Как инерция порождает хаос?
Такое явление, как эффект бабочки, мы можем нередко наблюдать в жизни социума. Например, в экономике: финансовые пузыри, обвалы рынков, паники формируются на основе накопленных мелких изменений в поведении агентов. Небольшая новость, распространённая в СМИ, может вызвать резкое падение фондового рынка из-за нелинейной реакции участников рынка и алгоритмов торговли ценными бумагами. Глобальная рецессия, поразившая мировую экономику в 2008 г. , начиналась с ипотечного кризиса, в вероятность которого мало кто верил из крупных воротил фондового рынка ровно до тех пор, пока он не случился. В демократических обществах, исход выборов может оставаться непредсказуемым до самого последнего момента ,когда будут оглашены результаты подсчёта голосов. Разумеется, если речь идёт о честных выборах.
Социальные сети тоже вносят свою лепту в непредсказуемость поведения социума: всего лишь один пост в одной из популярных сетей может вызвать целую волну массового обсуждения и ,в итоге, привести к изменению поведения миллионов людей на рынке ( лихорадочной продаже акций, валюты, других активов).
Всем нам приходится перемещаться по городу: подолгу стоять в городских пробках ,в ожидании пока они не рассосутся и мы сможем ехать дальше. Городские пробки тоже возникают из-за малейших отклонений в движении, из-за случайных аварий, приводящих к многочасовым заторам. Предсказать всё это и заранее отрегулировать движение таким образом, чтобы полностью исключить пробки, мы не можем.
Итак, мы убедились в том, что инерция, нарастающая в системах, время от времени порождает хаос. Но не напрямую, а через посредство случайных событий, предсказать которые в рамках современной науки нельзя.
Теперь попробуем определить с позиций нелинейной динамики, что же такое хаос? Первая мысль, которая приходит на ум, при ответе на этот вопрос, хаос- это беспорядок в доме, когда все вещи разбросаны случайным образом. Мы испытываем чувство внутреннего дискомфорта, когда вдруг обнаруживаем, что наша любимая чайная кружка не стоит на том месте, где мы её привыкли видеть. После недолгих поисков, мы обнаруживаем её совсем на другом месте. Привычный порядок нарушен, и это доставляет нам неудовольствие.
Как видим, с хаосом тесно связано понятие порядка, иерархии, субординации. Все вещи должны находиться на своих местах. Когда привычный порядок нарушен ,возникает хаос.
Разумеется, в науке определение хаоса звучит несколько другим образом. Это не беспорядок в доме, а вполне закономерный, но чрезвычайно чувствительный к начальным условиям процесс. Теория хаоса- это раздел нелинейной динамики, изучающий непредсказуемое поведение сложных систем. Если говорить коротко ,опуская некоторые подробности.
Вернёмся к социальным и политическим системам. Особенно чувствительны к инерции автократические режимы, обладающие к тому же непомерно раздутым и дорогостоящим бюрократическим аппаратом. В таких режимах ,практически отсутствуют или крайне ослаблены обратные связи между обществом и государством. Государство не интересуется мнением общества, предпочитая разговаривать с ним с позиции силы и запретов. Люди молчат, терпят, стараются адаптироваться к обстановке, несмотря на всё своё недовольство – это создаёт в стране иллюзию стабильности. По телевизору показывают картинку, далёкую от правдивой, но радующую власти. Тем временем ,в системе происходит нарастание скрытого напряжения, которое власть, на первых порах ,старается не замечать. Она по-прежнему уверена, что общество находится под её полным контролем. Управленческая инерция заставляет власть двигаться прежним курсом. Требования ,проблемы ,конфликты не разрешаются своевременно. Вместо решения действительно важных вопросов, власть занята обсуждением второстепенных тем, имеющих крайне довольно опосредованное отношение к реальности. Между тем, энергия социального протеста накапливается, как давление в котле. Некоторое время инертная система демонстрирует своё внешнее спокойствие и целостность, хотя внутренне она давно перегрета. Все ждут, когда прилетят чёрные лебеди и система погрузится в хаос. Да будет нам позволено воспользоваться метафорой Нассима Талеба.
Свидетельство о публикации №225070401205