Жертвы ельцинизма чтобы помнили

Период 90-х годов в истории нашей страны стал незаслуженно и неприятно культовым. Я неоднократно писала в Сети, а также здесь, на сайте Проза. ру, что уже можно сейчас составлять антологию о том времени, как раньше составляли антологии о Великой Отечественной войне и Великой Октябрьской социалистической революции. Для такой антологии можно использовать произведения, созданные он-лайн и офф-лайн: по горячим следам и в форме воспоминаний.
Но книги о войне и революции очень вдохновляющи, а уж о борьбе с царизмом ("Белеет парус одинокий" Валентина Катаева, "Артёмка" Аркадия Василенко", рассказы Е. Верейской, "Светит вдали огонёк" Маргариты Сенгалевич, "Дорога уходит вдаль" Александры Бруштейн) перекроют всякую интригующую муть в лице "величайшей" Марининой! И о Гражданской войне. Была такая серия, - "Библиотека советского романа". В издании принимали участие издательства "Правда", "Советский писатель". Толстые строгие тома в однотонных обложках. Георгий Марков, Савва Драгунский, Михаил Алексеев. Это то, что есть лично у меня.
Всё, что написано о 90-х годах, - то, что мне попадалось, - отравлено разложением. Роман Сергея Шаргунова "1993" с точностью до невозможного отразил тяжёлую атмосферу тех лет, и разложение нравов. Правда, в лице ГГ и её мужа оно началось ещё при СССР.
Или же это может быть подборка, какие делают на сайте Литрес и Лайвлибе. В 2020 года Литрес составлял интересную, но очень тяжёлую серию электронных книг о взрыве на ЧАЭС.
Такую антологию или подборку можно сделать в двух вариантах. Либо по годам, либо по периодам. Потому что "чёрное десятилетие" можно смело разделить на три периода: начало, середина и конец. Начало - это эйфория разрушения. Середина, 1995 год, празднование 50-летия Победы над фашизмом, это уже год национального возрождения. А конец 90-х - уже другая эпоха.
Но опять же, нельзя забывать и о 1990 годе. У этого года особый статус. Это ещё СССР. И 1991 год - это больше чем наполовину СССР.
Нет, антологию или подборку лучше делать всё-таки по годам.
1990 год - ещё СССР.
1991 год - путч, ГКЧП, снос памятников, вандализм.
1992 год - "шоковая терапия", "отпуск цен". Борьба старого и нового.
1993 год - ваучеры, приватизация, расстрел Верховного Совета.
1994 год - обвал рубля в октябре, начало войны в Чечне.
1995 год - 50-летие Победы, штурм Грозного, война в Чечне, захват Буддёновска Басаевым.
1996 год - позорные выборы "Голосуй сердцем!"
1998 год - дефляция и дефолт, спасение страны академиком Евгением Примаковым.
1999 год - начало Второй Чеченской.
Вы можете вспомнить и добавить другие события.
Но самое главное - это люди, их судьбы. Умершие от невозможности получить медицинскую помощь, потерявшие жильё. Жертвы ельцинизма.
Кого бы лично я включила бы в эту антологию, если бы составляла её?
Я составляла бы по годам.
Например, в том "1993" я поместила бы повесть Алексея Варламова "Рождение". Она об ожидании малыша, о борьбе за его жизнь, о вере, о духовном возрождении. Экономические изменения в стране не коснулись героев, у которых принципиально нет имён, просто мужчина и женщина, с прописной буквы. Они просто живут и работают, видно, их предприятия или организации не пострадали от реформ и приватизации, было и такое. Но вот этот давящий мрак 1993 года, полная безнадёжность на фоне личной, вневременной и не зависящей от политики драмы.
Роман "1993" Шаргунова я не стала бы включать в свою антологию, там слишком много мерзостей.
1994 год - дневник "Записки больничного охранника" Олега Павлова. Там ни одной светлой минуты, ни одного светлого события. ГГ тоже не вызывает симпатии, как тряпка, как и большинство населения "новой России".
И ещё романы "Никто" и "Сломанная кукла" Альберта Лиханова, тоже неприятные, как и всё вышеперечисленное.
Некоторые боевики и детективы "вылежались", наполнились соком, и стали теперь, как старое вино: они хранят информацию о том периоде.
Разые темы стоит осветить, о всех слоях общества. Чтобы помнили.
А какие книги о данном периоде истории могли бы предложить вы для этой воображаемой антологии?


Рецензии