится. Дальше он роздал всем какие-то напечатанные листы бумаги, расчерченные им линиями, такими же, как и в тетрадях, дал задание дома написать красиво какие-то палочки и стал объяснять, для чего это нужно сделать. На этом последний урок первоклассников закончился. Учитель попрощался с ними и все отправились по своим деревням. Толик с Тамарой подошли к переулку с дорогой на Пантылку, и здесь их встречает председатель колхоза Александра с телегой на лошади.
- Садитесь ребята! Сегодня я решила сделать вам подарок и отвести вас домой. Приезжала в сельсовет и вот решилась забрать школьников. Сейчас подождем остальных и поедем.
Ждать пришлось, наверное, минут сорок. Председатель расспросила ребят, как прошел первый день в первом классе.
- Нормально, тетя Саня! – отчитался Толик, а Тамара кивнула головой в знак согласия.
Пока ждали старшеклассников, Анатолий рассуждал про себя, что это за гречка, он ее еще не видал. Хотя, сваренная на воде без масла, она показалась ему не очень вкусной. Но, видимо, сытная, потому что чувство голода не испытывал. Подошли к телеге сын Александры Алешка, ученик третьего класса, Зойка – его двоюродная сестра и одноклассница, Алешка Танин, брат Зойки, ученик второго класса. Старший Алешка сразу отобрал вожжи у матери, и они отправились в Пантылку. День был солнечный и по-летнему теплый. Дорога в основном проходила по лесу. Когда почти подъезжали к деревне, где-то в стороне начиналась гроза, гремел гром. Но до дождя успели доехать до деревни. Вот так начался первый день школьной жизни Анатолия. Дальше начались будни, занятия по чистописанию, по букварю и арифметике. Начали читать вслух, решать простейшие задачки. У Толика никак не получалось произнося буквы, сложить их в слова. Пожаловался тете Анюте. Она говорит: «Сейчас я тебя мигом научу чтению по слогам. Надо слово делить на слоги». Показала, как это делается, и Толик быстро освоил методику чтения слов. Так что спасибо тете Анюте, за то, что научила его этому «ремеслу» достаточно быстро. То же самое было со сложением и вычитанием чисел. Тетя Анюта и здесь была на высоте. Предложила ему делать это столбиком. И снова он быстро понял это и решал задачки довольно быстро. К концу первой четверти он был уже ударником, получил вместе с табелем в подарок две тетради и два карандаша. Тогда и тетради, и карандаши были большим дефицитом, поэтому Анатолий очень гордился этими подарками и старался получить их и в следующих четвертях первого класса.
Во-вторых, помнится, что на октябрьские праздники 1946 г. приезжал впервые после войны в гости дядя Митя из Свердловска, привозил разного сорта карамелей и других сладостей, так что мой ударный табель был вознагражден и подарками дяди. Дальше началась зима, ходить каждый день в школу по морозам было опасно, поэтому бабушка подыскала ему в деревне Ивакинцы квартиру. Жил там, в деревне вплоть до третьего класса в зимние дни, иногда по целым неделям. Детей у хозяйки, как он понял, не было, лет ей было уже под пятьдесят, поэтому она не плохо его опекала и иногда варила что-то горячее из продуктов, присланных ей бабушкой.
Второй год учебы Толику как-то ничем особым не запомнился. Помнится, что учеников второго класса перевели в другое здание школы, и их учителем стала Валентина Васильевна. У нее Толик по-прежнему был хорошистом.
В третьем классе уроки стала вести директор школы Татьяна Васильевна Якимова. Очень красивая молодая девушка, одновременно и строгая, с которой связана особая история, сыгравшая свою роль и в судьбе Анатолия. Дело в том, что наш сосед, ровесник дяди Мити, Нестеров Владимир Николаевич, когда-то учился вместе с Татьяной Васильевной. И был в нее так влюблен, что ни от кого этого не скрывал, говорил всем, что он обязательно женится на ней и увезет ее на Дальний Восток, где он в то время проходил службу.
Приезжал он только один раз в году, и тогда они встречались с Татьяной Васильевной, а все остальное время она была предоставлена самой себе. А тут время было послевоенное, молодые люди возвращались домой с полей сражений, почти все в орденах и медалях и естественно многие из них не прочь были пофлиртовать с Татьяной Васильевной. И некоторые люди видели ее встречи с тем или иным молодым человеком, а молва быстро доносила эти слухи до Пантылки.
Дальше приезжал в очередной отпуск Владимир, причем, каждый год в новом офицерском звании пограничника Советской Армии, мать и ее подруги тут же ему докладывали все «прегрешения» Татьяны. И Владимир, выпивши с горя, начинал плакать и доказывать, что несмотря ни на что он ее обязательно увезет, что она будет только его.
Детский ум Толика начинал соображать:
- Неужели бывает такая любовь?
И когда это действительно произошло, и они поженились, мальчишки тех лет, просто были влюблены во Владимира, им хотелось быть во всём на него похожими и любить также крепко, как любил он. Но пока об избраннице Толик не помышлял. Но все-таки иногда, сравнивая девочек своего класса, он рассуждал, кто из них был бы в будущем его женой.
В третьих, Владимир покорил всех ребят не только преданностью к одной девушке, но и своими какими-то слишком взрослыми советами, заботами о каждом из них. Он привозил из Владивостока через всю страну целый чемодан тетрадей и прочих школьных принадлежностей и раздавал в качестве подарков каждому из ребят. А Толю он ободрял и тем, чтобы не сдавался и достойно жил без матери, отлично учился, и тогда будешь хорошим человеком, во всяком случае, лучше, чем его отец. И эти практически «отцовские» наставления сыграли очень большую роль в судьбе Анатолия.
В 1948 или 1949 гг. наконец состоялась свадьба Владимира и Татьяны, она уехала с ним на Дальний Восток. А в третьем классе пришла другая учительница Алевтина Афанасьевна Жуйкова. Такая приятная и симпатичная девушка, которая вскоре вышла замуж за брата Татьяны Васильевны и стала носить фамилию Якимова. С этой учительницей Толик окончил начальную школу, получил отличный табель с похвальной грамотой. Здесь же следует упомянуть и то, что в числе трех учеников был принят в пионеры в 4 классе. Почему-то другие ученики не решились стать пионерами, поэтому Толик получил пионерский галстук и с удовольствием его носил. И тут уж не показывать отличные знания было нельзя.
Из неприятностей обучения в школе следует назвать не очень приятное воспоминание о хождениях в школу. Как уже подчеркивалось, школа находилась в пяти верстах от Пантылки. И вот школьники, мал-мала меньше, осенью и зимой в мороз и дождь шли затемно в школу, через огромный хвойный, а значит и темный лес, в котором слышался то вой волков, то хруст убегающих от них лосей, то какие-то другие звуки и завывания. Это было страшно и опасно. В зимние времена можно было отморозить лицо и руки. С этим они боролись, как могли. Пока дядя Митя не привез им из Свердловска такие полушерстяные длинные колпаки, с вырезом отверстий для лица. Это было для школьников настоящее открытие, благодаря которому им был не страшен любой мороз.
А вот встретиться со стаей волков или с лосиной семьей им очень не хотелось. Только однажды по осени, когда еще не выпал снег и волки были особенно опасными, школьники вышли из леса, смотрят, а там впереди на дороге лежит стая волков. Кто-то полушепотом крикнул: «Волки…», и они все рванули обратно в лес и домчались бегом без какой-либо передышки до самой Пантылки. Взрослые, конечно, им не поверили и тут же заставили поработать на токе, если они побоялись волков. Правда, дня два дальше кто-то из взрослых их провожал, а дальше они снова ходили одни.
Среди тех, кто мерил версты ежедневно были: два Алексея, Толик, Зойка, Райка, мои двоюродные сестры Тамара и Ира. Алексей Николаевич и Зоя окончили школу раньше остальных. Поэтом Алексей уже учился в семилетней школе в селе Пантыл, а Зоя перебралась куда-то в поселок Первомайское и строилась там у кого-то нянькой. Как не странно, но именно пантыльские школьники определяли начало весенних каникул. Как только где-то во второй половине апреля они не появлялись в школе из-за того, что разлились по дороге в школу две речки, через которые пантыльчане не смогли перейти, так тут же объявлялись каникулы и для всех остальных детей. В 1949 году школу окончил Алешка Танин, а через год – Толик и двоюродная сестра Тамарка. Ну а дальше, кто хотел продолжить обучение, нужно было искать семилетнюю или среднюю школу. В округе деревни Пантылка была только одна семилетняя школа в селе Пантыл, но до которой осенне-летнюю погоду, по прямой, было семь километров. Ну а в зимнее и раннее весеннее время дороги от Пантылки уже не было, нужно было идти через Ивакино и дальше через деревню Черменята в село Пантыл. А это было более одиннадцати километров.Поэтому Анатолий, которому хотелось продолжать обучение с бабушкой думали, думали и надумали, что ему нужно перебираться к отцу в Кирово-Чепецк (тогда еще просто ТЭЦ-3) и учиться там. Это было сделано, но с большой неохотой для Толика, так как он видел в каких стесненных условиях жила новая семья отца (комната была у мачехи 12 кв. м., на которых уже проживало 5 чел., а он оказывался шестым жителем). Но делать было нечего, и ему пришлось переезжать тогда еще в бурно строящийся поселок городского типа.
Свидетельство о публикации №225070401058